Ссылки для упрощенного доступа

Заседание клуба "Открытый форум". Политики и эксперты обсуждали тему возможного бойкота президентских выборов в России


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Владимир Долин.

Андрей Шароградский: Российские политики и эксперты продолжают обсуждать тему возможного бойкота президентских выборов в России. Какие политические партии могут последовать примеру "Яблока", которое, как известно, отказалось от участия в выборах? Будет ли явка избирателей достаточной для того, чтобы признать выборы состоявшимися? Кто сможет составить конкуренцию Владимиру Путину? На эти вопросы сегодня в Москве пытались ответить члены клуба "Открытый форум". Клуб объединяет ведущих российских политиков и политологов. Рассказывает Владимир Долин:

Владимир Долин: Заседание клуба "Открытый форум" напоминало военный совет Наполеона после Ватерлоо. И политологи, и политики, говоря о предстоящих президентских выборах, возвращались к печальным для либеральных партий итогам выборов в Государственную Думу. Вот мнение политолога Андрея Федорова, директора Фонда политических исследований и консалтинга.

Андрей Федоров: С таким парламентом говорить о демократии, говорить о позитивной власти, говорить о многих вещах, о которых говорилось раньше, просто невозможно. И, соответственно, политическая ценность президентских выборов после выборов в Государственную Думу резко снижается не только в глазах политологов, но и в глазах избирателей. Это девальвация президентских выборов, я считаю, ситуация, когда у нас будет два кандидата, обоих буду звать Владимир. Выбор между двумя Владимирами - это ни что иное, как окончательная дискредитация избирательной системы России. Владимира Рыжкова не имею в виду, я имею в виду другого Владимира, всем вам известного, у которого отчество Вольфович.

Владимир Долин: Партия "Яблоко" в отношении президентских выборов определилась. Партийную позицию сформулировал заместитель председателя партии Сергей Митрохин.

Сергей Митрохин: Мы пока не определили форму неучастия, мы решили, что пока только, что мы не участвуем в выборах. Я сторонник бойкота выборов - это самый сильный способ повлиять на власть и самый сильный способ показать ей, что выборы в России являются не демократическими, не справедливыми, не честными, собственно говоря, выборами не являются.

Владимир Долин: Партии "Союз правых сил" еще предстоит определиться на предстоящем съезде. После провала попыток выдвинуть единого кандидата в союзе с партией "Яблоко" у правых осталось не много вариантов действий - бойкот или призыв голосовать против всех. Об этом размышляет член федерального совета СПС Борис Надеждин.

Борис Надеждин: На съезде у СПС теоретически возможно два решения - либо поддержать Путина на определенных условиях, которые сформулировать, либо играть против явки - это активная позиция. А что еще можно сделать? Это выбор, который я для себя пытаюсь решить несколько недель. Что вы должны делать? Если вами движет желание, чтобы страна развивалась нормально, у вас есть два способа действовать в этом направлении. Первый способ - встать в строй. Некоторые люди из СПС уже приняли такие решения для себя, они идут работать в администрацию, в Думе занимают посты - это честная позиция. Либо у вас позиция другая: вы считаете, что бороться за свободу и демократию нужно путем публичной деятельности, с трибуны и так далее. Но при этом вас в два хода сделают маргиналами и, самое главное, что на этот процесс вы повлиять никак не сможете. В путинской России появление новых публичных политиков в принципе невозможно без санкции Кремля. Для того, чтобы стать человеком, который что-то олицетворяет, типа Рогозина или Глазьева, вам нужно получить разрешение на это.

Владимир Долин: Сам Борис Надеждин выбор не сделал, но оправдание любого выбора подготовил. Сопредседатель "Союза правых сил" Ирина Хакамада настроена самокритично по отношению к партиям правого спектра.

Ирина Хакамада: Эти партии, которые со стороны института лидерства продемонстрировали абсолютное отсутствие хоть какой-то потенции для того, чтобы работать в условиях России.

Владимир Долин: Но складывать оружие после поражения на парламентских выборах Ирина Хакамада не собирается.

