Ссылки для упрощенного доступа

Выставка "Пока не похоронен последний солдат"


Татьяна Вольтская, Санкт-Петербург: В Петербурге в филиале музея политической истории открылась выставка, посвященная блокаде Ленинграда, "Пока не похоронен последний солдат". Выставка подводит итог крупномасштабным поисковым экспедициям вахты памяти на территории Ленинградской области. Во время одной из экспедиций была проведена уникальная операция по подъему танка "КВ", который в октябре 1941-го года шел на "Невский пятачок", форсируя Неву, и затонул вместе с понтоном. Специалисты из Белоруссии так и не дождались тягача, обещанного Министерством обороны, создали систему усиливающих блоков и вытащили танк лебедкой. Поисковый отряд "Мга" поднял из болота "Ил-2", отряд "Высота" в Карелии нашел самолет "Hurricane", на котором летал сержант Лазарев. Можно предположить, что этот самолет - последняя победа немецкого аса Мюллера. Главное - установить имена павших - говорит член поискового объединения "Северо-Запад", фотолетописец отряда Олег Алексеев:

Олег Алексеев: Мы как бы подтверждаем, что они пали в бою. С них снимается это вот - "без вести пропавший". Ведь "без вести пропавший" сразу после войны не было очень почетным званием.

Татьяна Вольтская: Хороня своих товарищей после боя, немецкие солдаты клали в могилы стеклянные бутылки со сведениями о павших, сохранившимися в целости. Советские солдаты имели только смертные медальоны, со временем многие проржавели и рассыпались. К сожалению, отношение к людям со стороны государства в России не меняется и сейчас, захоронениями солдат занимаются исключительно энтузиасты. На фотографиях видно, что с трудом выбитые у чиновников гробы перевозятся на кладбище прямо на дачных электричках. Зачем вообще эта выставка?

Олег Алексеев: Для того, чтобы пробудить наконец тех, кто обязан был прийти и захоронить тех, кого они послали на смерть. Прежде всего это Министерство обороны, которое до сих пор даже в Чечне не проявляет того, что обязано проявить. Ведь уходя на задание, где может человек погибнуть - хотя бы взяли анализ ДНК, хотя бы дали медальон – нет, этого не делается. Поэтому в Ростове в рефрижераторах до сих пор замороженные трупы.

Татьяна Вольтская: На немецких ухоженных памятниках павшие перечислены поименно, на заброшенных российских часто значатся только данные армейских подразделений. На этом все вновь входящие в моду разговоры о патриотизме можно закончить. Надежду внушают только мальчики из поисковых отрядов, для которых война не кончилась, пока не похоронен последний солдат.

XS
SM
MD
LG