Ссылки для упрощенного доступа

10-летие атаки на Грозный


Программу ведет Кирилл Кобрин. В программе принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.

Кирилл Кобрин: Ровно 10 лет назад - 26 ноября 1994 года - силы Временного совета Чечни при поддержке российских вертолетов и бронетехники атаковали город Грозный. Операция закончилась полным провалом. Через два дня по улицам чеченской столицы сторонники Дудаева провели колонну пленных. А еще через некоторое время части федеральной российской армии приступили к военным действиям, получившим название "наведение конституционного порядка на территории Чеченской республики".

Олег Кусов: В 1994 году в Чечне была сформирована внутренняя оппозиция. Ее представители утверждали, что смогут легко и быстро отобрать власть у Джохара Дудаева. Рассказывает Виктор Баранец, в те годы - пресс-секретарь министра обороны России.

Виктор Баранец: В некой голове - то ли кремлевской, то ли генштабовской, то ли минобороновской - созрела идея сформировать в Чечне так называемую оппозицию. В Надтеречном районе была группа людей, которые часто приезжали в Кремль, преследуя прежде всего свои политические интересы, что если Москва танками дожмет Дудаева, то власть достанется им. Москва давала им деньги мешками, и один из них мне рассказывал, что они просто на ощупь раздавали деньги. Мало того, мы же помогали им и оружием. Но странная вещь: им шло оружие, а потом наши спецслужбы не досчитывались ни машин, ни боеприпасов, ни автоматов, ни пулеметов. Люди тут же живенько стали наваривать на этом свой бизнес.

Олег Кусов: Военный поход оппозиции на Грозный 26 ноября фактически стал первым крупным сражением чеченской кампании. Победу в нем одержали сторонники Джохара Дудаева. Продолжает Виктор Баранец.

Виктор Баранец: Огромная группа смертников, которых сзади подгонял Егоров, была заранее обречена на смерть. Тут же до 500 человек погибло! Мало того, дудаевцам досталось оружие, потому что многие танкисты просто побросали танки, БТР и убежали. Это была в высшей степени политическая авантюра, сделанная на совершенно сырых генеральских тактических расчетах.

Олег Кусов: Представитель оппозиционного Временного совета Руслан Мартагов утверждает, что Москва и тогда вела двойную игру.

Руслан Мартагов: Те силы, которые хотели предотвратить конфликт с помощью внутричеченских сил, то есть руками чеченской антисепаратистской оппозиции, они давали нам оружие из Моздока. И в тот же момент из этого же Моздока, из тех же складов получали оружие дудаевцы. Так вот, 26 ноября мы встретили такой массированный огонь, который вряд ли в той войне еще был. Там у нас была неудача, да, но мы думали, что то, что мы делаем, нужно этому государству, России. Ведь фактически мы спасли на тот момент Россию от большой кавказской войны. Мы! Потому что окружающие народы поняли, что не все там гладко, в Чечне, как им преподносят, если там внутри уже пошла война. И они на тот момент остановились, захлебнулись эти движения - в Карачаево-Черкесии... Ведь все было задействовано на то, чтобы все это поднять.

Олег Кусов: В это же время в Чечне действовала Миротворческая группа Руслана Хасбулатова.

Руслан Хасбулатов: Мы хотели выборы, договориться с Москвой. Когда Москва увидела вот такой реальный процесс, они что сделали - они быстро направили вооруженных людей, якобы вооруженную оппозицию, с целью разогнать Дудаева силой. В то время как мы провели митинг, разработали план, предложили Дудаеву начать конкретные с нами переговоры в отношении сложения власти, он, кстати, начал эти переговоры. Мне так и говорили, - целая группа командиров, самые близкие, - что «если ты хочешь, мы тебе привезем Дудаева в мешке». Я говорил: «Нет, он мне не нужен в мешке. Мне надо, чтобы к нему отнеслись с уважением. Единственное, чтобы он как-то сам прибыл сюда, мы бы начали переговоры».

Олег Кусов: Директор Института этнологии и антропологии Российской Академии наук Валерий Тишков, в начале 90-х годов занимавший должность министра по делам национальностей России, утверждает, что в 1994 году Кремль боялся прихода к власти в Чечне бывшего председателя Верховного Совета страны Руслана Хасбулатова.

В своей книге «Общество в вооружённом конфликте» Валерий Тишков пишет: «Вадим Печенев, занимавший должность заместителя министра по делам национальностей, любитель аналитических записок, написал на имя руководителя администрации президента Сергея Филатова записку: «Какими могут быть последствия прихода Хасбулатова к власти в Чеченской республике? Думается, что он довольно легко убедит свое чеченское окружение в необходимости подписания договора с Российской Федерацией, типа российско-татарстанского. Тем самым формула "ассоциированного члена Федерации" из исключения начнет превращаться в правило». Далее Печенев формулирует основную рекомендацию: «Приход к власти в Чечне любого деятеля харизматического типа, от Дудаева до Хасбулатова, пойдет во вред российскому государству». Поразительным в этом документе является рассмотрение ситуации сугубо в контексте верхушечной борьбы и личных политических интересов Ельцина».

Руслан Хасбулатов утверждает, что пытался убедить представителей антидудаевских сил отказаться от военного похода на Грозный.

Руслан Хасбулатов: Я их уговаривал: «Не делайте этого. Ведь вы же фактически дадите новый стимул для Дудаева». Они отвечают: «А нам не нужен мир, мы сюда не мир устанавливать пришли. Нам нужна война». Конечно, тогда возмущенные люди взялись за оружие, они полностью разгромили и разоружили, захватили вот этих танкистов. Таким образом они спровоцировали этот вооруженный конфликт. Первые атаки вертолетные они совершили 27-го.

Я пригласил к себе руководителей временной власти и сказал: «Я же вам говорил, я же вас просил не делать этого!» Они говорят: «А что мы могли сделать? Нам приказала Москва». Я говорю: «Но вы же могли в отставку уйти!» - Молчат. Вот так началась эта война.

Олег Кусов: В тоже время среди окружения Дудаева были люди, которые призывали чеченского лидера любыми путями избежать военного конфликта с Россией. Говорит бывший министр иностранных дел Ичкерии Шамиль Бено.

Шамиль Бено: К сожалению, Дудаев считал себя глобальным игроком. Я ему напомнил про судьбу Мануэля Норьеги в Панаме. Если бы в Чеченскую республику входили американские войска, британские, французские, - не потому, что я их люблю, а потому что они более дисциплинированные, - я бы их поддержал. И я шел бы впереди них, потому что они бы забросили два-три батальона - и для Чечни вполне хватало, если цель - Дудаев. Если же цель - чеченский народ, то, конечно, двух батальонов не хватило бы. Я ему сказал, что «они забрали бы тебя и часть твоего окружения, а нас оставил бы в покое; но к нам идет российская армия, которая переживает реформы, которая недисциплинированна». Буквально было сказано, что «она не имеет коммунистической дисциплины, а ценностей Иисуса еще не приобрела». То есть это большая банда вооруженных людей, которые, заявляя, что они добираются до тебя, своими танками раздавят сначала мою семью, мою улицу, а потом, может быть, случайно доберутся и до тебя.

Олег Кусов: Джохар Дудаев был убит в апреле 1996 года. Чеченская война продолжается уже 10 лет.

XS
SM
MD
LG