Ссылки для упрощенного доступа

Международный фестиваль анимационного кино "Крок"


Программу ведет Андрей Шароградский. В программе участвует корреспондент Радио Свобода Марина Тимашева.

Андрей Шароградский: Международный фестиваль анимационного кино "Крок" начнется 19 августа. Пароход с гостями и участниками фестиваля проследует из Нижнего Новгорода в Москву с остановками в 9-ти волжских городах. 28 августа в московском Доме кино покажут лучшие картины фестиваля. Рассказывает обозреватель Радио Свобода Марина Тимашева.

Марина Тимашева: Фестиваль "Крок" проходит в 11-й раз, хотя ему 15 лет. Финансовый вопрос время от времени мешал соблюдать режим ежегодного. Один год фестиваль проходит на Украине - это так называемый "большой Крок", который предлагает фильмы известных мастеров. Российский фестиваль уделяет внимание студентам и дебютантам. В этом году из 600 присланных фильмов эксперты отобрали 130 из 31 страны мира.

Жюри возглавит знаменитый канадский композитор Норман Роже. Все просмотры, а также ретроспективы и мастер-класс Юрия Норштейна пройдут на борту теплохода, а на остановках в разных городах проведут встречи с детьми - им покажут "Супермультишоу". В конкурсе детских картин нет, и моим вопросом директор программ Наталья Лукиных крайне недовольна.

Наталья Лукиных: Вопрос всегда убивает, он меня просто доводит до истерики. Анимация - искусство не для детей. Анимация, которую смотрят на фестивалях, она ориентирована на оценку эстетических, так сказать, художественных возможностей этого вида искусства.

Марина Тимашева: От детских любимых мультфильмов выступает спонсор фестиваля - производитель глазированных сырков "Винни-Пух". Но проблемы, возникшие в этом году у организаторов, изготовитель решить не в силах. Рассказывает директор фестиваля Ирина Капличная.

Ирина Капличная: С этого года начался такой огромный бум туризма на пароходах. Даже все то, что было у нас на Украине, российские туристические агентства забрали себе, потому что это очень прибыльный бизнес сейчас. Мы по сей день не оплатили еще теплоход: в связи с реорганизацией министерств были закрыты счета, деньги, естественно, не поступали. У нас оплачена одна треть теплохода.

Марина Тимашева: Президент "Крока", режиссер и художник Эдуард Назаров шутит.

Эдуард Назаров: То, что корабль на треть оплачен, неплохо только в том случае, если он оплачен по горизонтали, - плыть, по крайней мере, мы уже сможем.

Марина Тимашева: Стороннему человеку кажется, что фестиваль, который проходит на корабле, никому, кроме самих аниматоров, не нужен. Член жюри этого года киновед Лариса Малюкова считает иначе.

Лариса Малюкова: Фестиваль "Крок" входит в категорию фестивалей класса "А". То же самое, что известные вам кинематографические фестивали - их тоже всего несколько. Как бы статус его и престиж его в мире достаточно высок, поэтому уже в этом смысле это не "междусобойчик". С другой стороны, вы прекрасно понимаете, что каждая сфера деятельности - это замкнутая сфера пространства, поэтому вы приедете в Анси на очень большой фестиваль, но сердцевина фестиваля будет примерно та же, что на "Кроке". За исключением одного маленького момента - тех молодых людей, которые вливаются в анимацию. Мне кажется, вот эти молодые фестивали - они даже интереснее. Во-первых, это новые лица всегда и большие неожиданности, это правда. Поэтому мастера - умные мастера, такие как Норштейн, Назаров, - очень любят ездить на молодые фестивали, чтобы набраться на них не только энергии, но и каких-то интересных идей.

Марина Тимашева: На вопрос о том, что нового предлагают в анимации молодые режиссеры и художники, член отборочной комиссии режиссер Валентин Телегин отвечает.

