Ссылки для упрощенного доступа

Вступил в силу Указ президента России о выборах в Чечне


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Владимир Бабурин и Андрей Бабицкий и представитель Аслана Масхадова Саламбек Маигов.

Андрей Шарый: В "Российской Газете" во вторник опубликован указ Владимира Путина о выборах в президенты Чеченской Республики. Тем самым документ вступил в силу. На вопросы Владимира Бабурина отвечали спецпредставитель чеченского лидера Аслана Масхадова в Москве Саламбек Маигов и обозреватель Радио Свобода Андрей Бабицкий.

Владимир Бабурин: Пока никто не обратил внимание на, на мой взгляд, весьма странную строчку: назначить выборы первого президента Чеченской Республики. А кто же были до того? Кто был Джохар Дудаев? Кто был Аслан Масхадов?

Саламбек Маигов: Мне трудно комментировать такого рода позицию Кремля. Но если руководствоваться тем, что Кремль заявляет о выборах первого президента, тогда сразу встает вопрос о том, что договор о мире, который был подписан в Кремле между президентами России и Чечни, являлся всего лишь лицемерной фальшивкой. И сегодня, заявляя о непризнании собственных документов, собственной позиции, которые были сформулированы в ходе политического процесса 1996-го-1999-го года, в этом контексте такого рода формулировка выглядит абсолютно неуместной. И, более того, она, в общем-то, и непринципиальна, потому что изначально - как сам референдум, который иначе, как фарсом, и не назовешь, так и псевдовыборы в условиях эскалации военного противостояния и беспрецедентного насилия в Чечне - не могут быть признаны выборами в демократическом смысле этого слова. А, значит - нелегитимны.

Владимир Бабурин: Андрей, как вы полагаете, почему такая формулировка "назначить выборы первого президента"?

Андрей Бабицкий: Российская государственная логика нынешней власти не признает выборы Джохара Дудаева и выборы Аслана Масхадова состоявшимися. Сергей Ястржембский уже не раз говорил о том, что эти выборы проводились не по российскому законодательству, а, соответственно, они не могут быть признаны. Я думаю, здесь как раз все достаточно просто. Верно говорит Саламбек Маигов, если документ – договор о мире, который, пусть даже в соответствии с представлениями нынешнего российского президента был дезавуирован походом на Дагестан Шамиля Басаева и фактическим, в его интерпретации, объявлением войны в России, но, тем не менее, это государственный документ, и Владимир Путин является наследником и правопреемником предыдущего президента, предыдущей российской властной команды... Поэтому мне тоже представляется странным то, что сегодня Кремль пытается писать историю Чечни, историю взаимоотношений России и Чечни с нуля, не пытаясь заглядывать в какие-то очень сложные моменты истории этих взаимоотношений. Я думаю, что это не очень верный подход. И эта линейность желания выправить историю топором свойственна всему комплексу тех методов, которые использует сегодня Россия в Чеченской Республике.

Владимир Бабурин: Ахмад Кадыров стал главой временной администрации Чечни в июне 2000-го года. И одновременно с его назначением Владимир Путин подписал тогда указ об организации временной системы органов исполнительной власти в Чеченской Республике. И в этом законопроекте были зафиксированы достаточно серьезные ограничения прав жителей Чечни - цензура, обыски без санкции прокурора... Закон содержал такие нормы, как указ, как особый режим въезда и выезда, ограничение свободы передвижения по территории Чеченской Республики и прилегающим территориям, запрет на проведение собраний, митингов, уличных шествий, введение комендантского часа, ограничение свободы печати, потом введение предварительной цензуры, приостановление деятельности политических партий, досмотр жилищ, а Кадыров еще своим указом запретил митинги и уличные шествия дополнительно. И ничего это не отменено, и объявлены выборы.

Саламбек Маигов: Сегодня все, что называется Кремлем политическим процессом - в ряду которых псевдореферендум, объявленная амнистия, теперь выборы - на самом деле абсолютно никакого отношения к реальной обстановке в Чечне не имеют. И эти все действия носят некий виртуальный характер. На мой взгляд, это служит всего лишь пропагандистским обеспечением для продолжения силовой акции по покорению Чеченской Республики, по силовому разрешению этого конфликта. Кстати, к вопросу о заявлениях Ястржембского, я хотел бы отметить, что легитимность того или иного руководителя определяется не тем, в соответствии с каким законом этот человек был избран, а были ли соблюдены демократические нормы. Ведь сегодня президент Лукашенко не признается президентом Белоруссии в западном сообществе не потому, что он не был избран по американским законам - в случае с Соединенными Штатами Америки - а потому, что он был избран недемократическим путем. И такого рода заявления алогичны.

Сегодня в Чечне проводятся "зачистки", происходит бомбардировка горных населенных пунктов, и сегодня люди абсолютно лишены каких-либо прав и свобод, в том числе и основополагающего права на жизнь. Сегодня никто не скрывает, в том числе и чиновники кадыровской администрации вынуждены заявлять о массовых бессудных казнях, которые сегодня проводятся на территории Чеченской Республики. С одной стороны, проводится политика государственного террора, с другой стороны, для международного потребления организуются показательные действия типа референдумов и выборов, которые не имеют никакого отношения к истинному волеизъявлению народа.

Владимир Бабурин: В указе 2000-го года, который я цитировал, была еще такая норма записана: глава администрации Чечни назначается и освобождается от должности президентом России. Как вы полагаете, может быть, Ахмад Кадыров поэтому так и настаивал на скорейших выборах, потому что они нужны, прежде всего, ему самому. Ведь может так случиться, что он впадет в немилость, ему вполне могут, например, припомнить, что именно он – муфтий Кадыров – в свое время объявил газават России, поэтому он может быть уволен, поэтому ему надо избраться. А выборы уже журналисты, может быть, в шутку, а, может быть, серьезно называют, что это будут выборы Ахмада Кадырова президентом Чеченской Республики.

Саламбек Маигов: Собственно, вы сами ответили на свой вопрос. Вы процитировали эту норму, а я подумал, что эта норма будет сохранена и на случай выборов президента.

XS
SM
MD
LG