Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лилия Пальвелева.
Андрей Шарый: В эти дни в России и Индии отмечаются юбилеи двух художников, 130-летие Николая Рериха и 100-летие его сына Святослава. Обширное наследие двух плодовитых живописцев бережно сохраняется и изучается различными музеями мира.
Лиля Пальвелева: В Новосибирске, где хранится 60 работ Николая Рериха из цикла «Гималаи», однажды пришлось наблюдать такую картину: изможденного вида юноша принес к служебному входу Государственной картинной галереи большое сухое дерево, увешанное разноцветными ленточками. Оторопевшим вахтершам он объяснил: дерево с Алтая, оно священное и его следует поместить в зал с полотнами Рериха, от которых исходит особая прана.
Вне всяких сомнений, отец и сын Рерихи так известны и любимы и в Индии, и в России не только из-за художественных достоинств их живописи. Многих завораживает то обстоятельство, что Николай Рерих создал философско-мистическое учение, а Святослав был его последователем.
И не случайно же для изучения и пропаганды трудов Рериха-старшего созданы многочисленные специализированные центры. Среди них - расположенный в Москве Международный центр Рерихов с музеем при нем.
Говорит помощник генерального директора этого музея Александр Стеценко.
Александр Стеценко: У нас торжества начались 7 октября с открытия выставок к 100-летию Святослава Николаевича Рериха. Это выставка, состоящая из живописи, графики, документов из фонда музея. Следующая выставка у нас - новые поступления в музей.
Лиля Пальвелева: Откуда эти новые поступления?
Александр Стеценко: У нас очень много друзей и нам меценаты покупают картины и дарят музею. И одна еще выставка "Николай Константинович Рерих и театр".
Лиля Пальвелева: Это выставки. А ведь еще и памятник появился.
Александр Стеценко: Да, 8 октября у нас было торжественное открытие скульптурной композиции, посвященной Юрию Николаевичу Рериху и Святославу Николаевичу Рериху.
Лиля Пальвелева: В ваших экспозициях не только живописные работы обоих художников, но и труды, написанные ими и в первую очередь, конечно, Николаем Константиновичем.
Александр Стеценко: Творчество Рерихов принесло миру учение живой этики, его называют еще учением "Агни йоги". Это учение - философия реального космоса, это космическое мировоззрение, развитие эволюции человечества. И его творчество непосредственно связано с этим учением.
Лиля Пальвелева: Помимо Международного центра, в Москве почитатели Рерихов могут посетить две выставки в Музее Востока. Названия новых экспозиций «Индия - любовь моя» и «Держава света».
Торжества (а в их числе - и выставки, и называемые «научными» конференции) проходят также в имениях художников в Индии, где долгие годы жило знаменитое русское семейство.
К слову сказать, подлинная слава пришла к художникам на их родине после того, как в 60-х годах Святослав Рерих, следуя завещанию отца, подарил Советскому Союзу большую коллекцию поздних, написанных в Индии картин. При этом ранние, созданные в 10-х года, страну не покидали. Они мирно висели в выставочных залах рядом с сопоставимыми с ними по художественному уровню работами других мастеров «серебряного века». Тогда, говорит искусствовед, сотрудник Музея личных коллекций Анна Чудецкая, Николай Рерих был увлечен русской стариной.
Анна Чудецкая: Это очень характерно, обращение к старинным пластам культуры - и к археологии, и к истории мифов, и к зачаткам религии. Это очень было характерно для начала века. И Рерих сделал росписи мозаик для церкви Святого духа близ Талашкина, и эти археологические экспедиции на Север. Вот это открытие себя через призму истории. Рерих все время искал что-то новое. Ранние его циклы связаны с дохристианской культурой. И очень глубокое знание иконописи.
Лиля Пальвелева: После 17-го года Николай Рерих из России уезжает. Планировал - временно. Получилось - навсегда.
Анна Чудецкая: Весь 18-й год он живет в Выборге, а потом уезжает, сначала в Лондон, потом в Америку. И в Америке он становится чрезвычайно, безумно популярным. В 20-е годы огромный интерес мира к этой духовной подоснове, к каким-то экстраординарным явлениям. И Рерих имеет огромный успех, так, что он даже организует музей. Потом этот интерес спадает. Возможно, это было одной из причин, что он покидает Америку, притом, что коллекция там грандиозная осталась и время от времени какие-то на аукционах всплывают вещи из этого собрания, которое совсем другое, чем то, что мы привыкли видеть. И он попадает в Индию и самым серьезнейшим образом начинает изучать направление восточных учений. Конечно, он изменяется. И, конечно, его живописный период поздний несет на себе совсем другой оттенок. Я вам честно скажу, искусствоведы относятся к нему настороженно, потому что не видят в нем тех открытий, которые были в первые десятилетия века.
Лиля Пальвелева: Утверждает Анна Чудецкая.
