Ссылки для упрощенного доступа

Чечня начинает готовиться к новым президентским выборам


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют ведущий программы Радио Свобода "Кавказские хроники" Олег Кусов и корреспонденты РС в Чечне Амина Азимова и Муса Хасанов.

Андрей Шарый: В Грозном на стадионе "Динамо", где 9 мая в результате теракта погиб президент республики Ахмад Кадыров, в четверг было обнаружено еще одно взрывное устройство. Следователи допросили около 100 свидетелей и потерпевших. Заместитель генерального прокурора Сергей Фридинский отмечает непрофессиональные действия охраны. По словам Фридинского, следствие рассматривает несколько версий теракта:

Сергей Фридинский: Рассматриваются четыре основные версии, краткое содержание которых заключается в том, что террористический акт был совершен для дестабилизации обстановки в праздничные дни в республике, то есть, как говорят, терроризм в классическом стиле, и второе - террористический акт совершен для покушения на государственных деятелей, представителей власти в республике.

Андрей Шарый: Правительство и государственный совет Чечни обратились к президенту России с просьбой разрешить Рамзану Кадырову, сыну покойного Ахмада Кадырова, участвовать во внеочередных выборах главы республики. По конституции Рамзан Кадыпров не имеет права по возрасту баллотироваться в президенты. Участник заседания Госсовета Чечни зачитал обращение к Путину.

Голос: На политическом небосклоне Чеченской Республики нет другой политической фигуры, способной повести народ по избранному им на референдуме пути. Наша просьба к вам, господин президент, в том, чтобы вы поддержали кандидатуру Рамзана Кадырова и всячески способствовали снятию возможных препятствий для его выдвижения и избрания президентом Чеченской Республики. Мы уверены, что это единственно верный сегодня путь для сохранения в регионе мира и стабильности.

Андрей Шарый: Сам Рамзан Кадыров на встрече со своими сторонниками заявил :

Рамзан Кадыров: На пост президента не получится. Я лучше буду заниматься, как скажет избранный президент Чеченской Республики. Как народ скажет, так и будет.

Андрей Шарый: В Чечне продолжаются вялотекущие боевые действия. Об этом в репортажах корреспондентов Радио Свобода.

Муса Хасанов: Российские военнослужащие в различных районах Чечни возобновили практику ночных арестов местных жителей. В ночь на четверг в Шатойском районе, заблокировав селение Улус-Керт, почти полностью разрушенное в ходе боевых действий, из вагончиков, где вынужденно проживают около 200 сельчан, военные увезли в неизвестном направлении пятерых молодых чеченцев. Проводившие "зачистку" военнослужащие вымогали деньги, избили мужчин и женщин, пытавшихся воспрепятствовать грабежу - сообщили сотрудники администрации Шатойского района. В Урус-Мартановском районе в минувшей ночью неустановленные военные забрали из собственного дома и увезли в сторону райцентра 25-летнего жителя селения Комсомольское Зелимхана Исаева. До сих пор неизвестна судьба и жителя селения Чири-Юрт Шалинского района Чечни 30-летнего Рамзана Шаипова. В ночь на 9 мая Шаипова, подняв с постели, увезли в сторону города Шали российские силовики на трех автомашинах УАЗ без номерных знаков. При этом военные избили 80-летнего соседа Шаипова и его родственника Астамирова, в чьих домах проведены несанкционированные обыски. Жители селения Чири-Юрт выстали на автотрассе Грозный-Шатой пикеты и провели митинг с требованием вернуть их односельчанина, и наказать виновных в незаконных действиях военных.

Амина Азимова: Двое сотрудников райотдела милиции были расстреляны минувшей ночью в городе Шали. Около 22 часов начальник уголовного розыска лейтенант милиции Хусейн Сахаев вместе с сослуживцем возвращались домой. Недалеко от городской мечети их окликнули трое неизвестных, которые открыли по милиционерам огонь. От полученных ран Сахаев скончался на месте, второй милиционер в тяжелом состоянии доставлен в больницу. В МВД Чечни сообщили, что милиционеры успели открыть ответный огонь и ранить одного из нападавших. В районе введен план "Перехват," однако на данный час найти причастных к расстрелу милиционеров не удалось. В Грозном сегодня утром в результате обстрела колонны Министерства обороны России ранено трое военнослужащих. Группа моджахедов численностью до 6 человек открыла огонь по военнослужащим, проводившим инженерную разведку в промышленной зоне Заводского района, после чего нападавшие скрылись среди развалин нефтеперерабатывающего завода.