Ирина Хакамада: Невыдвижение, бойкот, неголосование со стороны правых и левых, причем со стороны левых я в этом не уверена, это, на самом деле признак слабости, это отсутствие умения чего-либо в этой жизни делать. Идея основная - пропустить. Все сейчас будут обсуждать, что будет в 2008-м году в связи с тем, что Путин взял на себя всю ответственность, вертикаль власти отстроил. У меня в этом смысле возникает вопрос: а будет ли 2008-й год? У меня создалось впечатление, что при отсутствии серьезных политических сил со стороны правого либерального рыночного проекта, при очень слабой позиции и совершенно невероятном непрофессионализме, при отсутствии оппозиционной храбрости хорошего выдвинуть кандидата, который пойдет на президентских выборах... Надо, чтобы этот кандидат был в оппозиции даже не к власти, чтобы он был в оппозиции даже не к абстрактному Кремлю, он должен быть лично в оппозиции к Владимиру Владимировичу Путину, который выстроил эту систему. Если у правых проект? Нет. Люди нужны, у которых было бы элементарное мужество и храбрость вести такую кампанию, зная, чем это может закончиться, когда нет 2008-го года, его просто не будет без сегодняшнего реального вызова со стороны даже не этих партий, которые все проиграли, а либерального проекта, без этого ничего не получится. Поэтому мы даже не имеем права обсуждать, что будет с 2004-го по 2008-й, если сегодня мы не осуществим этот проект, жестко оппозиционный проект... Должен человек придти от правого проекта, от людей, а не от политических партий, и сконцентрировать вокруг себя те самые 20-25% людей, которые на самом деле очень обиделись. Им не понравилось, что те, кто представляет их интересы, недостаточно ликвидны и профессиональны, а те, кто пришли голосовать, потеряли голоса.

Владимир Долин: О решении своих коллег сопредседатель СПС сожалеет.

Ирина Хакамада: "Союз правых сил" и "Яблоко" определились, что они не выставляют своих кандидатов и, как вы знаете, будут или бойкотировать выборы, или не голосовать, то есть, стимулировать политический проект "против всех", и так далее.

Владимир Долин: Главная проблема либералов, по мнению Хакамады, - кадровый голод.

Ирина Хакамада: Людей много, всего хватает - и опыта, и ораторского искусства, не хватает только судьбоносной политической воли и храбрости, мужества понять, на что он идет, чего ему в этом случае грозит. Никто не хотят терять позиции, одни позиции будущего, а другие позиции настоящего. Потенциально, с точки зрения человеческого качества, такие люди есть, но не хватает той самой революционно-политической воли, на которой в 1917-м году большевики взяли власть.

Владимир Долин: Положение в партиях либерального спектра комментирует прокремлевский политолог Глеб Павловский.

Глеб Павловский: Тяжелая ситуация. Тяжесть ее усугубляется их собственными действиями, их собственными реакциями. Я вижу сейчас какую-то дезориентацию, причем публичную растерянность и публичную дезориентацию именно тех людей, которые должны на глазах у тех, кто их поддерживает, принимать решения. Лидеры либеральных партий после неудачной кампании ведут еще более неудачные пост-кампании, в которых практически нет разбора ошибок, разбора сильных и слабых сторон в своей стратегии, и нет самого главного - предложения людям, которые в них верят.

Владимир Долин: Что, действительно "труп смердящий" русский либерализм?

Глеб Павловский: Во-первых, это не так. Во-первых, русский либерализм пережил очень много предательств и уходов, я думаю, переживет и следующие.

Владимир Долин: А это - предательство, или уход?

Глеб Павловский: Я думаю, что для политика оставить людей, верящих в ценности, не просто в него, а в ценности - это предательство, причем серьезное предательство.

Владимир Долин: Бойкот выборов?

Глеб Павловский: Скажу как человек, который определенно играет здесь на стороне президента, мне кажется, что это могло бы быть интересным ходом в какой-то другой ситуации. Бойкот, допустим, для партий, но в какой ситуации? Если партия чувствует свою силу, если она собрала, консолидировала тех, кто ее поддерживает, и уверена, что она их сохранит, если они уйдут к другому - да. А избиратели либералов уйдут к Путину, и они не имеют права идти на бойкот.

XS
SM
MD
LG