Ссылки для упрощенного доступа

Расследование убийства ученого-этнографа Николая Гиренко


Передачу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент РС Михаил Саленков.

Андрей Шароградский: Наша радиостанция внимательно следит за расследованием убийства известного петербурегского ученого-этнографа Николая Гиренко. Мы уже рассказывали о письме, в котором глава одной из националистических организаций Владимир Попов заявил, что убийство было совершено по его приказу. Смертный приговор Николаю Гиренко, как следовало из письма, которое пришло к нам в редакцию, вынес сам Попов. Юристы Московского бюро по правам человека обратились в Генеральную прокуратуру России с требованием привлечь Попова к ответственности. Директор бюро Александр Брод, который несколько дней назад побывал в Генпрокуратуре, рассказал корреспонденту РС Михаилу Саленкову о реакции на это обращение и о том, как продвигается расследование убийства Николая Гиренко.

Михаил Саленков: Александр Семенович, вы направили обращение в Генеральную прокуратуру, администрацию президента и аппарат уполномоченного по правам человека. Какова реакция в этих ведомствах на ваше обращение?

Александр Брод: Я побывал в Генеральной прокуратуре, в Управлении по надзору за антиэкстремистским законодательством. Был очень долгий разговор с руководителями управления, сотрудниками. В частности, разговор касался, почему органы прокуратуры слабо реагируют на проявления ксенофобии, неонацизма и, в частности, о том, как движется дело по убийству Николая Гиренко. В Санкт-Петербурге были проведены обыски скин-хедских, националистических организаций, изъято очень много радикальной литературы, но как бы следствие не нашло пока ни заказчиков, ни исполнителей. До сих пор следствие подвергает сомнению тот факт, что Гиренко был убит за свою профессиональную деятельность, то есть по-прежнему рассматривается версия о бытовом убийстве. На мой взгляд, все-таки Гиренко был убит именно как ученый эксперт, правозащитник и антифашист. Что касается деятельности Попова и Севастьянова, которые после убийства не замедлили высказаться, поощрить убийц, торжествовали, эти люди по-прежнему продолжают заниматься своей деятельностью. Севастьянов призывает к поголовной департации еврейского населения из России, рассматривает Россию только как государство русских. Попов продолжает публиковать националистические материалы в интернете и в прессе, так что у них все в порядке.

Михаил Саленков: Александр Семенович, с какими требованиями вы обращались в органы власти?

Александр Брод: Мы, во-первых, требовали, чтобы дело по убийству Николая Михайловича Гиренко взял под личный контроль Генеральный прокурор Российской Федерации. Он не взял это дело под личный контроль, рассматривая это дело как рядовое убийство, хотя это не рядовое убийство и нужно было после этого инцидента бить во все колокола и усиливать антиэкстремистскую деятельность. Этого не было сделано. Также мы требуем от органов власти и органов правопорядка осознать опасность нацистской, ксенофобской угрозы для России и разработать какую-то внятную программу по противодействию.

Михаил Саленков: Александр Семенович, как вы считаете, в последнее время ситуация с расизмом и ксенофобией в России становится лучше или наоборот ухудшается?

Александр Брод: Она резко ухудшается. Социологи в своих опросах констатируют, что порядка 50 процентов опрошенных разделяют ксенофобские идеи - "Россия для русских", "Все беды от инородцев". С другой стороны, резко растет активность радикальных националистических организаций, резко растет численность движения скин-хедов, набирает обороты Национально-народная партия Иванова - Сухоревского и другие радикальные организации.

Михаил Саленков: Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин тоже внимательно наблюдает за расследованием убийства Николая Гиренко. В июле он приезжал в Санкт-Петербург, разговаривал с коллегами ученого и губернатором города Валентиной Матвиенко. В аппарате уполномоченного сейчас готовят доклад о том, насколько сильна в стране национальная и расовая нетерпимость. В подготовке доклада принимают участие и коллеги Николая Гиренко.