Андрей Шарый: В эти дни в России и Индии отмечаются юбилеи двух художников, 130-летие Николая Рериха и 100-летие его сына Святослава. Обширное наследие двух плодовитых живописцев бережно сохраняется и изучается различными музеями мира.
Лиля Пальвелева: В Новосибирске, где хранится 60 работ Николая Рериха из цикла «Гималаи», однажды пришлось наблюдать такую картину: изможденного вида юноша принес к служебному входу Государственной картинной галереи большое сухое дерево, увешанное разноцветными ленточками. Оторопевшим вахтершам он объяснил: дерево с Алтая, оно священное и его следует поместить в зал с полотнами Рериха, от которых исходит особая прана.
Вне всяких сомнений, отец и сын Рерихи так известны и любимы и в Индии, и в России не только из-за художественных достоинств их живописи. Многих завораживает то обстоятельство, что Николай Рерих создал философско-мистическое учение, а Святослав был его последователем.
И не случайно же для изучения и пропаганды трудов Рериха-старшего созданы многочисленные специализированные центры. Среди них - расположенный в Москве Международный центр Рерихов с музеем при нем.
Говорит помощник генерального директора этого музея Александр Стеценко.
Александр Стеценко: У нас торжества начались 7 октября с открытия выставок к 100-летию Святослава Николаевича Рериха. Это выставка, состоящая из живописи, графики, документов из фонда музея. Следующая выставка у нас - новые поступления в музей.
Лиля Пальвелева: Откуда эти новые поступления?
Александр Стеценко: У нас очень много друзей и нам меценаты покупают картины и дарят музею. И одна еще выставка "Николай Константинович Рерих и театр".
Лиля Пальвелева: Это выставки. А ведь еще и памятник появился.
Александр Стеценко: Да, 8 октября у нас было торжественное открытие скульптурной композиции, посвященной Юрию Николаевичу Рериху и Святославу Николаевичу Рериху.
Лиля Пальвелева: В ваших экспозициях не только живописные работы обоих художников, но и труды, написанные ими и в первую очередь, конечно, Николаем Константиновичем.
Александр Стеценко: Творчество Рерихов принесло миру учение живой этики, его называют еще учением "Агни йоги". Это учение - философия реального космоса, это космическое мировоззрение, развитие эволюции человечества. И его творчество непосредственно связано с этим учением.
Лиля Пальвелева: Помимо Международного центра, в Москве почитатели Рерихов могут посетить две выставки в Музее Востока. Названия новых экспозиций «Индия - любовь моя» и «Держава света».
Торжества (а в их числе - и выставки, и называемые «научными» конференции) проходят также в имениях художников в Индии, где долгие годы жило знаменитое русское семейство.
К слову сказать, подлинная слава пришла к художникам на их родине после того, как в 60-х годах Святослав Рерих, следуя завещанию отца, подарил Советскому Союзу большую коллекцию поздних, написанных в Индии картин. При этом ранние, созданные в 10-х года, страну не покидали. Они мирно висели в выставочных залах рядом с сопоставимыми с ними по художественному уровню работами других мастеров «серебряного века». Тогда, говорит искусствовед, сотрудник Музея личных коллекций Анна Чудецкая, Николай Рерих был увлечен русской стариной.
Анна Чудецкая: Это очень характерно, обращение к старинным пластам культуры - и к археологии, и к истории мифов, и к зачаткам религии. Это очень было характерно для начала века. И Рерих сделал росписи мозаик для церкви Святого духа близ Талашкина, и эти археологические экспедиции на Север. Вот это открытие себя через призму истории. Рерих все время искал что-то новое. Ранние его циклы связаны с дохристианской культурой. И очень глубокое знание иконописи.
Лиля Пальвелева: После 17-го года Николай Рерих из России уезжает. Планировал - временно. Получилось - навсегда.
Анна Чудецкая: Весь 18-й год он живет в Выборге, а потом уезжает, сначала в Лондон, потом в Америку. И в Америке он становится чрезвычайно, безумно популярным. В 20-е годы огромный интерес мира к этой духовной подоснове, к каким-то экстраординарным явлениям. И Рерих имеет огромный успех, так, что он даже организует музей. Потом этот интерес спадает. Возможно, это было одной из причин, что он покидает Америку, притом, что коллекция там грандиозная осталась и время от времени какие-то на аукционах всплывают вещи из этого собрания, которое совсем другое, чем то, что мы привыкли видеть. И он попадает в Индию и самым серьезнейшим образом начинает изучать направление восточных учений. Конечно, он изменяется. И, конечно, его живописный период поздний несет на себе совсем другой оттенок. Я вам честно скажу, искусствоведы относятся к нему настороженно, потому что не видят в нем тех открытий, которые были в первые десятилетия века.
Лиля Пальвелева: Утверждает Анна Чудецкая.