Ссылки для упрощенного доступа

Дело уральских милиционеров


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Григорий Гилевич, который беседует с экспертом Центра экстремальной журналистики Сергеем Плотниковым.

Андрей Шароградский: Сейчас на линии прямого эфира наша екатеринбургская студия: шеф-редактор бюро Радио Свобода в этом городе Григорий Гилевич и его гость - эксперт Центра экстремальной журналистики Сергей Плотников.

Григорий, я прошу вас подробнее представить вашего гостя и тему вашего сегодняшнего разговора с ним.

Григорий Гилевич: Мой коллега - журналист Сергей Плотников, эксперт Центра экстремальной журналистики. Тема разговора, вокруг которой мы сейчас с Сергеем поговорим подробнее, такова: в середине октября текущего года выездная сессия областного суда вынесла приговор двум сотрудникам милиции из города Серов, что неподалеку от Екатеринбурга. Следователи городского управления внутренних дел Андрей Лысов и Андрей Середа обвинялись в превышении служебных полномочий - во время допроса у них погиб 28-летинй подозреваемый. К этому происшествию имел отношение и капитан юстиции Александр Першин, который после возбуждения против всех троих уголовного дела в прокуратуру не являлся и поэтому был объявлен в розыск. Далее я как раз слово Сергею передаю - что происходило после того?

Сергей Плотников: Когда приговор был провозглашен, через три дня после этого последний беглый, так сказать, участник этого дела Александр Першин вышел на меня, попросил встретиться с ним и записать интервью. Я бы хотел, чтобы вы послушали фрагменты из этого заявления.

Александр Першин: Считаю, что все действия областной прокуратуры по возобновлению следствия, по незаконным действиям, были спровоцированы должностными лицами города Серов. В частности, это бывший начальник шестого отдела. В ходе расследования уголовного дела по факту хищения феррохрома нами в составе следственно-оперативной группы была установлена его связь как руководителя и заказчика хищения. Также мною в составе следственно-оперативной группы расследовалось уголовное дело по группе Афанасьева - преступной группировке, которая осуждена. Там же проходил по делу, был задержан и впоследствии арестован замглавы администрации города Серов, который находился до суда под стражей в течение двух лет. По непонятным причинам суд не счел данные им показания о том, что он действительно заказал убийство, правдивыми, сообщенная им информация не нашла подтверждения, и он был оправдан областным судом. Я был вынужден уйти с работы, оставить свою семью, но не из-за того, что я боюсь ответить перед законом - но действительно законом, который будет основываться на фактах и будет полностью независим. Я в любом случае по возвращении в город Серов приду в правоохранительные органы, и думаю, что дальнейшее расследование уголовного дела должно пройти честно и согласно Уголовному кодексу.

Григорий Гилевич: Сергей Першин, можно сказать, свое обещание сдержал. Вчера, 3-го ноября, насколько я знаю, он добровольно явился в прокуратуру города Серов. Но это произошло не сразу, он больше двух недель скрывался и находился в розыске. Как вы считаете, почему он медлил?

Сергей Плотников: Как я понял, Першину было чрезвычайно важно, чтобы его услышали, чтобы его позицию придали огласке. Именно поэтому он и до встречи со мной пытался как-то дозвониться, пробиться в другие средства массовой информации. Он в разговоре обижался на редакции и журналистов, но это уже побочный продукт, что называется. Кроме того, адвокат, которого Першин нанял в Екатеринбурге, постарался донести его позицию и до милицейского профсоюза. С одной стороны, боязнь Першина, что его втихую будут допрашивать и прочее, с другой - возможно, что это способ защиты, весьма эффективный, надо сказать. Возможно, он действительно считает, что все, что с ними произошло, - месть тех людей, тех кругов, о которых он говорил. В любом случае, я считаю, ему надо было дать слово. Как только это состоялось, было предано огласке, он, что называется, сдался властям, что само по себе благо, потому что беглый капитан юстиции - это нонсенс.

Григорий Гилевич: Благо для кого?

Сергей Плотников: Я думаю, для всех, кроме, наверное, самого Першина, да и для него тоже. Во-первых, для общества, потому что двух осудили, а третий что же? Во-вторых, может быть, для правосудия, потому что Першин из этой троицы был старшим по должности, и старшим по званию, и старшим по опыту. То есть не то, что бы он главный, заводила среди этих троих, но, во всяком случае, его показания могут иметь важную роль. И для него, он мне сам говорил: "Ну, сколько я могу бегать? Да и зачем?" Я хочу сказать, что такая же история, практически один в один, произошла в поселке Ревтенский. Причем даже по срокам она совпала. Суд на ревтенскими милиционерами, если я не ошибаюсь, закончился в июне нынешнего года. Там тоже, только не три, а четыре сотрудника поселкового отдела милиции обвинялись в том, что физически воздействовали на подследственных, безобразничали всячески. Трое были задержаны, а их начальник майор Юрий Боровиков скрывался от правосудия почти полтора года. Может быть не к месту анекдот: "неуловимый Джо" - это тот, кого просто не ловят. Он почти в открытую жил в поселке, появлялся там. Эта ситуация становилась, с одной стороны, анекдотической, с другой - могла привести к какой-то драме. Незадолго до суда он сдался, получил свой приговор.

Григорий Гилевич: Сергей, все-таки вернемся делу, которое мы обсуждаем. Может быть не наше дело давать прогнозы, но, тем не менее, вы этой темой занимаетесь давно. Как вы считаете, что будет происходить дальше?

Сергей Плотников: С точки зрения юридической, как я понял, дело в отношении С.Першина было выделено в отдельное производство. Его коллеги, будем говорить так, приговор суда оспаривают в законном порядке, то есть подали кассационную жалобу. Сейчас следствие в отношении С.Першина будет возобновлено или продолжено, как угодно называйте, и все должно завершиться либо обвинительным, либо оправдательным приговором суда. Кстати чтобы уточнить, два уже осужденных следователя Андрей Лысов и Андрей Середа получили, если я не ошибаюсь, два и три года лишения свободы. Отдел Генеральной прокуратуры, заместитель Генерального прокурора по Уральскому федеральному округу, откликнувшись на многочисленные жалобы матери погибшего подозреваемого, инициировал это дело. Будет приговор. И, может быть, мы поймем, что происходит в последнее время, когда, с одной стороны, нас радуют большими цифрами выявленных злоупотреблений среди сотрудников органов внутренних дел, а с другой - все-таки это носит характер кампании.

XS
SM
MD
LG