Ссылки для упрощенного доступа

Беседа с Владимиром Рыжковым


Программу ведет Андрей Шарый. Он беседует с депутатом Государственной Думы России Владимиром Рыжковым.

Андрей Шарый: Политическую ситуацию в стране после выборов нижней палаты парламента я прошу прокомментировать депутата Государственной Думы России Владимира Рыжкова. Владимир, здравствуйте, поздравляю вас, во-первых, с успешным завершением политической кампании - вы победили в одномандатном округе в родном Барнауле, и теперь вас можно считать настоящим ветераном российского парламентаризма. Вы в Госдуме с 1993-го года, если я не ошибаюсь?

Владимир Рыжков: Да с самого начала.

Андрей Шарый: Как для вас лично сложились эти выборы?

Владимир Рыжков: Для меня сложились выборы очень хорошо. Была честная, совершенно нормальная конкуренция в округе. Не было задействовано никаких политических ресурсов, или ресурсов компромата. Была, я бы сказал, идеальная избирательная кампания, среди соперников у меня был коммунист, довольно сильный, была женщина от "Единой России", был кандидат от "Яблока", у меня было всего 13 соперников, и в такой довольно интересной и по-настоящему серьезной борьбе мне удалось выиграть. Я получил более 35 процентов голосов, а коммунист, который занял второе место, набрал 15 процентов. Так что можно говорить об уверенной победе. Я, конечно, благодарен своим избирателям, что они вновь меня поддержали на этих выборах.

Андрей Шарый: Владимир, у вас большой опыт участия в таких политических кампаниях, сравните пожалуйста только что окончившиеся выборы с теми, которые были прежде. В целом они грязнее, да?

Владимир Рыжков: В целом мне кажется, что они не были такими грязными, но очень сильно отличались от прежних трех кампаний тремя вещами. Во-первых, впервые выборы проходили в условиях, когда в России исключительно популярный президент. И это, я думаю, была доминировавшая черта этой кампании. И поэтому те кандидаты, которые шли от партий президента, от "Единой России", получали ветер в свои паруса, не только административный ресурс, но и действительно популярность.

Андрей Шарый: Но и административный ресурс...

Владимир Рыжков: Безусловно, но все-таки не надо все сводить к административному ресурсу. Я считаю, что популярность президента дала популярность его партии, кандидатам от его партии, и вот в моем случае, например, кандидатом от "Единой России" была женщина, которую на старте кампании знал 1 процент избирателей. Знал, не то что поддерживал, а знал. Тем не менее, на выходе она получила 13 процентов. Это говорит о том, что партийный бренд и бренд Путина играют очень большую роль. Это первое. С этой точки зрения то, что у Путина такое большинство в Думе, я лично считаю вещью закономерной. Второе отличие этой кампании заключалось в том, что как никогда администрация президента к ней заблаговременно готовилась. Про администрацию Ельцина даже и подумать такое нельзя, чтобы они за полтора года рассматривали кандидатов по всем 225 округам, подбирали статусные, проходные фигуры, заведомо их готовили. В этот раз Кремль исключительно тщательно все это готовил. Это заслуга Владислава Суркова, в первую очередь. За это ему можно поставить настоящую твердую пятерку, так, чтобы партия власти взяла более ста одномандатных округов, такого не было, конечно, никогда. Третье отличие этой кампании - очень большая роль партийного бренда. Обратите внимание, что некоторые сильные кандидаты от СПС, "Яблока" и КПРФ, на мой взгляд, проиграли именно потому, что они были от СПС, "Яблока" и КПРФ. Партийные бренды утащили их на дно, и, наоборот, как я показал, партийный бренд "Родины", или, тем более, "Единой России" очень сильно помогал их кандидатам в округах. Я это ощутил так сильно на этих выборах.

Андрей Шарый: Почему, по вашему мнению, не смогли пройти в Думу СПС и "Яблоко"?

