Ссылки для упрощенного доступа

Возможные мотивы убийства петербургского бизнесмена Вячеслава Шевченко


Программу ведет Кирилл Кобрин. Участвует корреспондент Радио Свобода Дмитрий Казнин, с бывшим пресс-секретарем Галины Старовойтовой, председателем петербургской организации "Демократическая Россия" Русланом Линьковым беседовал Виктор Резунков.

Кирилл Кобрин: В Санкт-Петербурге большой резонанс вызвало убийство 25 марта на Кипре известного петербургского бизнесмена Вячеслава Шевченко, бывшего депутата Госдумы от ЛДПР, и президента акционерного общества "Норд" Юрия Зорина. Существует мнение, что преступление связано с расследованием убийства депутата Государственной Думы России Галины Старовойтовой. С бывшим помощником Старовойтовой Русланом Линьковым беседует главный редактор петербургского бюро Радио Свобода Виктор Резунков:

Виктор Резунков: Прежде, чем начать наш разговор с бывшим пресс-секретарем Галины Старовойтовой, председателем петербургской организации "Демократическая Россия" Русланом Линьковым, давайте послушаем репортаж Дмитрия Казнина.

Дмитрий Казнин: Убийство на Кипре известного петербургского предпринимателя Вячеслава Шевченко породило в прессе множество версий о возможных причинах преступления. Имя Вячеслава Шевченко связывают с так называемой тамбовской бизнес-группой, фактически управлявшей Петербургом в 90-е годы прошлого уже столетия. Авторитетный бизнесмен Вячеслав Шевченко был создателем промышленно-коммерческой корпорации "Норд", которой принадлежат десятки различных предприятий. Смерть бизнесмена многие связали со сменой власти в Петербурге и с начавшимся переделом городской недвижимости, многие лакомые куски которой принадлежали империи братьев Шевченко - Вячеслава и Сергея. В пользу этой версии говорит и тот факт, что в течение прошлого года тоже за пределами города были убиты легенды бандитского Петербурга Константин Яковлев или Костя Могила, и Руслан Каляк. Кроме того, в середине 90-х Вячеслав Шевченко был депутатом Государственной Думы России от партии ЛДПР, а его коллегой по Думе и по партии был ныне проживающий за границей Михаил Глущенко, или Хохол, который, как не раз писала местная пресса, может быть причастен к убийству Галины Старовойтовой. По мнению Руслана Линькова, бывшего помощника Галины Старовойтовой, убийство Вячеслава Шевченко могло быть организовано заказчиком убийства Галины Старовойтовой, которой таким образом обрубает хвосты, и остальным причастным к этому делу стоит серьезно задуматься. Комментируя это заявление, глава отдела расследования Агентства журналистских расследований Константин Шмелев сказал, что никаких фактов, говорящих в пользу этой версии, у агентства нет.

Виктор Резунков: Руслан, вот мы слышали репортаж корреспондента Радио Свобода, и я хотел бы, во-первых, попросить вас рассказать, в какой сейчас стадии находится судебное расследование по убийству Старовойтовой?

Руслан Линьков: Суд отложен до 9 апреля. Он продолжится. Заслушают свидетелей со стороны обвинения, будет выступать один из ключевых свидетелей, помощник Галины Васильевны по Государственной Думе Петр Кучеренко. Что касается прозвучавшей информации о том, что на Кипре произошло такое убийство - мой комментарий, который я сделал, о том, что это может означать для города Санкт-Петербурга, был вызван тем, что и в ходе следствия, и в материалах дела, и на судебных заседаниях, а также в средствах массовой информации очень часто фигурировала эта фамилия - Шевченко - и, естественно, возник вопрос у журналистов, каким образом это может отразиться на дальнейшем ходе судебного разбирательства, и я, естественно, сделал вывод о том, что, возможно, если причастность Шевченко к убийству Галины Васильевны будет в суде доказана, то таким образом возможный заказчик убийства Галины Васильевны расправляется с посредником. Если Шевченко имел отношение к убийству Галины Васильевны, то он никак не был заказчиком, это передаточное звено.