Валентин Телегин: Есть вещи с неким таким пробросом просто - то, что большой, взрослый художник очень трудно себе может представить. Ну, какая-то работа с пространством, со светом - у молодых это получается очень легко и свободно. То есть они не обременены грузом вот таким, которым обременен взрослый человек, поэтому у них бывают какие-то порой очень удачные вещи. Средний уровень, по-моему, очень достойный. Даже есть что почерпнуть для себя, и не только студентам, а как бы и взрослым дядькам, которые занимаются кино.

Марина Тимашева: А какие темы интересуют младшее поколение аниматоров?

Валентин Телегин: Молодежь - у нее такое экстремальное сознание. И фильмы интересные, но они любят снимать про сумасшедший дом, экстремальные вещи. Хотя есть вещи очень трогательные. Фильм... не помню название, поскольку их было очень много, но он снят в технологии "3D", которая, как мне казалось даже, не позволяет особенно в сделанное студентом внести какую-то трогательность и прочее. А фильм сделан на очень простую тему - о выздоравливающей девочке в больнице. Это так трогательно, что ты забываешь про ее пластмассовость, про эту "3D"-технологию. То есть там столько души и тепла, что мы были поражены этим фильмом.

Марина Тимашева: Мнение Валентина Телегина подтверждает Наталья Лукиных.

Наталья Лукиных: Удивляла некоторая такая переусердствованная что ли мрачность сознания, потому что, с одной стороны, это понятно - я говорю, что это всегда такая детская "болезнь левизны". Потому что пока первая любовь не кончится и не перестрадают эти все ужасы, наверное, такой вот глобальный ужас их не покинет. Потом, когда люди взрослеют, как-то все успокаиваются, и такие мрачные темы их уже не посещают. Но вместе с тем, за последние годы за этой внешней такой мрачностью, за какой-то сверхъестественной ориентацией, глобальными проблемами, философическими (пусть в одной минуте, но решить сразу все просто проблемы мироздания) все-таки появляется такое более взрослое, более осмысленное отношение вообще к проблемам мира. И поэтому некоторые работы просто поражают удивительной взрослостью, зрелостью сознания.

Марина Тимашева: Эдуард Назаров много критичнее своих молодых коллег.

Эдуард Назаров: Я боюсь, что произойдет некое обратное направление в будущем - скоро исчезнет вообще профессиональный смотр, который устраивается на Украине, и все заполонится дебютантами, людьми, учащимися просто у себя дома на компьютере, как та обезьяна... не помню, что она первое взяла в руку. Тем не менее, компьютер стал той самой игрушкой, при помощи которой обезьяна встала на две ноги. К сожалению, значение школы пропадает - вы видите это не только по мультипликации, по качеству ее это видно даже в балете, я уже не говорю про литературу.

Марина Тимашева: Но закончим мы все же на оптимистической ноте. Лариса Малюкова считает, что ситуация в российском анимационном кино в целом меняется к лучшему.

Лариса Малюкова: Есть небольшие, я бы сказала, наметки на хорошие новости - это количество полнометражных проектов, которые начинают делаться сейчас в России. Их примерно, боюсь ошибиться, 6 сейчас делается уже - и это много. И это не только "Карлик Нос", это на разных студиях. Почему я считаю, что это хорошее известие? Потому что проблема большая в анимации, что умирает индустрия, а когда делается полный метр, то волей-неволей руководители начинают обучать режиссеров, аниматоров. Начинают появляться люди тех профессиональных звеньев, которые умерли уже, их не существует или это летаргическая смерть. Остались только режиссеры, но один режиссер большую картину не сделает. Сейчас на проекте "Смешарики", который делается в Петербурге, работает студия - там уже больше 50-ти человек на одном проекте. Поэтому у меня есть надежда, что это такой позитивный момент, и, возможно, что-то изменится в этом смысле в будущем.

Марина Тимашева: Если прогноз Ларисы Малюковой сбудется, то есть шанс, что не только участники фестиваля "Крок" на теплоходе, но и обычные зрители смогут посмотреть лучшие российские анимационные фильмы.

XS
SM
MD
LG