Ссылки для упрощенного доступа

Формирование в России предвыборной народно-патриотической коалиции


Программу ведет Андрей Шарый. Участвует политический обозреватель Радио Свобода Михаил Соколов.

Андрей Шарый: 25 августа стало известно, что штаб широкой народно-патриотической коалиции возглавит депутат Государственной Думы Дмитрий Рогозин. Идея возникла и реализовалась в минувшее воскресенье, когда другой депутат Государственной Думы Сергей Глазьев использовал форум Выборы-2003 для подписания соответствующего договора. В рядах новой коалиции будут также банкир Виктор Геращенко, генерал-десантник Георгий Шпак и популярный патриотического направления актер Николай Бурляев. Первые шаги социал-патриотического блока во главе с Сергеем Глазьевым и Дмитрием Рогозиным анализирует политический обозреватель Радио Свобода Михаил Соколов:

Михаил Соколов: Первое яркое предвыборное событие сезона: начав в воскресенье подписанием договора о создании широкой народно патриотической коалиции экономист Сергей Глазьев, которого прочили вторым номером в список компартии России, повел самостоятельную игру. Молодой член-корреспондент Академии Наук объявляет, что создает объединение социально-ответственных сил:

Сергей Глазьев: Суть нашего объединения - это программа социально-экономического развития страны, которая предполагает действительно решение задач, удвоение валового продукта к 2010-му году. Программа, которая позволяет удвоить государственный бюджет и обеспечить все социальные гарантии. Программа, которая позволяет удвоить объемы инвестиций и создать механизмы стимулирования научно-технического прогресса, и модернизации нашей экономики, противоречит интересам тех, кто наживается на вывозе из России миллиардов долларов.

Михаил Соколов: Вторым номером и начальником штаба коалиции стал глава Международного комитета Думы Дмитрий Рогозин, персонаж, известный своей яркой паатриотической риторикой и профессиональной лояльностью президенту Путину. Дмитрий Рогозин выступает резко. В воскресенье с трибуны депутат кричал: "Долой никчемное правительство", - а потом объяснял:

Дмитрий Рогозин: Я знаю, что правительство, понимаете, оно и не плохое, и не хорошее, оно как бы никакое, беспомощное какое-то правительство. Ведь посмотрите, сколько проблем, которые ставились перед этим правительством, на самом деле просто проигнорированы. Вы сами знаете, Михаил Михайлович Касьянов вряд ли может быть понят Германом Оскаровичем Грефом, что Греф закатывает какие-то свои истерики на экономическую тему, что силовой блок вообще не подчиняется председателю правительства, поэтому я вообще не понимаю, что это за правительство.

Михаил Соколов: Главный агитационный тезис коалиции Глазьева-Рогозина – поможем президенту подавить мятеж олигархов.

Дмитрий Рогозин: Мятеж олигархов - это реальность, судя по тому, что некоторые лидеры политических партий вдруг стали выступать в поддержку, например, одной крупной известной структуры, даже Геннадий Андреевич здесь вдруг что-то сказал, у меня в голове чего-то не складывается. Вроде они должны бороться с мироедами, и этих же мироедов, когда их прижучили, стали защищать - не понимаю. Поэтому я знаю, в каких списках сколько конкретных людей от конкретных олигархических структур уже внедрено.

Михаил Соколов: Окормлять духовно блок будет партия "Евразия" правого интеллектуала-геополитика Александра Дугина, который считает, что в коалиции есть место и социально озабоченному консерватизму:

Александр Дугин: У Глазьева более стабильная прослойка, где-то, я думаю под 4 процента очень стабильного электората, особенно в регионах и особенно у национально патриотического, протестно-ориентированного электората, которому просто осточертел лично Геннадий Андреевич Зюганов, с его микрожестами, фигурой, персоналией такой. От 20 до 50 мужское население с зюгановскими идеями, я думаю, просто стройными рядами, кто придет голосовать, перейдет к блоку Глазьева.

Михаил Соколов: Консерватизм должны олицетворять и бывший глава Центробанка Виктьор Геращенко, и генерал-десантник Георгий Шпак. Все эти персонажи не выглядят одиозно, но в коалицию вошли и фундаменталистские организации, вроде партии "За Русь святую". Другое крыло организации - левые силы, несколько массовых структур, студенческие независимые профсоюзы и "Партия труда" депутата Думы Олега Шенина. К блоку примкнул и "Союз людей образования и науки", возглавляемый бывшим вторым человеком в партии "Яблоко" Вячеславом Игруновым, у которого я спросил, не боится ли он национал-социалистической эволюции коалиции:

Вячеслав Игрунов: Такая эволюция вряд ли возможна. Мы будем работать над тем, чтобы блок оставался в рамках европейских норм. Это вовсе не мешает нам быть сторонниками национального государства, национальных интересов.

