Ссылки для упрощенного доступа

Мониторинг выборов в Чечне – оценки правозащитников и официальных представителей


Программу ведет Владимир Бабурин. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Владимир Долин и Никита Татарский.

Владимир Бабурин: Продолжают подводиться итоги президентских выборов в Чечне, хотя главный итог ясен, Ахмад Кадыров избран президентом и будет возглавлять республику ближайшие 4 года. Выборы президента Чечни прошли легитимно, свободно и демократично - такую оценку состоявшемуся голосованию дал глава миссии Лиги арабских государств в России Саид Аль-Барами. Сегодня он встретился с председателем Центризбиркома России Александром Вешняковым. "Люди добровольно пришли на участки в надежде на мир и стабильность в республике", - сказал главы миссии ЛАГ и мы довольны тем что видели в Чечне. На встрече в Центризбиркоме побывал наш корреспондент Владимир Долин. Владимир, что вы увидели в Центризбиркоме, какие ваши впечатления от встречи главы миссии ЛАГ с Александром Вешняковым?

Владимир Долин: Скорее глава миссии ЛАГ встречался не с Вешняковым, а с журналистами, поскольку все, что он говорил, было обращено к журналистам. На встрече также присутствовал Юрий Яров, исполнительный секретарь СНГ, и он рассказал о работе группы международных наблюдателей, которых было 36. Так вот 36 международных наблюдателей посетили 40 избирательных участков. Юрий Яров доволен тем, как прошли выборы президента Чеченской Республики, и тем выбором, который сделал чеченский народ:

Юрий Яров: Результат нас восхитил, мы радуемся вместе с вами тому результату, тому выбору, который сделал народ Чеченской Республики, и возлагаем, как и думаем, что безусловно это важный этап, но очень важно в дальнейшем, чтобы те чаяния людей, которые высказывались, могли реализовываться, и люди почувствовали на себе эту отдачу в тех вопросах. которые жизненно необходимы для этих людей.

Владимир Долин: Юрий Яров не впервые наблюдает за выборами. Он признал полностью свободными и демократическими выборы в Белоруссии и Армении, хотя международные наблюдатели из стран дальнего зарубежья посчитали, что выборы в этих государствах не вполне соответствуют нормам демократии. Глава миссии ЛАГ в арабских государствах посол Саид Мохаммед Аль-Барами дал высокую оценку волеизъявлению чеченского народа:

Саид Мохаммед Аль-Барами: Выборы прошли легитимно, свободно, демократично. Люди добровольно пришли на выборы. Я могу вам сказать, это в некоторых местах был праздник. Люди танцевали, играли.

Владимир Долин: Саид Мохаммед Аль-Барами большой специалист в области демократии и свободы, поскольку представляет султанат Оман, государство - абсолютную монархию. Председатель Центральной избирательной комиссии Александр Вешняков объяснил, почему процент избирателей, принявших участие в выборах, приближается к показателям советских времен:

Александр Вешняков: У них огромная надежда на то, что вот при помощи референдума и выборов, выборов власти, которая будет ответственна перед народом, можно будет решить те многочисленные проблемы, которые их уже "достали". Вот так, если просто выразиться. И вот эта надежда и вера на то, что все-таки таким образом можно выйти из этой ситуации, она сплотила население на активное участие в выборах.

Владимир Долин: На фоне наблюдателей, посетивших Чеченскую республику, председатель Центризбиркома выглядел вполне самокритично, но критику избирательного процесса в Чечне со стороны Госдепартамента США счел не совсем уместной.

