Ссылки для упрощенного доступа

Посещение Чечни Владимиром Путиным


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты и обозреватели Радио Свобода Муса Хасанов, Мумин Шакиров и Андрей Бабицкий, и политолог Андрей Пионтковский.

Андрей Шарый: Грозный неожиданно посетил президент России Владимир Путин. Рассказывает наш корреспондент Муса Хасанов:

Муса Хасанов: Утром 11 мая президент России Владимир Путин вертолетом из Моздока прилетел в Грозный. Всю первую половину дня российский президент провел на Ханкальской базе Объединенной группировки российских войск в Чечне, расположенной на восточной окраине чеченской столицы, где семье Ахмада Кадырова вручил звезду Героя Российской Федерации, а вдове погибшего с президентом Чечни председателя Госсовета республики передал Орден Мужества. Российский президент провел расширенное совещание с гражданским и военным руководством чеченской республики. Получивший в результате теракта на грозненском стадионе "Динамо" легкие осколочные ранения глава МВД Чечни генерал-майор милиции Алханов обратился к Путину с просьбой дать ему полномочия увеличить личный состав чеченской милиции еще на 1125 человек. Перед вылетом из Грозного Владимир Путин обещал руководству Чечни, что в ближайшие дни направит в Грозный группу из представителей министерств и ведомств России для обсуждения всех вопросов помощи республике. Исполняющий обязанности президента Чечни Сергей Абрамов заверил Владимира Путина, что руководство Чечни приложит все усилия для дальнейшего урегулирования и стабилизации ситуации в республике. Накануне в правительстве Чечни прошли кадровые перестановки. Своим указом Абрамов назначил первым заместителем главы правительства Чечни бывшего начальника охраны президента республики Рамзана Кадырова.

Андрей Шарый: Тем временем в республике продолжается реконструкция органов власти. Председателем Госсовета Чечни вместо погибшего в результате теракта 9 мая Хусейна Исаева избран Таус Джабраилов. До недавнего времени Джабраилов занимал в правительстве республики пост министра по делам национальностей, информации и внешних связей. Таус Джабраилов также назначен заместителем главы правительства Чечни. Уже определена предварительная дата выборов президента республики. Российские политики продолжают комментировать ситуацию в Чечне и вокруг Чечни после гибели Ахмада Кадырова. Обсуждается эта тема и в Государственной Думе России. Там работал наш корреспондент Мумин Шакиров:

Мумин Шакиров: Депутаты нижней палаты российского парламента на ближайшем заседании намерены выступить со специальным заявлением по поводу ситуации вокруг Чечни. Об этом заявил глава Комитета по безопасности Госдумы, член фракции "Единая Россия" Владимир Васильев. Бывший заместитель министра внутренних дел России генерал Васильев отказался говорить о содержании документа, но согласился дать комментарии по поводу первых назначений в руководстве республики. Речь идет об исполняющем полномочия президента Чечни Сергее Абрамове и о вице-премьере Рамзане Кадырове.

Владимир Васильев: Это ситуативная реакция, потому что нужно было немедленно принимать решение. Назначение Абрамова совершенно четко вытекает из Конституции, здесь вопросов не возникает. Он принял решение. Я полагаю, что человек, который облекается властью, тем более в экстремальной ситуации, вправе принимать решения. Хочу верить, что оно было правильным, обоснованным и законным. Все эти вопросы изучаются. Я думаю, что там никакой отсебятины конкретных людей никто не допустит, слишком много там вопросов. Я бы сказал, баланс сил совершенно четкий, он не изменился. Поэтому здесь у меня такой тревоги нет, хотя, безусловно, сейчас во многом ситуация изменилась, политическая, внутренняя ситуация. Здесь, конечно же, все, в том числе и мы, будем работать с тем, чтобы ситуацию стабилизировать и направить в правовое русло.

Мумин Шакиров: Владимир Васильев убежден, что претендентов на президентское кресло в Чечне будет достаточно.

Владимир Васильев: В Чеченской Республике сейчас много будет кандидатов, молодых и более взрослых, заслуженных.

Мумин Шакиров: Ваши коллеги-депутаты говорили о введении прямого президентского правления. Поддерживаете эту идею?