Виктор Резунков: Обвиняемые на процессе и на допросах еще пока не называли заказчика?

Руслан Линьков: Они заказчика не называли, но фигурируют там определенные фамилии, в том числе очень высокопоставленных деятелей нашей страны.

Виктор Резунков: Руслан, а как, по вашему мнению, если обоснованна версия о том, что Шевченко был убит в преддверии слушаний по делу убийства Галины Старовойтовой, значит, заказчик - очень высокопоставленная и могущественная фигура, можно так предположить?

Руслан Линьков: Я не исключаю того, что заказчик очень могущественная фигура, во всяком случае, я наслышан о том, что посредники в убийстве Галины Васильевны Старовойтовой шантажировали многих высокопоставленных лиц Российской Федерации и говорили им, тоже, видимо, через посредников, что в случае, если им будут предъявлены официальные обвинения, они вынуждены будут называть какие-то очень громкие имена. Возможно, это сдерживает и следствие, и ход процесса.

Виктор Резунков: А как вы считаете, долгим ли будет процесс, и может ли в ближайшее время появиться фамилия заказчика?

Руслан Линьков: Важно, чтобы этот процесс был не столько скорым, сколько справедливым. Насколько законным будет решение - мы посмотрим и увидим в результате этого процесса. Пока мы ждем, когда следствие по делу об убийстве Галины Васильевны Старовойтовой нам предъявит доказательства вины непосредственно заказчиков.

Виктор Резунков: Вячеслав Шевченко жил в последнее время на Кипре, где его и убили, а был еще один предполагаемый заказчик, который, по-моему, находится в Испании, вам известно, следствие вообще работало в этих странах по их поиску?

Руслан Линьков: Еще раз скажу о том, что речь идет в данной ситуации не о заказчиках, а о людях, которых подозревают в том, что они были посредниками в исполнении этого заказа. Заказчик находится в Москве, искать его там нетрудно, несложно, он известен, а люди, о которых вы говорите, гражданин, погибший на Кипре, и гражданин, проживающий в Испании – их адреса всем известны. Я, кстати, не исключаю еще одной такой ситуации, что вполне возможно, сейчас попытаются заказчики, а также еще оставшийся пока в живых один из посредников, перевести всю вину на человека, погибшего на Кипре, я не исключаю и такого варианта.

Виктор Резунков: Теперь вопрос вам, как председателю петербургской организации "Демократическая Россия" – сегодня в Петербурге депутаты Законодательного собрания в восьмой раз не смогли выбрать омбудсмена. Это уже какой-то вид политического неприличия - чем вы это объясняете?

Руслан Линьков: Это звено в цепи событий, которые происходят в нашей стране. Права человека сейчас для Российской Федерации, для правительства, президента и соответственно губернатора, для всей вертикали власти - это несущественный эпизод, несущественный момент, которым, в общем, властям заниматься не нужно и не интересно. Сегодня Государственная Дума уже приняла в первом чтении закон о запрете митингов, шествий и демонстраций, и я думаю, что, в общем-то, институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации будет сворачиваться, и мы видим, например, как, к сожалению, Владимир Петрович Лукин, назначенный недавно на должность уполномоченного по правам человека, расследовал голодовку пяти тысяч заключенных в городе Санкт-Петербурге. Когда он, уполномоченный, обязан был приехать в город и разобраться во всем на месте, он поручает Министерству юстиции, в подчинении которого находится система исполнения наказаний, разобраться и доложить ему, уполномоченному по правам человека, о результатах проверки мест лишения свободы Санкт-Петербурга. Естественно, была создана комиссия ГУИН, которая доложила Владимиру Петровичу, что проверка проведена, выявлен зачинщик этой голодовки, то есть, не выявлены причины голодовки, не наказаны люди, которые бесчеловечно обращались с заключенными, а выявлен зачинщик, и он этапирован в город Иркутск. Вот и все, вот и весь институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Поэтому возможно сейчас и не нужно избирать уполномоченного в Санкт-Петербурге, в такой ситуации.

XS
SM
MD
LG