Андрей Шарый: О переустройстве власти в Чеченской Республике сегодня шла речь в Москве на заседании клуба "Открытый форум". В заседании клуба принимали участие ведущие российские эксперты. Рассказывает наш корреспондент Олег Кусов:

Олег Кусов: Участники заседания клуба "Открытый форум" еще не знали об обращении руководства Чечни к президенту Владимиру Путину с просьбой поддержать в качестве кандидата в президенты республики Рамзана Кадырова, но уже располагали информацией о намерении приближенных погибшего чеченского президента предложить кандидатуру преемника из своей среды. Говорит сотрудница информационного агентства "ИТАР ТАСС" Тамара Замятина:

Тамара Замятина: Я вчера разговаривала на эту тему с Таусом Джабраиловым, он был назначен председателем Госсовета республики, и разговор получился на редкость интересным. Во всяком случае, главная мысль у Джабраилова была такова, что нет ни у кого, ни в Кремле, ни в Москве, ни среди московских чеченцев, морального права выдвигать свою кандидатуру на пост президента Чечни, потому что это моральное право принадлежит команде Кадырова. Так он и говорил, глава Госсовета, что есть юридическое право, по которому и казак, и ногаец, и кумык может претендовать на этот пост, но моральное право для чеченцев священно, а это моральное право принадлежит команде Кадырова.

Олег Кусов: Как считает генеральный директор Центра политических технологий Игорь Бунин, Москва, скорее всего, согласится на сохранение власти у нынешней элиты Чечни.

Игорь Бунин: Сейчас будет сделана ставка на коллективного Кадырова, то есть на ту группу, которую сформировал Кадыров в течение последнего времени, и которая, казалось сначала, почти полностью погибла во время теракта, однако все-таки оказалось, что Али Исаев жив, что министр внутренних дел тоже жив, какие-то элементы этой группы сохранились, сохранился сын, сохранился Джабраилов, и из этих неких элементов будет попытка создать коллективного Кадырова. Искусственный коллективный Кадыров, частично виртуальный, на которого будет передана власть, и через некоторое время возникнет реальный лидер в этой группе. И будет продолжена эта политика чеченизации, которая после решения Путина об увеличении численности чеченской милиции, продолжается, от нее никто не отказывался. Она будет продолжена, конечно, в гораздо более напряженных условиях, потому что всегда, когда ломаются иерархии, проводить такую политику гораздо сложнее, чем когда иерархии уже установлены.

Олег Кусов: Политолог Тимур Музаев убежден, что решение чеченского кризиса надо доверить молодым политикам, но уже доказавшим свой профессионализм на деле.

Тимур Музаев: Нужен сильный лидер, ориентированный на федеральный центр, но в значительной степени самостоятельный. Примерно такой, как был в свое время в Ингушетии Руслан Аушев, который, с одной стороны, не допускал сепаратистских выступлений, но с другой твердо отстаивал интересы республики и мог кумулировать в себе доверие, энергию ингушского народа, большинства его.

Олег Кусов: А Ахмад-Хаджи Кадыров таким не был?

Тимур Музаев: Нет, к сожалению, Ахмад-Хаджи Кадыров был очень четко и решительно настроен на противостояние в чеченском обществе. Поэтому в значительной степени те силы в Кремле, которые делают ставку на силовые методы решения конфликта, поддерживали Ахмада-Хаджи, и в значительной степени привела к случившейся трагедии эта политика силового решения, разжигания противостояния. С другой стороны, нельзя не отметить, что противодействие Ахмада-Хаджи экстремистским силам, особенно проникновению ваххабизма, конечно, сыграло несомненно положительную роль для стабилизации ситуации в Чечне и на всем Северном Кавказе. Та часть его деятельности, которая касается противодействия разжиганию религиозного экстремизма в Чечне и на Кавказе, представляет огромное значение и, думаю, должна быть продолжена. С другой стороны, в чеченском обществе должен быть начат диалог, созидательная работа по привлечению общества в мирную жизнь, потому что нельзя жить в постоянной войне, война с боевиками, война с федералами, проникновение каких-то внешних сил терроризма... Чтобы успокоить общество, нужно что-то созидать. Нужно создавать рабочие места. Ничего кардинального в этой сфере не делается, только говорится лет пять-шесть, а нужно делать. В этой ситуации нужен лидер, который смог бы взять на себя политическую ответственность, остановить разгул коррупции и что-то предложить. Не угрожать и уговаривать, а предложить реальные вещи. Если найдется такой лидер, который может что-то реально предложить, думаю, что за ним пойдут, и что ситуацию можно будет переломить. Если по-прежнему все будет сводиться к угрозам и увещеваниям, то же самое ожидает и следующих руководителей.

Олег Кусов: Из тех чеченских политиков, которые сейчас на слуху, есть ли лидеры, которые отвечают этим требованиям?

Тимур Музаев: Я бы хотел присмотреться к поколению молодых чеченских политиков, которые не завязаны ни на этом конфликте, ни на первом, ни, тем более, на втором, которые занимались своим делом, которые достигли каких-то успехов, и, может быть, могут иметь потенциал. За ними какие-то силы есть в Москве, какие-то и в республике. Что касается политиков старого поколения, они все известны и, думаю, ничего нового предложить не смогут.

XS
SM
MD
LG