Александр Брод: Я специально был в Петербурге, беседовал с группой людей, которая работала вместе с Николаем Михайловичем, беседовал с губернатором, которая меня заверила, что она-то держит это дело под своим контролем, каждый понедельник ей отчитываются о том, как идет расследование этого дела, и она выразила уверенность, что это дело будет раскрыто и должным образом передано в судебные органы, которые его должны будут оценить. А я, в свою очередь, буду, конечно, наблюдать и спрашивать мнение губернатора на этот счет, и о прогрессе этого дела, и не оставлю этого до тех пор, как и в случае с другими делами такого же профиля и уровня, как с Галиной Васильевной Старовойтовой, наконец, будут какие-то конкретные результаты.

Михаил Саленков: Владимир Петрович, вам наверняка известна история с приговором Николаю Гиренко, который якобы исполнили члены организации "Русская республика", их возглавляет некий Владимир Попов.

Александр Брод: Я слышал, что такие разговоры были. В какой мере это болтовня какого-то полоумного человека и в какой мере это серьезное заявление, за которым должны следовать следственные действия, не в моей компетенции. У нас все-таки в стране когда-нибудь пироги должны печь пирожники, а сапоги тачать сапожники. Я уверен, что следствие знает уже эту информацию, я уверен, что следствие заинтересовалось этой информацией. Я, конечно, как и все, был потрясен этим делом и я специально, повторяю, съездил в Петербург для того, чтобы установить контакты с этой группой. Они нам будут помогать в работе - в частности, мы готовим официальный доклад о положении с агрессивным национализмом, шовинизмом, по вопросам толерантности, и они будут участвовать в этой работе на экспертном уровне, чему я очень рад. Это вот моя работа, я участвую в сотрудничестве с этой группой и будут участвовать, поскольку там есть очень хорошие эксперты. Я имел возможность с ними побеседовать и увидеть, что это не какие-то крикливые идеологизированные люди, а очень деловые, практичные ученые, которые знают свое дело и долго занимались этим делом, и поэтому с ними очень полезно сотрудничать.

Михаил Саленков: Вы сказали, что готовите доклад "Расизм и ксенофобия в России".

Александр Брод: Да.

Михаил Саленков: Не могли бы назвать нам какие-то первые цифры из доклада?

Александр Брод: Пока цифр никаких особых нет, а доклад на стадии, когда мы пытаемся текстом оперировать. Мы сами цифр не ведем, цифры будут иметь открытый характер. И дело не в цифрах в данном случае, а дело в том, чтобы правильно выявить тенденции. Вот этим мы сейчас занимаемся объективно, потому что бывают, конечно, агрессивные поползновения, вообще связанные с уголовщиной и преступностью, бывают поползновения, связанные с шовинизмом и национализмом. Все это нужно объективно и правильно квалифицировать.

Михаил Саленков: Вы можете сказать, какова сегодня ситуация в России с расовой и национальной нетерпимостью?

Александр Брод: Я могу сказать, что ситуация, конечно, плохая, ситуация неблагоприятная, что есть эти эмбрионы, они очень сильны в некоторых районах, особенно в малых городах, особенно в провинции, между прочим, а не в столицах. В той же Ленинградской области эти явления, пожалуй, поболе будут, чем в самом Питере, где есть альтернатива, где есть традиция просвещенного подхода к проблемам. А в провинции с этим хуже, к сожалению, потому что не ведется достаточной пропаганды и так далее. Надо беседовать об этом и мы будем беседовать на базе того текста, который мы подготовим.

Михаил Саленков: Напомню, что ученый-этнограф Николай Гиренко был убит 19 июня в собственной квартире в Санкт-Петербурге неизвестными молодыми людьми выстрелом через дверь. О результатах предварительного следствия пока известно очень мало. Тем не менее прокурор города Николай Виниченко пообещал, что убийство обязательно будет раскрыто.

XS
SM
MD
LG