Ссылки для упрощенного доступа

Творческий вечер Андрея Битова


Елена Фанайлова, Москва: Накануне в Москве, в Израильском культурном центре, прошел творческий вечер известного писателя Андрея Битова. Кроме своих книг Андрей Битов гордится своим участием в том, что называется "Проекты". Помимо памятника зайцу, который перебежал дорогу Пушкину в Михайловском, Битов устанавливал памятник Осипу Мандельштаму во Владивостоке.

Андрей Битов: Меня что поразило во Владивостоке: там в конце стоит памятник концу пути. Красивая, грамотная архитектурная стелла, на ней написано: "9 632 версты". Это была великая дорога, все до сих пор хвастаются, с какой скоростью Россия ее протянула, так сказать, для чего? По-видимому, для того, чтобы возить по этапам эшелоны, в частности, Мандельштама. И вдруг во дворе я увидел живой памятник, я не очень люблю памятники, как правило, не отличишь уже Чехова от Дзержинского. А тут стоит настоящий зек. Первый памятник зеку, который я видел, и вот, Валерий Ненажилин - замечательная фамилия, Валерий Ненажилин, сделал из любви этот памятник. Его, конечно, не поставили к столетию, в 1991-м году, а потом он у него стоял во дворе. В общем, удалось пробить эхо к 60-летию гибели. Я первый раз в жизни сидел у губернатора, например, странное дело, я ни разу начальника в глаза не видел выше главного редактора. Я в результате получил, главное получил. Потом его ломали, и потом его мазали. Ну, сволочи всюду есть. Я, наконец, сумел даже написать что-то о Мандельштаме...

Елена Фанайлова: У Андрея Битова есть еще один проект, телевизионный. Но на него, по словам писателя, не найдено денег.

Андрей Битов: Я хотел снять такой сериал с вызывающим названием: "Империя добра". Термин "Империя зла" ужился, а "Империя добра" - это то, что сделали люди, а не система. Страну все равно чем-то человеческим населили. С помощью водки общей, с помощью общей армии, и с помощью русской бабы, конечно, и дружбы, на алкоголе и на войне завязанной. Это же все было. Потом сняли советскую крышку. Тепло-то выдохлось вместе с... Это же было наше тепло. И возникает ностальгия... Мой вклад, мое тепло... Это очень сложно, конечно, одно от другого отделить. Я ни разу советским не был, даже в детстве. Но это непонятно, это жалко, действительно, это грустно, потому что люди слишком много вложили одушевления в это бесчеловечное пространство, не говоря о том количестве костей, которыми вся эта самая империя, страна... Так что, вот, "Империя добра" - это то, что мы потеряли, а "Империя зла" - то, что разрушили. Это разные вещи.

XS
SM
MD
LG