Ссылки для упрощенного доступа

Памятные мероприятия по случаю годовщины смерти Анны Ахматовой


Программу ведет Андрей Шароградский. Участвуют: корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская, пресс-секретарь комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Ирина Малявкина, директор музея Анны Ахматовой Нина Попова, научный сотрудник Пушкинского дома Татьяна Бенятина, народная артистка России Вера Карпова.

Андрей Шароградский: 5 марта исполнилось 37 лет со дня смерти Анны Ахматовой. В Ахматовском музее в Фонтанном доме в Петербурге ее друзья делились воспоминаниями, обсуждали представленные по случаю годовщины новые книги, публикации и фильмы об Ахматовой. Рассказывает наш корреспондент Татьяна Вольтская:

Татьяна Вольтская: Анна Ахматова умерла 5 марта 1966-го года. День памяти поэта - вещь опасная, имеющая тенденцию превращаться в очередное ритуальное мероприятие с целью нанесения позолоты на мифическую фигуру автора, чьих стихов не читают, а интересуются разве что биографией. Реставрация могильного памятника пришедшего в ветхость - дело не помпезное, но почему-то именно оно кажется важным и настоящим. Памятник, поставленный в 60-е годы, не ремонтировался, обветшал, плита раскололась, крест проржавел, но денег на реставрацию выделено не было. Говорит пресс-секретарь комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Ирина Малявкина:

Ирина Малявкина: Мы включили этот объект в список предложений для спонсоров, и вот в прошлом году фирма "Росна" откликнулась на наш призыв, обратилась в ГИОП с предложением об оплате, и по заданию ГИОП плита была заменена. Весной, когда снег сойдет, будут завершены работы по ее "остарению", если можно так выразиться, чтобы она не выделялась, чтобы весь памятник был гармоничным.

Татьяна Вольтская: В музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме прошел вечер памяти поэта. Говорит директор музея Нина Попова:

Нина Попова: Каждый год некоторые размышления о том, как прошедший год, что он меняет в понимании Ахматовой, в осмыслении того, как она присутствует в этом мире в современной жизни.

Татьяна Вольтская: В этом году вышло несколько важных публикаций, показывающих, что Ахматова по настоящему входит в жизнь современного читающего человека:

Нина Попова: У нас вот вышла книга "Петербург Ахматовой", посвященная Владимиру Георгиевичу Гаршину и вышла прекрасная публикация дневников Лукнинского в Биографическом альманахе "Лица" с комментариями Татьяны Двумятиной. Это не литературоведение в чистом его виде. Это история жизни этого города, этого общества, этих людей, круга Ахматовой.

Татьяна Вольтская: Татьяна Бенятина - научный сотрудник рукописного отдела Пушкинского дома:

Татьяна Бенятина: Это публикация дневника Павла Николаевича Лукнинского, одного из близких Ахматовой в 20-е годы людей и публикация подборки записей об Ахматовой, которую сделал сам Лукнинский и назвал ее "Акумиана".

Татьяна Вольтская: Важна фигура самого Лукнинского:

Татьяна Бенятина: Никита Струве назвал его первым по времени Эккерманом Ахматовой. Ахматова, как никакой другой, наверное, русский поэт в ХХ веке, имеет огромную мемуарную литературу, и "Записки об Ахматовой" Лидии Корнеевны Чуковской, и многочисленные воспоминания о ней, и записи разных людей о встречах, разговорах с Ахматовой, и так далее, все это очень большой объем материала. Но первым в этом ряду был Лукнинский, который пришел к Ахматовой в декабре 1924-го года за материалами о жизни и творчестве Николая Гумилева, его любимого поэта. И в последующие 5 лет он был действительно и секретарем Ахматовой, и помощником, и собеседником, и правоконфидентом.

Татьяна Вольтская: Как ни ценны письменные источники, устные рассказы о великих людях, кажется, еще так недавно живших рядом с нами, обладают огромной прелестью. Вспоминает народная артистка России Вера Карпова:

Вера Карпова: Так случилось, что я родилась в прямом смысле в этом доме, в квартире 47, когда уже сделали музей, выяснилось, что мы жили в одной квартире с Анной Андреевной Ахматовой.

Татьяна Вольтская: Свое общение с Ахматовой Вера Карпова называет несостоявшимися встречами. не только своими, но и всего поколения.

Вера Карпова: Потому что мы были здесь в саду, были рядом, и были лишены этих прекрасных, хрустальных, великих стихов того человека, который был где-то с нами, совсем рядом.

Татьяна Вольтская: Во время войны Вера Карпова оказалась в эвакуации.

Вера Карпова: Когда мы вернулись, еще с калининским говорком, с буквой "о", с неверным построением фраз искали стишки новые к празднику и пришли, сказали, что писательница здесь живет, к ней идите, и она вам все, стихов у нее хоть сколько, и когда мы пришли, постучались, сели на сундук, попросили стишки к празднику, она сказала: "К этому празднику я ничего не написала, но вы приходите". Так мы еще к следующему празднику пришли, еще к следующему празднику и когда уже к четвертому пришли, я сказала: "Анна Андреевна, так как же так, вы не написали ни к одному празднику стихов, так что же вы за писательница такая?" Она сказала: "Знаете дети, вот возьмите поэму Тихонова о гвоздях: "Гвозди бы делать из этих людей, не было бы в мире крепче гвоздей". И мы такими тонкими голосами с голубенькими глазами трагически читали эти стихи, не зная, что здесь зарыт такой кладезь, который нам, слава Богу, еще достался, но уже в другой этап нашей жизни.

Татьяна Вольтская: Может быть, образ поэта, запечатленный глазами ребенка, особенно драгоценен:

Вера Карпова: Анна Андреевна была, как бы, немножко от нас отделена. Это было для нас какой-то тайной. Ходила женщина, очень статная, спокойная, для нас недоступная. Мы бегали по саду, лазили, все щели знали, много фотографировали, и когда фотографировали, однажды она подошла к моему брату, и сказала: "Мальчик подойди сюда, подойди, вынь пленку из фотоаппарата и запомни, меня фотографировать нельзя". Потом, когда мы все это узнали, кто есть кто и что было за время, и вместо того, чтобы учить действительно прекрасные стихи: "Я к розам хочу в тот единственный сад, где лучшая в мире стоит из оград, где статуи помнят меня молодой, а я их под невскою помню водой..." Когда такие стихи проходили мимо нас, это конечно, очень печально, грустно, но мы счастливы, что сейчас все это состоялось, и наши дети, уже внуки имеют к этому доступ, и это прекрасно.

Татьяна Вольтская: В музее Ахматовой были представлены новые книги и публикации, показана уникальная документальная лента "Анна Ахматова в Голицине - 1959-й".

XS
SM
MD
LG