Владимир Рыжков: По двум причинам. Первая – раскол. Об этом не сказал уже только ленивый, что в сумме они набрали более 8 процентов голосов, и если бы они объединились и обратились к своему избирателю с очень ясным объяснением причин этого объединения, они набрали бы 8, 9, может даже и 10 процентов, и сегодня либеральное крыло было бы представлено в Думе. Вторая причина - бездарная избирательная кампания. Когда я вел в своем округе кампанию, я сразу же отказался от абстрактных тем - судьба демократии вообще, судьба реформ вообще, судьба собственности вообще - это не интересовало избирателей. Избирателей в этой кампании интересовали абсолютно конкретные, земные вещи. Зарплата бюджетников, перспективы ее индексации, размер пенсий, и что будет с ними в следующем году, и другие годы, реформа ЖКХ, конкретно что вы будете делать, чтобы была вода, свет, отопление, и чтобы это стоило не очень дорого. Учеба детей, что делать со здравоохранением, то есть людей интересовали совершенно конкретные вещи. Если вы заметите, "Родина" набрала голоса именно потому, что Глазьев конкретно говорил: сколько человек получит с природной ренты, насколько повысится зарплата, как он будет решать проблемы, он представил экономическую программу, не важно, была она, или нет, но блок "Родина" говорил с людьми на понятном языке, о понятных и близких вещах. СПС летало на своем самолете в облаках, говорило о каких-то абстрактных вещах. "Яблоко" говорило об абстрактных вещах, то есть, они избирателя не зацепили. Вот этот раскол на фоне абсолютно неадекватной избирательной кампании привел, на мой взгляд, к закономерному провалу.

Андрей Шарый: Владимир, как всегда, наверное, неудачники избирательной кампании говорят о том, что выборы были нечестными. Отчасти это подтверждают и международные независимые наблюдатели.

Владимир Рыжков: Нечестность была в другом. В том, что использовался медийный ресурс в одну калитку. Это просто очевидно для любого, кто включал телевизор, что "Единая Россия" - молодцы, орлы, богатыри, красавцы, спасают народ и ведут его в великое счастье. Коммунистов откровенно дискредитировали "ведьма" Видьманов, "вор" Зюганов, Березовский, который стоит за спиной коммунистов - была доренковщина в чистом виде. Но давайте вещи назовем своим именами: СПС и "Яблоко" никто не топил, времени у них было больше, чем у "Родины", негатива по ним не было, более того, Путин пытался вытащить "Яблоко" в последние недели, когда он пригласил Явлинского в Кремль и сказал, что тот очень мудрый человек, и его идеи надо учитывать, и все равно они провалились. Я проводил опросы в своем округе, и было видно, как в ноябре валятся "Яблоко" и СПС, они падали вниз. У меня в округе, в Барнауле, в октябре СПС имел 11 процентов, "Яблоко" - 7. Спустя две недели СПС имел уже 7, "Яблоко" - 6. Они падали, и было видно, что это происходит не потому, что их избирательный ресурс топят, а потому, что они проваливают избирательную кампанию.

Андрей Шарый: Я говорю не только и не столько об СПС и "Яблоке", тем не менее, были и некие странности при подсчете голосов, организации выборов, скажем, Татарстан, где невероятное количество народу проголосовало за "Единую Россию", невооруженным глазом видна какая-то странность, Чечня, где 90 процентов проголосовало. Все-таки, у не очень пристально следящего за политической ситуацией человека возникают сомнения.

Владимир Рыжков: Эти странности были и 4 года назад, и в Чечне, и в Татарстане - за ОВР, тем не менее, тогда СПС и "Яблоко" прошли. Поэтому не это сыграло свою роль для либералов, ну что говорить, если "Родина" в Москве набрала 15 процентов, а в Санкт-Петербурге 14, обойдя СПС с "Яблоком". Это как объяснить? Тоже фальсификациями, которые Лужков и Матвиенко сделали?!.