Михаил Соколов: Говоря о своих отношениях с компартией, Сергей Глазьев убеждает публику: коммунисты должны не повторять ошибки 1995-го и 1999-го годов – не приглашать союзников в свои списки, а создавать широкую коалицию. С этим он готов выступить даже на партийном съезде компартии. Но коммунисты стоят на своем - объясняет секретарь ЦК КПРФ Николай Биндюков:

Николай Биндюков: Сергей Юрьевич предлагает создать юридический блок из ряда партий, почти не известных в Российской Федерации. Поэтому, если сколотить этот блок, можно, наверное, 5-6 процентов получить, а может и 4, или 3, и создание юридического блока не будет способствовать той благородной мысли, о которой Сергей Юрьевич Глазьев сказал. Он великолепный ученый, экономист, но он еще очень слабый политик.

Михаил Соколов: Еще до презентации коалиции Геннадий Зюганов предупредил Сергея Глазьева о вреде самостоятельных маневров, но коммунисты не готовы еще объявить вторую патриотическую колонну прокремлевской пятой, и Геннадий Зюганов оставил для Глазьева двери в список компартии пока открытыми. Сам сопредседатель Народно-патриотического союза Сергей Глазьев отвергает обвинения в том, что он действует по заказу Кремля:

Сергей Глазьев: Это довольно странно было слышать, потому что инициатива создания избирательного блока КПРФ – НПСР была предложена более года назад. То, что мы делаем сегодня - продолжение той работы, которую ведем уже полтора года, по формированию единого избирательного блока народно-патриотических сил. Кремль, естественно, к этому никакого отношения не имеет, хотя президент выступает с идеей консолидации общества, но с той партией власти, которая сегодня на нем висит, консолидировать общество невозможно. Только Народно-патриотический союз России может выполнить эту задачу, опять же только вместе с КПРФ,

Михаил Соколов: А за кулисами блока маячит известный своими контактами с властью политтехнолог, один из руководителей "Первого канала" Марат Гельман:

Вы на Глазьева работаете сейчас?

Марат Гельман: Нет.

Михаил Соколов: И не консультируете?

Марат Гельман: Разве что по-дружески.

Михаил Соколов: И как вы оцениваете сам проект?

Марат Гельман: Ну, это реальный проект. Этот проект будет не только на этот электоральный цикл работать, но и на следующий.

Михаил Соколов: То есть, есть спрос на новых левых?

Марат Гельман: Ну, вообще страна левеет, и здесь вопрос только в том, что в России новые левые - это всегда было связано с каким-то таким молодежным азартом, с какой-то более радикальной позицией, более марксисткой, чем у КПРФ. Тот проект, который они делают, он как раз не новаторский, а абсолютно адекватен запросу.

Михаил Соколов: Так придумывается дубль КПРФ, респектабельный, без упертого коммунизма, без Зюганова, в общем, приемлемый для 40-летних. Несмотря на все примирительные жесты Зюганова в адрес Глазьева и Глазьева в адрес Зюганова, обе стороны уже понимают, что примирение не состоится, тем более, что в блоке Глазтьева немало тех, кто с компартией сотрудничать не будет, как Вячеслав Игрунов:

Вячеслав Игрунов: Глазьев превращается в такого же большого врага коммунистов, как Явлинский в глазах Чубайса, или Чубайс в глазах Явлинского.

Михаил Соколов: Блок Глазьева и Рогозина должен рассчитывать не только на себя, но и на благосклонность Кремля, на то что "Партию жизни" и "Народную партию" попридержат от участия в выборах партийными списками. Из "Народной партии" Дмитрий Рогозин вышел и обещает, что вслед за ним Геннадия Райкова покинут два десятка депутатов, и в Думе будет создана новая группа. Лидер "Народной партии" Геннадий Райков обижается:

Геннадий Райков: Если один-два человека покинут - счастья им и попутного ветра. Любой перебежчик никогда не пользуется популярностью. Вообще, предателей никто не любит.

Михаил Соколов: Второе издание "Конгресса русских общин" пойдет на выборы в виде коалиции, поддерживающей Владимира Путина слева и атакующей касьяновское правительство, и в то же время, не рвущей связи с компартией. Таким образом, блок Глазьева имеет некоторые шансы привлечь того избирателя, который когда-то вознес Александра Лебедя.

XS
SM
MD
LG