Владимир Васильев: Я поддержу любое решение, которое будет соответствовать адекватно происходящим событиям. Сейчас это покажет, если та тревога, которая есть в чеченском обществе, которая есть у нас в обществе в целом, кто следит, переживает за события в Чеченской республике, если она будет наполняться содержанием, то возможны любые шаги с тем, чтобы эту тревогу нейтрализовать, и те причины, которые осложняют ситуацию, естественно, выправить. Такая форма существует.

Мумин Шакиров: С официальным заявлением в Государственной Думе выступил спикер российского парламента Борис Грызлов. Как и полагается в таких случаях, он выразил соболезнование родным и близким погибшего президента Чечни и осудил теракт в Грозном.

Борис Грызлов: В такой день совершено злостное гнусное преступление. Я уверен в том, что все виновные будут найдены и, безусловно, преданы суду.

Мумин Шакиров: Новые назначения в руководстве республики Борис Грызлов принял к сведению.

Борис Грызлов: Этот вопрос находится в компетенции правительства Чеченской Республики, и все эти назначения находятся в правовом поле. Более, чем принять это к сведению, другой реакции у меня быть не может.

Мумин Шакиров: Это стабилизирует ситуацию?

Борис Грызлов: Сейчас, безусловно, начнется процедура подготовки к президентским выборам в Чеченской Республике. Насколько я знаю, уже ряд лиц заявили о том, что они готовы будут пойти на президентские выборы. Почему я это знаю? Потому что наши депутаты провели два дня в Чеченской Республике, общались со многими общественными деятелями. Партия "Единая Россия" - это та партия, которая имеет региональную партийную организацию в Чеченской Республике, она достаточно многочисленная, там 14 тысяч членов партии. Я думаю, что вопросы будущего избрания во многом будут определяться, в том числе, и партией "Единая Россия".

Мумин Шакиров: Как и следовало ожидать, самые эмоциональные комментарии по поводу назначения Рамзана Кадырова вице-премьером Чечни дал вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский.

Владимир Жириновский: Пусть сын продолжит дело отца, но толку не будет никакого. Только русский там должен быть. Племя на племя будет мстить всю жизнь. Порядка не будет, это уже длится сотни лет. Там много народов, тейпов, и ненависть, кровная месть столетиями. Тем более, десять лет войны, друг друга убивали, они полны ненависти и желания отомстить друг другу. Но пока пусть сын попробует. Он службу безопасности возглавлял, и у него есть желание продолжить дело отца. Но в дальнейшем - только переход к территориальному делению, никаких национальных регионов. Пока мы к этому не придем, война не закончится. Как в Российской Империи... Это все продолжение Советского Союза идет, клеточки национальные, а внутри клеточек еще есть, в каждом ауле свой народ и каждый мечтает, что их лидер был бы лидером всего региона. И так будет длиться бесконечно. А если будут русские - нейтральная фигура. Там двести лет был русский, было куда спокойнее. Представители местные не представляют весь народ. Естественно, скопившаяся ненависть, злость, скопившаяся еще за те времена. Тем более, сейчас, за десять лет войны.

Мумин Шакиров: На ситуацию вокруг трагических событий в Чечне отреагировал и глава Центральной избирательной комиссии России Александр Вешняков. По его словам, досрочные выборы нового главы республики должны быть проведены не позднее чем через четыре месяца после прекращения его полномочий. Ориентировочно это должно произойти не позднее первого воскресенья сентября этого года.

Андрей Шарый: Первые заявления о ситуации в республике сделал Владимир Путин после возвращения из своей короткой поездки в Грозный. Это было во второй половине дня, на заседании правительства. Российский президент распорядился увеличить на тысячу с лишним человек число сотрудников МВД Чеченской Республики и активизировать работы по восстановлению чеченской столицы.

Владимир Путин: Несмотря на то, что кое-что там делается, могу сказать, что с вертолета это выглядит ужасно. Первая задача правительства - обеспечить выплату компенсаций людям, которые потеряли жилье, но только выплатой компенсаций мы Грозный не восстановим.

Андрей Шарый: А вот что Путин заявил о расследовании теракта на грозненском стадионе "Динамо".