Александр Вешняков: Я не думаю, что здесь стоит говорить о каком-то однозначном выводе в том заявлении, которое было сделано представителем Госдепа. Он ведь... Там тоже размышления по этому поводу и понимание того, что все-таки это шаг в пользу политического решения проблем в Чеченской Республике. Идеальных выборов в мире вообще не существует. А идеальных выборов в стране, республике, одной из частичек Российской Федерации, которая выходит из жесточайшего кризиса, в котором она находится, понятно сделать невозможно. Разве были идеальные выборы, например, в Косово после того, что там произошло? Разве были выборы идеальные в Афганистане - их вообще там прямых даже не было. Сделали выборы совсем по другим правилам, которые тоже вполне приемлемы для демократического разрешения проблем существующих. А какие выборы будут в Ираке, с учетом той ситуации, которая там происходит? Поэтому надо же все это учитывать. Нельзя же так смотреть с мерками того, что демократия, которая 200 лет имеет историю, и говорить о том, что с такими же мерками надо подходить к ситуации в Чеченской Республике. Хотя и демократия, которая имеет 200 лет, она тоже в разном проявляется. Помните, и Флорида, инциденты на президентских выборах в США, да даже вот и сейчас, выборы, которые состоялись в Калифорнии, они тоже по-разному оцениваются, и выбор, который сделан, в том числе.

Владимир Долин: Отвечая на вопрос Радио Свобода, когда же журналисты без конвоя Сергея Ястржембского смогут посещать выборы в Чечне, Александр Вешняков посоветовал подождать:

Александр Вешняков: Там, к сожалению, есть еще и те люди, которые не только ходят голосовать, но которые ходят и с гранатами, с бомбами, ставят взрывные устройства, чтобы сорвать этот процесс. Этот тоже факт. И в этой части учитывать это обстоятельство нужно.

Владимир Долин: Все же в будущем председатель ЦИК обещал сделать выборы в Чечне более прозрачными для прессы.

Владимир Бабурин: Заочно главе миссии наблюдателей ЛАГ Аль-Барами, а возможно и главе Центризбиркома Александру Вешнякову ,возражали российские правозащитники, которые тоже побывали на выборах Ахмада Кадырова, и они ставят под сомнение и сами результаты выборов президента, и оценку, которую дают им власти. На встрече с правозащитникам побывал Никита Татарский:

Никита Татарский: Представители Московской Хельсинкской группы считают, что выборы в Чечне были проведены с серьезными нарушениями. Рассказывает председатель правозащитной организации Людмила Алексеева, вернувшаяся из поездки в Чечню:

Людмила Алексеева: Сведения, что явка 83 процента - конечно, по тому, что я наблюдала, быть не может. Вот из такого наблюдения исходить, вот, когда мы бывали на участке, мы там находились 10-15 минут, за это время приходили 2-3 человека голосовать. Если считать, что это "мертвое" время, а в остальное приходило больше, то даже если обычно, вот, я когда-то в советское время была агитатором на выборах и знаю, как это происходит. Большая волна с утра, это бабушки всякие там дисциплинированные идут, потом более или менее такое "мертвое" время, и вечера часов с пяти - те, кто свои дела сделал и потом приходит, это меньше, чем утренняя волна. Если даже мне говорили правду и к трем часам проголосовала четверть, 500 из 2000, откуда взялись остальные полторы тысячи? Если из этих расчетов исходить, наверное, все-таки где-то 30 процентов, или около 30, что по закону полагается, чтобы выборы состоялись, наверное, все-таки было, но не 83 процента. Уж очень хотелось отрапортовать приятное.

Сколько человек из пришедших голосовали за Кадырова - поскольку наблюдателей не было, это для нас, конечно, навсегда останется тайной. Но по тому, что мы спрашивали до выборов, как вы относитесь к Кадырову, и так далее, я должна сказать, что я переговорила в июле и сентябре. я не встретила ни одного, который говорил, что будет голосовать за Кадырова. Говорили, что либо не придем, либо проголосуем за одного из тех трех, кого потом сняли. За других кандидатов, желающих проголосовать тоже не видела, но я должна сказать, что после того, как сняли этих кандидатов, реальных соперников Кадырова, может, больше проголосовало за Кадырова, чем хотели бы его видеть президентом людей, потому что создалось у всех такое ощущение, что Кадыров все равно будет избран, и зачем мне рисковать, а вдруг они как-то узнают, что я проголосовал против, но это ничего не изменит, и лучше проголосую "за", и у моей семьи не будет неприятностей. Такой ход мысли вполне возможен, и вполне возможно, что за Кадырова проголосовало больше тех 6-7 процентов, которые были у него перед выборами.