Андрей Шарый: Нет, конечно же. В этой связи мой вопрос о блоке "Родина": вы разделяете обеспокоенность либеральных политиков, называющих их профашистской силой?

Владимир Рыжков: Я не назову их профашистской силой, потому что это слишком сильное выражение, побережем его для других. Есть куда более радикальные силы в нашей стране, скинхеды, и так далее. Но опасность, безусловно, есть. Она заключается в том, что эти выборы, на мой взгляд прошли в принципиально ином контексте, контексте борьбы с олигархами и событий вокруг Тузлы, вокруг Грузии, когда опять возникли надежды на территориальную аннексию части Украины, Грузии, и так далее. Этот контекст опасен, и именно в этом контексте победила "Родина", имперская идеология, идеология территориальных притязаний. Опасно и то, что во главе "Родины" очень амбициозные лидеры. Посмотрите на Глазьева, на Рогозина, посмотрите на Саакашвили - это, на самом деле, очень похожие явления. Они будут подпирать Путина. Путин на их фоне будет иногда казаться слабым, потому что будет проводить более взвешенную, умеренную политику. В этом опасность, в том, что Родина может послужить спусковым крючком для эскалации российской политики, нагнетания этих страстей. У Путина сегодня две главные проблемы. Ему обязательно нужно поддержать либеральный противовес, потому что если с правого крыла будут Рогозин и Глазьев, а с либерального - никого - это очень опасно. И ему нужно сдержать эту волну имперских настроений, волну передельных настроений, волну ксенофобских настроений, которые отчасти справедливо ассоциируются с "Родиной". Поэтому у президента очень сложная ситуация. На самом деле, думаю, что не в его интересах успех "Родины". Не случайно он, комментируя итоги выборов, призвал победителей воздержаться от эйфории. Ясно, что это сигнал "Родине".

Андрей Шарый: В этой связи будет ли, и как, создаваться недостающее либеральное крыло в Думе?

Владимир Рыжков: Я считаю, что "Яблоко" и СПС должны быть распущены организационно. Я считаю, что из людей, не из структур, а из людей надо создавать новую политическую организацию, немедленно, под названием "Союз демократических сил", СДС. Я считаю, что такие депутаты, как я, Михаил Задорнов, Николай Гончар, Павел Крашенинников, Сергей Попов, мы сегодня с Михаилом Задорновым говорили, где-то 10-12 человек, должны были бы стать ядром либеральной либо группы, либо фракции. Я считаю, что Кремлю было бы глупо противодействовать созданию такой группы в Государственной Думе.

Андрей Шарый: Более того, он, видимо, может отпустить вам часть депутатов от "Единой России"?

Владимир Рыжков: Да, я думаю, что это было бы, видимо, и в интересах президента, и в интересах России, я не боюсь говорить, стратегически и в интересах Владимира Путина - новая партия "Союз демократических сил", попытка создания либеральной группы в Думе и пересмотр и тактики, и стратегии. Должны быть новые лица, надо приземлить либеральную политику к людям, народу, услышать его ожидания и ответить на них, и если этого не сделать - тогда распад либерального лагеря может принять необратимые формы.

Андрей Шарый: Григорий Явлинский уже заявил о том, что "Яблоко" не будет распущено, и что ведутся консультации с не вошедшими в Думу политическими организациями демократической ориентации, и одновременно ведутся переговоры с СПС.

Владимир Рыжков: Это тупиковый путь. Если Григорий Явлинский будет цепляться за лидерство, если "Яблоко" будет цепляться за этот бренд - это путь в никуда. Я могу подтвердить, я редко соглашаюсь с Жириновским, но в данном случае я с ним согласен: ни "Яблоко", ни СПС не будут ни в следующей, ни в последующих Государственных Думах. Если лидер "Яблока" этого до сих пор не понимает – ну что ж, я могу только выразить сожаление.

XS
SM
MD
LG