Владимир Путин: Руководителям всех силовых ведомств предписываю оказывать всяческое действие следственной группе. Преступники должны быть найдены.

Андрей Шарый: Владимир Путин вручил звезду Героя России семье погибшего 9 мая президента Чечни Ахмада Кадырова и подписал указ об увековечении его памяти. Информационные агентства цитируют президента: "Кадыров был уникальным человеком, абсолютно целостным, абсолютно порядочным и в высшей степени мужественным. Не может не вызывать уважения народ, у которого есть такие сыновья", - заявил Владимир Путин. О политической карьере Ахмада Кадырова расскажет мой коллега Андрей Бабицкий:

Андрей Бабицкий: Во время первой чеченской войны Ахмад Кадыров был не слишком заметен, но в этом не было его вины, поскольку сопротивление тогда руководствовалось идеями независимости никакой нужды и в дополнительной религиозной мотивации у него не было. Однако после окончания войны, когда оппозиция взяла на вооружение идеи радикального ислама, Кадыров понадобился Масхадову как духовное лицо, представляющее традиционную суннитскую религиозность. В этом длившемся несколько лет конфликте Кадыров оказался куда последовательнее чеченского президента. Если Масхадову свойственно было постоянно уступать перед угрозой вооруженных столкновений с ваххабитами, то Кадыров, напротив, в своих публичных выступлениях жестко осуждал оппонентов чеченской власти и призывал эту самую власть дать, наконец, отпор распоясавшимся бандитам. Кадырова многократно пытались убить, и авторство покушений ни у кого не вызывало сомнений. После вторжения групп Басаева и Хаттаба в Дагестан чеченский муфтий пытался убедить Масхадова публично осудить своих бывших соратников и возбудить против них уголовные дела. Масхадов отказался.

Если знать всю предысторию, то в целом уход Кадырова к федералам не воспринимается как предательство былых идеалов. Он видится, скорее, как итог вполне логичного пересмотра жизненных позиций под влиянием драматических событий в Чечне в период между двумя войнами. Однако дальнейшие события вносят в эволюцию Кадырова существеннейший изъян. В то время, как федеральные войска утюжат Грозный и чеченские села, когда тысячи его соотечественников погибают от бомб и снарядов, становятся жертвами внесудебных казней, подвергаются пыткам в концлагерях, Кадыров молчит. В сводках новостей он постоянно рядом с Путиным. Разговор идет о чем угодно, о мирной жизни, о скорой победе, но только не о тех издевательствах, которым подвергают его народ. Все это не отвечает образу политика, чей союз с Россией стал результатом желания вывести республику из тяжелейшего кризиса. Дальше - больше. За 4 года Кадыров создает службу охраны, которая разворачивает в Чечне террор почище федерального. Вполне вероятно, что путь Кадырова - это путь человека, искренне желавшего добра, но на каком-то отрезке пути принявшего решение удерживать власть любыми средствами - во имя реализации каких-то перспективных будущих планов. Но здесь его и подстерегала главная опасность. Сначала мирясь с насилием, он неизбежно вынужден был потом находить ему оправдание. А единожды поверив в его необходимость, сам постепенно стал источником насилия.

Андрей Шарый: Ситуацию в Чечне после теракта в Грозном и смерти президента республики Ахмада Кадырова и его ближайших сотрудников мы будем обсуждать в прямом эфире программы "Время Свобода" с московским политическим экспертом Андреем Пионтковским. Андрей Андреевич, прежде всего, я хотел бы попросить вас оценить поведение президента России Владимира Путина в эти довольно непростые для Кремля дни.

Андрей Пионтковский: Я сейчас нахожусь под впечатлением одной только что прозвучавшей фразы Владимира Путина. Оказывается, на десятом году войны президент России обратил внимание, что с вертолета Грозный выглядит ужасно. Может быть, это послужит толчком к какому-то переосмыслению его позиции. Что касается его реакции после взрыва в Грозном, то она как всегда, когда это касается Чечни, носит у президента спонтанный и эмоциональный характер. Возьмем хотя бы эту сцену 9 мая - стены Кремля в своей истории не видели такого, когда руководитель государства официально встречался с каким-то очень странно одетым субъектом, как будто сошедшим с экранов криминального детектива. На следующий же день последовало назначение этого молодого человека заместителем главы правительства, а, учитывая то, что глава правительства - это другой молодой человек, явно напуганный, из той плеяды проштрафившихся финансистов, помните, Бабич, Ильясов, которые почему-то, как штрафники, назначаются премьер-министрами Чечни. Это показывает, что президент не понимает провала его политики чеченизации и собирается ее продолжать, даже в худшем варианте, опираясь уже не на Кадырова, который имел хоть какой-то политический и религиозный авторитет, а на молодого боевика, еще более ненавидимого в Чечне, чем его отец, и прославившегося своими жестокостями и бесчинствами.

