Ссылки для упрощенного доступа

Предвыборная ситуация в Екатеринбурге и Свердловской области


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Евгения Назарец, которая беседует с политологом, директором екатеринбургского пиар-агентства "Прок-Вариант" Михаилом Корабельниковым.

Андрей Шароградский: В Свердловской области и Екатеринбурге кампания по выборам в Государственную думу имела свои особенности, одна из них - совмещение с выборами главы администрации Екатеринбурга. По этому поводу с политологом, директором екатеринбургского пиар-агентства "Прок-Вариант" Михаилом Корабельниковым беседовала Евгения Назарец.

Евгения Назарец: До дня голосования уже осталось ровно три дня, уже вступили в силу ограничения публикаций рейтингов и прогнозов. Есть ли у вас личное ощущение, что избирательная кампания подходит к финишу?

Михаил Корабельников: Избирательная кампания подходит к финишу, а ощущение возникает из-за того, что политические партии и кандидаты в одномандатных округах, - а в Екатеринбурге еще идут выборы мэра города Екатеринбурга, - наращивают свои пропагандистские усилия для того, чтобы та часть электората, которая еще не определилась (это около 30%), приняла решение в пользу той или иной партии.

Евгения Назарец: Две трети кандидатов на выборах по Свердловской области избираются при поддержке партий или блоков, я имею в виду кандидатов-одномандатников. Насколько существенна партийная поддержка на выборах в регионах вообще и в Свердловской области в частности?

Михаил Корабельников: Партийная поддержка существенна только тогда, когда это поддержка партии либо проправительственной, либо идеологической направленности, такой как, допустим, КПРФ. Что касается роли партий в поддержке персон на территории Свердловской области, то она несущественна. Скорее персоны вытаскивают партию, нежели партия персону.

Евгения Назарец: Во время этой предвыборной кампании в Свердловской области прокатилась волна исключений из "Единой России". Исключали за отказ следовать решениям партии о поддержке кандидатов на выборах мэра, за самовольное выдвижение в депутаты Госдумы и, кажется, за нежелание голосовать по областному бюджету "как партия сказала". Насколько истинные причины нам сообщают, и о чем это говорит?

Михаил Корабельников: На самом деле волна исключений, которая прокатилась в Свердловской области, диктуется не принятием и поддержкой тех или иных решений, а борьбой, которая идет внутри партии за влияние на федеральный центр. Дело в том, что "Единая Россия" на территории Свердловской области формировалась изначально из двух противоположных лагерей - лагеря губернатора Росселя и лагеря мэра Чернецкого. В связи с этим люди, которые входят в структуру "Единой России", разделены изначально по политическому принципу. Для тех, кто слушает нас за пределами Свердловской области поясню: конфликту Россель-Чернецкий уже около десяти лет. Поставив во главу списка губернатора Росселя, структура, поддерживающая губернатора, так или иначе пытается избавиться от людей, поддерживающих Чернецкого.

Евгения Назарец: Небольшой фрагмент пресс-конференции председателя городской избирательной комиссии, где Игорь Выдрин полемизирует с одной журналисткой, сказавшей, что политологи называют нынешнюю избирательную кампанию по выборам главы города крайне скучной и невыразительной.

Игорь Выдрин: Мой личный опыт и наблюдения подсказывают, что кампания довольно тяжелая, агрессивная, напряженная. Я сравниваю с 1999-м годом и 1995-м по выборам главы города. Совмещение то же самое: декабрь месяц, Новый год, выборы в Госдуму - все те же условия. Но я не замечаю в городе, что выборы в Государственную думу носили такой характер, а выборы главы города - да. Мы столкнулись с новыми проявлениями предвыборной агитации - огромные щиты, машины катаются от разных кандидатов с плакатами соответствующими. Я не припоминаю, чтобы было такое. Сегодня в здании городской администрации крыс кто-то выпустил перед кабинетом одного из руководителей среднего звена администрации. Это с Новым годом поздравление или с выборами? Конечно, с выборами.

Евгения Назарец: Чем лично вам запомнится эта кампания по выборам мэра?

Михаил Корабельников: Прежде всего эта кампания запомнится количеством серьезных участников избирательной кампании. До этого никогда областная администрация против мэра такое количество серьезных людей не выставляла. Прежде всего кандидат Олег Гусев имеет достаточно серьезный финансовый ресурс, который не зависит ни от городских, ни от областных властей. Это отличие от предыдущих мэрских кампаний в городе Екатеринбурге. Второе то, что действительно несоизмеримое количество наружной рекламы, которое применяется в этой избирательной кампании. И третье, - выборы в Государственную думу традиционно уходят на второй план по сравнению с выборами мэра. Потому что главный вопрос - сможет ли Россель победить Чернецкого в этом десятилетнем почти что противостоянии области и города.

Евгения Назарец: Недавно губернатор Россель озвучил прямое обращение к народу, к жителям Екатеринбурга с просьбой поддержать на выборах не нынешнего главу, аргументируя это достаточно агрессивно. Задавали этот вопрос и на пресс-конференции председателю облизбиркома, он сказал, что это требует оценки с точки зрения закона. А вот с точки зрения политологии?

Михаил Корабельников: С точки зрения политологии - это попытка перенесения своего авторитета на авторитет того кандидата, который существует. Это попытка подержать кандидата. Собственно говоря, это один-единственный серьезный ресурс, который может быть задействован в избирательной кампании поддержанного Росселем кандидата.

Евгения Назарец: О тоне высказываний оппозиции нынешнего мэра и кандидата на следующий срок Аркадия Чернецкого - такое ощущение, что оппозиция своими заявлениями просто сжигает мосты. Эдуард Россель сказал: "Я не буду с ним работать". По-моему, это звучит иррационально.

Михаил Корабельников: Дело в том, что конфликт Россель - Чернецкий носит не столько системный и не столько идеологический, сколько уже межличностный характер.

Евгения Назарец: Как вы полагаете, это скажется на политической, экономической и прочих обстановках в Екатеринбурге?

Михаил Корабельников: Едва ли это скажется серьезно на том, что сейчас происходит в Екатеринбурге и в Свердловской области. Что было, то и останется, вот это великое противостояние, которое шло. Так или иначе, экономические элиты прекрасно понимают, что выборы - это игра, заявление - это только заявление. Что будет потом? Договорятся. Если не Россель с Чернецким, договорятся какие-то структуры Чернецкого со структурами Росселя. Все равно так или иначе взаимодействие будет, оно необходимо.

Евгения Назарец: Кстати говоря, постоянно проводится мысль о поддержке либо не поддержке "Единой России". На выборах мэра это имеет значение?

Михаил Корабельников: Нет, практически никакого значения не имеет. Поскольку здесь играют роль личности, их персональная история, их персональная квалификация и их персональная оценка жителями города Екатеринбурга.

Евгения Назарец: Ваш прогноз явки на выборы. Говорят, что будет много молодежи.

Михаил Корабельников: Я сомневаюсь. Молодежь придет на выборы, ее будет немножко больше, чем обычно, но ожидать большого эффекта от прихода молодежи не стоит.

Евгения Назарец: Вероятен ли, на ваш взгляд, второй тур выборов мэра.

Михаил Корабельников: Безусловно.

XS
SM
MD
LG