Ссылки для упрощенного доступа

Сгоревший две недели назад театр "Около дома Станиславского" просит помощи и поддержки


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марина Тимашева.

Андрей Шароградский: Две недели тому назад сгорел московский театр "Около дома Станиславского". Оправившись от потрясения, театр просит помощи и поддержки. У микрофона обозреватель Радио Свобода Марина Тимашева.

Марина Тимашева: Совсем недавно театральные деятели завершили борьбу с проектом Закона о реструктуризации. В пылу жарких дискуссий они толковали законопроект как нечто враждебное традиционной модели российского театра, созданной Станиславским и Немировичем-Данченко. Модели ансамблевого театра-дома, авторского театра, ведомого сильным режиссером-лидером. Сказать по правде, таких театров в России осталось раз-два и обчелся. Но театр "Около", безусловно, один из них.

Авангардный по форме и глубоко человеческий по содержанию театр, возглавляемый Юрием Погребничко, не покидали актеры, не изменяли ему с фильмами и сериалами, у театра всегда была своя публика. Только за последние годы театр стал лауреатом Государственной премии России, премии Москвы, национальной театральной премии "Золотая маска", награды Союза Театральных Деятелей и Международной премии Станиславского, а также Гран-при Эдинбургского фестиваля. И вот, когда театр находился на гастролях в Португалии, в здании начался пожар, общая сумма ущерба которого оценивается в 20 миллионов рублей. Юрий Погребничко говорит.

Юрий Погребничко: Сгорела полностью сцена, сгорело актерское фойе, сгорело зрительское фойе совершенно новое, отремонтированное. В тяжелом состоянии административное здание, но там и гримерки, и репзал, и склад костюмов. Управление культуры очень оперативно нам помогает. Это, видимо, будет восстановлено. Сгорела часть костюмов, вернее, оплавилась. Часть мы восстанавливаем, наш художник сказал, что даже некоторые костюмы стали лучше, только они пахнут очень гарью, но они все в химчистке. В химчистке тоже жалуются, что даже после чистки пахнут, но говорят, что выветрится.

Марина Тимашева: Театр находится в самом центре Москвы в двух шагах от здания мэрии и представляет собой чрезвычайно лакомый кусочек. А поэтому с самого начала никто особенно не верил в историю с замыканием или неосторожным обращением с огнем. Опасения подтверждает директор театра Константин Заславский.

Константин Заславский: На сегодняшний день возбуждено следствие по факту умышленного причинения ущерба. Сегодня утром я получил заключение технической экспертизы, которая отрицает полностью факт короткого замыкания электропроводки или как было озвучено в некоторых средствах массовой информации "неосторожного обращения с огнем", а речь идет о внешнем факторе.

Марина Тимашева: Театр ведет переговоры об аренде разных сценических площадок, деньги на аренду выделило Управление культуры Правительства Москвы. Но народный артист России Георгий Тараторкин боится, что полумерами тут не поможешь.

Георгий Тараторкин: Сгорел дом - есть такое понятие. По этим не понятиям, а по этим законам в течение продолжительного времени живет конкретно этот театр, этот дом, эта театральная семья. Радует оптимизм Юрия Николаевича, с другой стороны, многие из нас удостоверялись, как только работает энтузиазм творцов, это тут же дает повод тем, от кого зависит решение вопроса, умыть руки. Есть парадокс, с одной стороны, замечательно, что театр сейчас продолжает жизнь, с другой стороны, это может лишить той степени ответственности тех людей, от которых зависит решение вопроса.

Значит, сейчас произошла такая уже совсем беда. Это театр, у которого есть лидер. Это театр, у которого есть опять же художественная идеология, есть набор творческих идей. Этот театр так живет, этот театр не общего лица или, вернее, общего безличия. С этим театром случается беда, катастрофа. Энтузиазм, оптимизм, поддержка театрального братства может усыпить тех, от кого это зависит. Но если проживет театр с той степенью оптимизма взгляда на ситуацию и творчества сезон, дальше надо будет поднимать все с пола.

Марина Тимашева: Театр Юрия Погребничко интеллигентный и беспомощный. Судите сами. За несколько дней французский театровед Беатрис Пекон-Вален собрала под письмом мэру Лужкову с просьбой помочь восстановить театр на прежнем месте подписи 28 руководителей крупнейших международных фестивалей и директора театра "Комеди-Франсез". Сам театр только вчера вечером поставил под аналогичным письмом первую подпись - как раз Георгия Тараторкина.

Увы, все яснее становится, что для уничтожения театров не нужны никакие законопроекты и что выражение "очаг культуры" приобрело в последние годы неведомый доселе, буквальный, смысл.

XS
SM
MD
LG