Ссылки для упрощенного доступа

Русская мафия в Германии


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонеднты Радио Свобода Александр Маннхайм, Юрий Векслер

Кирилл Кобрин: Переходим к главной криминальной теме этого часа нашей программы. Речь пойдет о довольно, увы, банальной теме - о русской мафии в Европе, точнее, в Германии. В Мюнхене завершился уже третий по счету суд по делу, которое так и называется "дело русской мафии". Александр Бор, он же Александр Тимошенко, известный в преступной среде как Саша Гомельский, приговорен к 13 годам тюрьмы за соучастие в убийстве одного из главарей русской мафии в Берлине. Подсудимый находился под следствием почти 5 лет. Случай беспрецедентный в практике немецкого правосудия. Об этом процессе наш корреспондент Александр Маннхайм.

Александр Маннхайм: Александру Бору инкриминировалось убийство в сентябре 1991 года одного из главарей российских мафиозных структур в Германии Ефима Ласкина. На месте преступления было найдено несколько волос, которые, как показала экспертиза, однозначно принадлежали Александру Бору. Он был задержан в мюнхенском аэропорту 5 лет назад с греческим паспортом на руках на имя Александраса Иванидиса. С самого начала Александр Бор наотрез отказался сотрудничать с немецкими следственными органами и утверждал, что не имеет никакого отношения ни к преступным структурам, ни к убийству Ласкина. Тем не менее, суд в первой инстанции, основываясь на данных следственных органов, вынес ему приговор - пожизненное заключение. Однако адвокаты подсудимого весьма успешно опротестовали приговор, ибо им удалось доказать, что во время следствия судья допустил процессуальную оплошность. Повторный суд через несколько месяцев был сорван в связи с тем, что председатель суда неожиданно заболел. Тогда ходили слухи, что российская мафия назначила вознаграждение в размере 100 тысяч долларов, соответственно, тому, кто убьет государственного обвинителя или главного судью.

На третьем процессе Александр Бор неожиданно начал сотрудничать с немецкими правоохранительными органами, признал свою причастность к убийству и назвал своих соучастников. Кстати, им сейчас уже ничто не грозит, ибо они в свое время были убиты в разборках российской мафии за границей. Учитывая его признание, суд вынес ему довольно мягкий приговор - 13 лет тюремного заключения. Этот процесс по делу так называемой российской мафии стал беспрецедентным в истории Германии из-за длительности пребывания подсудимого под следствием, из-за числа опрошенных свидетелей и по размерам судебных издержек, ибо они перевалили за миллион евро. Кстати, учитывая срок, проведенный Александром Бором под следствием, по нынешнему законодательству он должен будет отсидеть в Германии еще полтора года, а затем его выдадут российским властям.

Кирилл Кобрин: На процессе в Мюнхене речь шла о событиях начала 90-х годов. Сегодня картина присутствия российских преступных группировок на территории Германии не похожа на ту, что сложилась в первые годы после распада Советского Союза. Сейчас немецкие правоохранительные органы видят главную опасность в проникновении этих группировок в легальный бизнес. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Берлине Юрий Векслер.

Юрий Векслер: О русской мафии в Германии говорят и пишут регулярно. Но сегодня многим экспертам понятно, что русское присутствие в Германии относительно и говорить о русской мафии всерьез продолжают только журналисты бульварных изданий. Тем не менее, в Германии на разных уровнях действуют различные группировки российского происхождения. Им принадлежит часть публичных домов, велика их доля и в поставках живого товара из стран Восточной Европы. Но с годами, как тенденция, происходит все большая официализация доходов и бизнеса. В Берлине, например, большая часть залов игровых автоматов принадлежит выходцам из стран бывшего СССР. Но разборки, заказные убийства, как, например, убийства Ефима Ласкина в 91-м году, сегодня чрезвычайная редкость. Гораздо более серьезным явлением стало проникновение группировок из России в бизнес-структуры Германии, о котором известный журналист Юрген Ротт написал книгу "Гангстеры с Востока". В Германии сегодня продолжается расследование по поводу действия одной из них - SPAG, Санкт-Петербургского акционерного общества, созданного при покровительстве Владимира Путина в его бытность заместителем Собчака. Это расследование обещает серьезно дополнить картину действий, если угодно, русской мафии в Германии. Например, обнаружить связи SPAG с колумбийскими наркокартелями. На эту тему я беседую с автором книги "Гангстеры с Востока" Юргеном Роттом.

Юрген Ротт: SPAG возникла в 1992 году. В ее создании принимал участие близкий друг Владимира Путина господин Смирнов, а кроме него, один управляющий из Лихтенштейна господин Риттер и немецкий предприниматель господин Зауэр, который до сих пор остается членом наблюдательного совета организации. Тогда во Франкфурте SPAG возникло как нормальное легальное предприятие. Затея была красиво оформлена, некоторое время существовал проспект, в котором Владимир Путин фигурировал в качестве члена наблюдательного совета. Так было в течение 1992-1993 годов, но и после этого Путин во всяком случае оставался членом консультационного совета. Для предприятия, которое хотело вести свои дела в Петербурге, это было, конечно, выигрышно и, вероятно, способствовало быстрому начальному развитию. Но в ходе последующих лет, особенно в середине 90-х годов, в Петербурге росло влияние так называемой тамбовской мафии и относительно этих лет существует большое подозрение со стороны федерального ведомства по борьбе с преступностью и со стороны прокуратуры, что тогда-то как раз и начались попытки оказания влияния извне на деятельность SPAG. Это одно. А второе то, что один из основателей SPAG, я имею в виду Александра Смирнова, уже тогда поддерживал связи с господином тогда Кумариновым, сегодня Барсуковым, и уже тогда возникало подозрение, что там слишком много непрозрачного. Что до связей с колумбийской наркомафией, то всерьез этого никто не утверждает. Есть только факт, что один член наблюдательного совета SPAG, а именно этот советник из Лихтенштейна господин Риттер имел такие связи и отмывал деньги для колумбийской наркомафии. Господин Риттер говорит, что он не знал о происхождении денег, и тут остается либо верить ему, либо нет.

Юрий Векслер: На какой стадии, на ваш взгляд, находится следствие по делу SPAG?

Юрген Ротт: По моей информации, расследование продвигается хорошо. Подозрения, которые возникли до проведения обысков в прошлом году, согласно сообщению дармштадтской прокуратуры, по многим пунктам подтвердились. Это только вопрос времени, когда состоится судебный процесс по обвинению ответственных лиц SPAG.

Юрий Векслер: Есть ли у вас сомнения, что такой процесс состоится?

Юрген Ротт: Он должен состояться обязательно. Обвинения должны быть проанализированы. Возможно, что ответственные лица SPAG, как они это нам представляют, действительно ни в чем не виновны. Я в это не верю. Все это нуждается в разъяснениях по многим причинам и прежде всего потому, что важно выяснить, как и почему преступное объединение, а тамбовская группировка - преступное объединение, так беспрепятственно может действовать на территории Германии. И в этом вопросе, я надеюсь, мы услышим правду. Центральным на процессе должен быть вопрос о том, кто это такие - тамбовские, тамбовская мафия, тамбовская группа. Это будет нелегко. Одна из сторон будет утверждать и доказывать, что никакой мафии, никакой тамбовской группировки нет. Это мы уже слышали про "солнцевскую", можно вспомнить процесс в Женеве против лидера "солнцевских" Михайлова. Там тоже утверждалось, что "солнцевская" не является преступной группировкой. Нечто подобное будет происходить и на процессе в Германии.

XS
SM
MD
LG