И последнее: соблюдение закона о выборах там было, конечно, потрясающее, в смысле наглядной агитации. Весь день выборов и даже и после город продолжали украшать плакаты, если только это украшение, с видом этого эффектного мужчины в папахе, кое-где пожимающего руку президенту Путину. Полагается за день снимать. Весь город увешан портретами Кадырова.

Никита Татарский: Сотрудница Московской Хельсинкской группы Татьяна Лакшина стала свидетельницей очевидного давления на избирателей:

Татьяна Лакшина: Когда мы с коллегами пришли в Урус-Мартане, ошиблись, на самом деле, адресом, вместо избирательного участка в территориальную избирательную комиссию, мы сначала не поняли, куда попали. Пока мы прошли, нам стало более-менее очевидно, где мы находимся. Нас поприветствовали у входа - "вы кто, корреспонденты? Замечательно". Да, спасибо, нам бы вот с начальством побеседовать. И нас проводят в такой красивый начальственный кабинет. За столом сидит очень представительный солидный мужчина. Он не представляется. Но раз нас провели в кабинет к начальству, то мы предполагаем про себя, что это руководитель территориальной избирательной комиссии, и долго с ним беседуем. Он нам рассказывает о том, что выборы очень своевременны,, что Чечне очень необходимы выборы, потому что, наконец, появится местная власть, и вообще, "вы понимаете, что все мои надежды с Кадыровым". Думаю, вот интересно, то есть вы лично поддерживаете Кадырова? На что он мне говорит: "Ну да, я же замначальника штаба Кадырова по Урус-Мартановскому району". И я деликатно спрашиваю, а можно мне для протокола фамилию, имя, отчество? Тут собеседник мой глаза опускает, говорит, "зовут меня Вахит", начинает отступать к двери и очень трогательно замечает: "Но вы, пожалуйста, не интерпретируйте мое нахождение здесь неправильно. Это не то, что я здесь все время сижу. Это я так заглянул, посмотреть, как дела".

Еще была очень интересная история в Толстой-Юрте. Там на избирательном участке номер 58 в день голосования завалилась на избирательный участок свадьба, пришел жених, пришла невеста, пришли гости, пришли журналисты, а заодно почему-то пришли еще некие люди. И эти люди были вполне официальными лицами, а именно пришел представитель правительства Чеченской Республики господин Панасов, а также и появился глава администрации Грозненско-сельского района господин Дока Молдаев. И они прилюдно, под крики толпы, вручили молодоженам конвертик с материальным подарком. А что это за деньги были? А это в свое время господин Кадыров до выборов обещал, что все молодожены, которые вступят в священный союз 5 октября, получат от него денежное вознаграждение, равно как и все семьи, младенчики у которых родились 5 октября. Это происходит на избирательном участке, более гнусного, более позорного фарса лично я по-человечески никогда в жизни не видела, но не сомневаюсь, что еще увижу, и все мы увидим, потому что по результатам выборов, когда проходила официальная пресс-конференция избиркомовская, то на этой пресс-конференции выступил, например, представитель Центризбиркома России, не чеченского избиркома, а Центризбиркома России, который подтвердил, что выборы прошли на основе принципов законности и гласности. А также сказал, что такой уровень выборов хотелось бы пожелать другим кандидатам в других субъектах Российской Федерации. Так вот, господа хорошие, такой уровень выборов мы скоро все в своих субъектах Федерации обязательно увидим, и это совершенно неизбежно, это было благословение Центризбиркома. Благословение на то, чтобы во всех регионах России в самом ближайшем будущем творилось ровно то же самое, ровно такая же тотальная фальсификация, как и собственно в Чеченской Республике.