Андрей Шарый: Один из депутатов Государственной Думы назвал первые шаги Кремля по кадровым назначениям ситуативной реакцией. Мне кажется, вне зависимости от политических характеристик самого этого депутата Васильева, это достаточно точное определение того, что происходит в Чечне. Как вы считаете, Андрей Андреевич, речь идет о серьезной эрозии этой политики чеченизации конфликта, попытки одних чеченцев заставить воевать с другими? Как вы считаете, Кремль будет продолжать эту стратегию, после того, как первая ситуативная реакция сойдет на нет?

Андрей Пионтковский: Да, Васильев элегантно назвал ее ситуативной, я - спонтанно-эмоциональной. Да, я надеюсь, что все-таки придет власть к более спокойной, здравой и рациональной реакции. Любой кризис, любая трагедия открывает какие-то возможности. В прошлом году я неоднократно публично выступал во время президентских выборов в Чечне в поддержку кандидатуры Асланбека Аслаханова. Мне кажется, этот человек соединяет в себе два качества, комбинация которых почти невозможна. Он абсолютно лоялен Москве и, безусловно, пользуется доверием большинства населения в Чечне, потому что он всегда честно, и прямо, и жестко, в отличие от того же Кадырова, говорил о бесчинствах и жестокостях федеральных войск в Чечне. Вы помните, как Кремль фактически заставил Аслаханова снять свою кандидатуру, и, может быть, сейчас администрация найдет возможность исправить свою ошибку.

Андрей Шарый: Я хорошо знаю Аслаханова, он неоднократно был гостем вашего радио, я соглашусь с вашими характеристиками его политической позиции и личных качеств, на мой взгляд, это человек вполне достойный. Тем не менее, как вы считаете, этих качеств достаточно, чтобы Кремль сделал сейчас именно такой выбор? Ведь в выборе Кадырова сошлось еще и тейповое влияние, и возможность создать силовую структуру, которая ведет себя в Чечне так как ведет, и определенные моральные категории характера у Кадырова, которые сейчас так высоко оценивает Путин, но о которых многие говорят в других интонациях. Есть ли у Аслаханова и таких людей, как он, шансы возглавить Чечню?

Андрей Пионтковский: Именно те аргументы, которые вы сейчас приводите, мне излагали коллеги, эксперты из администрации президента год назад. Но ведь вся эта замечательная чеченизация создала новую проблему. Кадыров сам становился проблемой, в силу своей неуправляемости, а его сын может стать проблемой еще большей.

Андрей Шарый: Господин Пионтковский, может ли то, что сейчас происходит в Чечне и вокруг нее, привести к новой вспышке конфликта, или, по крайней мере, военную ситуацию Кремль по-прежнему контролирует?

Андрей Пионтковский: Я думаю, что такая острая фаза конфликта все-таки позади. Между прочим, не последнюю роль играет то, что резервы "исламского террористического интернационала" в последнее время были очень серьезно оттянуты на Ирак, который эти люди считают основным фронтом.

Андрей Шарый: Вы ожидаете серьезной предвыборной борьбы, более-менее честной, или считаете, что Кремль будет столь же жестко, как и в прошлый раз, контролировать ход предвыборной кампании?

Андрей Пионтковский: Мы об этом узнаем спустя несколько недель. Или Кремль поставит на молодого Кадырова, и его придется приводить к власти теми же средствами, что применялись год назад, или даст возможность целому ряду серьезных кандидатов, кроме Аслаханова, я бы назвал и Сайдуллаева, и того же Хасбулатова, попытаться завоевать доверие чеченского общества.

XS
SM
MD
LG