Ссылки для упрощенного доступа

Смерть Михаила Чулаки


Программу ведет Дмитрий Волчек. С соредактором журнала "Звезда" Яковом Гордоном и с писателем Ильей Штемлером беседовал корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Михаил Берг.

Дмитрий Волчек: В Петербурге в результате несчастного случая на 62-м году жизни погиб известный писатель председатель Союза писателей Санкт-Петербурга, Михаил Чулаки. Он будет похоронен на Богословском кладбище. Слово нашему корреспонденту Михаилу Бергу:

Михаил Берг: Михаил Чулаки со свойственной ему прямотой говорил несколько раз о том, что в основе его решения стать писателем лежит семейный конфликт. Он только поступил в школу, как его родители развелись. Отец - известный композитор, впоследствии многолетний директор Большого театра, уехал в Москву, мать - художница - осталась с сыном в Ленинграде. Шел знаковый для России 1948-й год. Сталин боролся с безродными космполитами...

Среди многочисленных общественных постов, которые занимал на протяжении своей, увы, как оказалось, недлинной жизни Михаил Чулаки, я выделил бы один: одно время он был председателем Общества защиты животных, и сам держал дома пять кошек и собаку, ради которых отчасти и переехал пару лет назад из центра города в непрестижный для Петербурга спальный район Рыбацкое. Именно около своего дома, выйдя вчера вечером прогуляться со своим псом, Михаил Чулаки был сбит машиной и через несколько часов умер в больнице.

Быть четверть века членом Союза писателей возглавлять в течение десятилетия Союз писателей Петербурга и жить в спальном районе - это очень характерно для Чулаки - полагает соредактор журнала "Звезда" Яков Гордин:

Яков Гордин: По своему абсолютному бескорыстию - он был человек, который не умел, не хотел ни в коем случае извлекать какие-то выгоду из своего положения - председателя Союза писателей Петербурга.

Михаил Берг: Еще одно обстоятельство, которое принципиально для понимания Чулаки: он стал писателем не сразу, а успел много поработать и поучиться, сначала на Восточном факультете, а затем в Медицинском институте. Не менее разноречивы его профессиональные навыки. Он около 6 лет проработал врачом-психиатром в печально знаменитой больнице на Пряжке, а затем еще год - дрессировщиком львов на съемках кино и полагал, что лечение сумасшедших и дрессировка львов сообщили ему, как писателю и человеку, необходимое качество стойкости. И с этим согласны многие. Илья Штемлер дружил с Михаилом Чулаки более 25 лет.

Илья Штемлер: Писатель он был, на мой взгляд, превосходный. Он писал то, что он прекрасно знал. Он был врачом, психиатром, и вот эта вот его профессия наложила отпечаток на его героев.

Михаил Берг: У Михаила Чулаки было очень плохое зрение, и все, кто его знал, помнят невероятно толстые стекла очков, менявшие выражение глаз. Но этот физический недостаток, возможно, стоивший ему жизни, никак не влиял на его общественный и писательский темперамент. Михаил Чулаки был деятелен и неутомим. Третий срок, что много, он возглавлял правление Союза писателей Петербурга, был председателем региональной комиссии по правам человека и членом русского ПЕН-клуба. Он был автором 25 романов и повестей, опубликованных в основном в петербургских журналах и издательствах, и регулярно печатал статьи на злободневные общественные и политические темы, неизменно занимая отчетливую либеральную позицию. По мнению Илья Штемлера:

Илья Штемлер: Это было удивительное сочетание его дара публициста, общественного деятеля и писателя. Его статьи, которые регулярно печатались в центральных и местных газетах, были пронзены болью, той болью, которую в данный момент несло в себе наше общество.

Михаил Берг: Незадолго до смерти в одной из своих статей Михаил Чулаки, обращаясь к читателям Интернета, отметил, что его взгляды, как он сказал, подавляющего меньшинства, вряд ли найдут много поклонников. "Я, - написал Чулаки, - отвергаю современную дикость, в которой коснеет большинство человечества". Однако, эту дикость Михаил Чулаки не только отвергал, но и старался, чтобы в России ее стало меньше.

XS
SM
MD
LG