Никита Татарский: Кроме этого правозащитники возмущены завышением числа проголосовавших среди чеченских беженцев в Ингушетии. О том, как 5 октября развивались события в нескольких лагерях беженцев, рассказывает сотрудник правозащитного центра "Мемориал" Усам Байсаев:

Усам Байсаев: Вы, наверное, знаете цифры, которые выдал избирком по поводу голосования чеченских беженцев в Ингушетии. Так вот, мы были и контролировали, как голосовали чеченские беженцы. В четыре крупных лагеря были присланы автобусы, хотя они могли бы свободно поставить там урны, это не так сложно было, тем не менее, решили: будут голосовать на территории Чечни, и в три слепцовских лагеря и один в Карабулаке, самые крупные лагеря беженцев, прислали по одному автобуса. Автобусы комфортабельные, надо признать. В "Барт", это потемкинская деревня, куда возят и Хиль Роблеса, и лорда Джадда, и других, был прислан даже "Мерседес". Проголосовало, поехали на выборы в Чечню 40 человек. 40 из многотысячной армии. И только из одного лагеря "Барт". В остальных трех лагерях ни один человек не сел в автобус. А в лагере Барт сели, потому, наверное, что там это все-таки был "Мерседес", и не каждый день бедному беженцу представится возможность прокатиться бесплатно через российские блок-посты, на "Мерседесе" к тому же. Вот она, реальная ситуация в Чечне в этот день. Не было людей, по крайней мере, были люди, которые голосовали, но не было, во-первых, ни единодушного голосования, ни массового. Мы, в отличие от Центризбиркома и других структур, которые выдают на гора цифры о количестве жителей Чечни проголосовавших, мы очень осторожно к этим цифрам относимся. Мы больше доверяем своим коллегам из гуманитарных организаций, которые приводят реальное количество жителей - на январь этого года после подворной переписи оценивали - 679 тысяч. Я это к тому, что, в принципе, там не было единодушного голосования.

Никита Татарский: Данные обо всех нарушениях в ходе выборов правозащитники намерены направить в российские государственные структуры, однако, они сомневаются, что это будет иметь хоть какое-то значение. Итоги президентских выборов в Чеченской Республике комментирует писатель Виктор Шендерович:

Виктор Шендерович: Ощущение убожества и фальши, разумеется. Вопрос в том, что будет дальше. То, что избрание Кадырова ухудшит, а не улучшит ситуацию в Чечне, это безусловно. Кадыров не представляет чеченский народ, он ассоциируется с оккупацией, с насилием, с обманом, с массовыми нарушениями всех прав и всех цивилизованных законов, в том числе избирательных, поэтому никакого улучшения никому, кроме Путина, который теперь будет иметь возможность говорить о легитимном президенте Чечни Кадырове вместо легитимного президента Чечни Масхадова... Вот, Путин и российская делегация в Страсбурге - единственные люди, которым полегчает от этого избрания. Что касается чеченского народа, то избрание Кадырова, безусловно, повлечет за собой новый виток насилия, совершенно естественный, ничего другого и ожидать нельзя. Вопрос в том, насколько ужасен будет этот виток, и будет это насилие только в Чечне, или опять у нас тоже. Вот это главный вопрос, на который я с тревогой жду ответа. Вот и все. Разумеется, есть отчаяние, ощущение, что бьешься в стену, есть и у меня. А что же говорить о людях, которые каждый день уже много лет обращаются в прокуратуру, к президенту, правительству, ФСБ, куда угодно, вопиющие, доказанные, прямые факты убийств, изнасилований, похищений, и, конечно, отчаяние от этого возникает. Это отчаяние надо преодолевать. История не знает тактовой черты двойной, история не знает окончания, я надеюсь. Весь вопрос в том, когда прекратится - оно же прекратится. Все войны, всякая оккупация, всякий конфликт когда-то прекращается и переходит в какую-то следующую фазу. Вопрос в том, когда это случится, как, и сколько еще крови и унижения мы должны увидеть и испытать на себе.

Владимир Бабурин: Тем не менее, президентом Чечни избран Ахмад Кадыров, несмотря на возражения некоторых западных журналистов, несмотря на возражения, сомнения, скажем так, представителя Государственного Департамента США, президентом Чеченской Республики будет именно Ахмад Кадыров. Он избран на этих выборах. И в Кремле даже готовы забыть, что именно Ахмад Кадыров в свое время ввел в республике шариат а затем и объявил газават – священную войну России.

XS
SM
MD
LG