Ссылки для упрощенного доступа

Премии Александра Солженицына вручены Владимиру Бортко и Евгению Миронову


Программу ведет Андрей Шарый. Над темой работала обозреватель Радио Свобода Марина Тимашева.

Андрей Шарый: В новом Доме русского зарубежья в Москве вручена премия русского общественного фонда Александра Солженицына. По 25 тысяч долларов получили на этот раз Владимир Бортко и Евгений Миронов, режиссер телевизионного многосерийного фильма "Идиот" и исполнитель роли князя Мышкина. Свою премию Бортко передал в детский дом № 31 Санкт-Петербурга. Рассказывает обозреватель Радио Свобода Марина Тимашева.

Марина Тимашева: Премия фонда существует с 1997-го года, прежде она вручалась литераторам. Во время церемонии члены жюри выступают с докладами, поясняя свое решение. Больше всего похвал досталось Евгению Миронову.

Людмила Сараскина: Он не играл Мышкина, он существовал как Мышкин по законам его неведомой природы. Он чувствует роковую слабость своего героя, который так и не смог стать сильнее страданий. Князь Мышкин Евгения Миронова - это мощнейший магнит, к которому примагничивается чужая боль.

Марина Тимашева: Валентин Непомнящий в самых возвышенных тонах говорил о работе режиссера Владимира Бортко.

Валентин Непомнящий: Фильм сделан классически строго, в целомудренной до аскетизма манере. Все технические возможности, все чудеса великой иллюзии принесены в жертву великой правде книги.

Марина Тимашева: Все ораторы рассуждали не только о фильме, но и о культурной ситуации.

Валентин Непомнящий: Нашему жюри представился счастливый случай свободно последовать, как вскоре оказалось, за очевидным выбором мнения народного. Известно, эта пушкинская формула сейчас в разряде ретро. Понятие "народ" - понятие качественное, ныне настойчиво изымается из употребления, заменяясь понятием количественным, экономическим - "население". И вот случилось так, что телевизионный канал "Россия" на некоторое время пренебрег правилом нынешнего телевидения, по которому все или почти все, что не позволяет душе лениться, следует ставить в эфир или в самое неудобное время, или, еще лучше, загонять на единственный, далеко не везде и непросто в России принимаемый канал. То есть на некоторое время модель "информация плюс развлечение" была нарушена, а становящийся уже зловещим рекламный слоган "только на телеканале "Культура", на несколько дней дезавуирован. И произошло неожиданное. В течение двух недель люди спешили ехать и бежать к экранам, увидеть и услышать, что будет, и не в душераздирающей мелодраме или сентиментальном сериале, а в истории, поведанной одной из сложнейших, глубочайших, величайших в мире русских книг. И потом на кухнях, в троллейбусах, электричках, я сам слышал, по телефонам, там и сям пересказывали, заново переживали, смеялись и всхлипывали, говорили не о заботах, успехах, прорехах, делах и деньгах, а о жизни и смерти, любви и себялюбии, о высоком в человеке и низком, о том, кто из героев по-настоящему болен - заглавный или большинство остальных, о том, что Мышкин - герой нашего времени. Точно очнулись на время от желтой одури, напускаемой на них каждодневно нашими коммерческими, а на языке Джорджа Оруэлла, свободными средствами массовой информации.

Марина Тимашева: Валентину Непомнящему вторит Людмила Сараскина.

Людмила Сараскина: Достоевский мечтал, что когда-нибудь простолюдину окажут доверие, это его слова, позовут его и спросят о самом важном. Тогда он придет и скажет, и мы узнаем, наконец, настоящую правду. Экранизация "Идиота" обратилась к самому массовому зрителю. И на пронзительном языке Достоевского разговаривал с ним о Христе, России, о трагедии добра в нашем мире. И оказалось, что этот язык понятен без словаря и без переводчика.

Марина Тимашева: Лауреат премии Владимир Бортко отвечал:

Владимир Бортко: Достоевский, мне кажется, рассказывал об обыкновенных людях, необыкновенным был, собственно, только князь Мышкин, как необыкновенным было другое существо в другой великой святой книге. Эту точку зрения мы и приняли как исходную для нашего фильма. Перед нами на первом месте стояла сложнейшая формальная задача - передать средствами другого искусства сложнейшее литературно-философское произведение. По этому поводу можно гордиться и наивно полагать, что успехом фильма мы обязаны себе. В первую очередь вечно актуальный роман Достоевского нашел отклик в народе, мы же более или менее верно сумели передать его. Именно так мы понимаем вашу награду, именно поэтому он вызвал народный отклик и воссоединил нашего современника с русской литературой в ее нравственном служении.

Марина Тимашева: Последним держал слово Евгений Миронов.

Евгений Миронов: Я благодарен Александру Исаевичу и жюри, что вы для присуждения премии выбрали очень хорошего писателя. И наша скромная миссия заключалась в том, чтобы донести мысль Достоевского до зрителей. И только вера всех, кто принимал в этом участие, помогла сотворить настоящее чудо, что у Достоевского был высокий рейтинг. И это дает маленький шанс, что девочка, которая после просмотра нашего фильма сказала: "Вообще-то Тургенева я не люблю, но "Идиот" мне понравился", есть надежда, что эта девочка когда-нибудь все-таки узнает имя автора романа, а может быть, прочтет его. Еще хочу сказать об одном открытии для себя. Ко мне приходит очень много писем с любовными признаниями, но не ко мне, а к князю Мышкину. Знаете, на самом деле я не предполагал, что такие скучные качества моего героя, как сострадание, добро и свет, могут быть так заразительны, как вирус, как болезнь. Мне всегда казалось, что демонические искушающие силы, как, например, в романе "Мастер и Маргарита", более эффектны и обаятельны. Я счастлив, что я ошибаюсь.

Марина Тимашева: Вышло, что премию фонда Солженицына, как и полагается, вручили писателю - Федору Достоевскому.

XS
SM
MD
LG