Ссылки для упрощенного доступа

Конфликт внутри блока "Родина"


Программу ведет Андрей Шарый. Над темой работал Михаил Соколов.

Андрей Шарый: Центральная избирательная комиссия зарегистрировала в понедельник действующего президента России Владимира Путина в качестве кандидата на предстоящих в марте президентских выборах. Таким образом, Владимир Путин присоединился к ранее зарегистрированным кандидатам Олегу Малышкину от ЛДПР и Николаю Харитонову от КПРФ. Другой претендент в кандидаты - Виктор Геращенко - пытается отстоять свои права в Верховном суде России. Эта судебная инстанция перенесла на 6 февраля рассмотрение жалобы Геращенко на отказ Центризбиркома зарегистрировать его кандидатом в президенты. Вот что заявил Геращенко журналистам после заседания суда:

Виктор Геращенко: Я знаю, что судьи здесь всегда очень ответственно и компетентно подходят к тем делам, которые возникают, и мне кажется, что само ведение, слушания сторон показывают, что судья хочет все-таки разобраться, почему возникла такая ситуация.

Андрей Шарый: По решению ЦИК, Геращенко должен представить 2 миллиона подписей в свою поддержку, так как его выдвинул не блок "Родина", представленный в Думе, а "Партия российских регионов". Другое дело, так или иначе связанное с выборами, пока не дошло до суда. Речь идет о межпартийных разногласиях внутри блока "Родина". Как известно, в последние дни много говорится о распаде этой политической организации, о конфликте между лидерами блока "Родина" Сергеем Глазьевым и Дмитрием Рогозиным. Сопредседатель блока Сергей Бабурин призвал ссорящихся провести в феврале съезд для урегулирования разногласий. Над темой работал Михаил Соколов:

Михаил Соколов: Президентская кампания в России рушит старые и новые союзы. Не успели правые размежеваться на враждующие фракции Анатолия Чубайса и Ирины Хакамады, а тут вот и история о том, как поссорились Дмитрий Олегович с Сергеем Юрьевичем, то есть Глазьев с Рогозиным. Скандал становится бомбой, способной взорвать думский блок "Родина". В пятницу, выдавая свой личный проект объединения народной поддержки трехпартийного блока, Сергей Глазьев под тем же названием "Родина" создал организацию своих сторонников.

Сергей Глазьев: Это общественная организации "Родина" ("Народно-патриотический союз"), которая дает возможность каждому нашему стороннику лично, непосредственно принять участие в нашей работе.

Михаил Соколов: Сопредседатель блока от партии "Народная воля" Сергей Бабурин уверен, что это попытка увести модный бренд.

Сергей Бабурин: Говоря языком бизнеса, можно сказать и так: когда создается организация, которая полностью перехватывает название из блока, но эта организация не включает ни одну из партий, создавших блок и никак не связана по своим документам с блоком, согласитесь, это не может не вызвать беспокойство.

Михаил Соколов: Сопредседатель высшего совета блока Дмитрий Рогозин сегодня был просто в ярости:

Дмитрий Рогозин: Я считаю, это вопрос принципиальный, с точки зрения того, с кем мы имеем дело в виде партнера. Если партнер сегодня занимает ту позицию, а завтра он будет занимать другую, противоположную позицию, то я не могу планировать свою политическую работу, просто не понимая, как мне себя дальше вести, в случае, если мой партнер занимает то одну позицию, то другую.

Михаил Соколов: Дмитрий Рогозин и его сторонники вели с Глазьевым войну с декабря: препятствовали его выдвижению кандидатом в президенты, Рогозин не дал ему возможности выступать от блока "Родина", назвал поход на Кремль ошибкой, доказывал, что три четверти избирателей блока - сторонники Владимира Путина. Дмитрий Рогозин регулярно произносит в адрес президента такие речи, за которые римские императоры усыновляли, как Цезарь Августа. На позициях поддержки Владимира Путина Дмитрий Рогозин стоит и сейчас:

Дмитрий Рогозин: Я говорю за себя, что я, и, возможно, меня поддержит значительная часть фракции, я буду в данном случае поддерживать не Глазьева, а буду поддерживать президента России ныне действующего, по той простой причине, что я реально не вижу ему альтернативы и не хочу, чтобы кто-то мог помешать ему в ходе выборной кампании взять необходимое доверие избирателей с тем, чтобы проводить реальные реформы в жизни. Но, безусловно, это не означает, что у нас исчезло наше критическое отношение к экономическому и социальному курсу правительства, которое, я считаю, надо отправлять в отставку.

Михаил Соколов: Если посмотреть на Рогозина как бы в политическое зеркало, то вы увидите позицию Чубайса, как и должно быть с отражением, только стороны меняются. Если для Чубайса хороша экономическая деятельность президента, то Рогозин в восторге от государственничества и призывает менять экономический курс. Ради этого, по его словам, "Родина" и выдвигала Геращенко.

Дмитрий Рогозин: В принципе, я полагал, что, сохраняя определенные мосты отношений с нынешним президентом России, Глазьев мог бы участвовать в кампании как доверенное лицо Геращенко, собственно говоря, мы и надеялись на это, и на то, что наша критика, которая могла бы быть сосредоточена на экономическом, подчеркиваю, не на политическом, а на экономическом курсе президента Путина, могла бы подвинуть его в сторону смены этого экономического курса и формирования нового правительства, в том числе с участием и Глазьева и Геращенко.

Михаил Соколов: Дмитрий Рогозин хотел обменять поддержку президента на весомые посты в правительстве для Сергея Глазьева, Виктора Геращенко, да, наверное, и для себя, что лучше бессмысленного сидения в Государственной Думе, где "Родина" правящей партии ни для чего не нужна. Есть и другая линия, ее представляет

Сергей Бабурин: в выборах президента вообще не надо участвовать, следует сосредоточиться на 2008-м годе.

Сергей Бабурин: Я лично, например, выступал против обеих кандидатур на выборах президента, и против Глазьева, и против Геращенко. Я считал и считаю, что народно-патриотический союз "Родина" сегодня должен выполняя свои обязательства, вначале доказать свою состоятельность в парламенте. Мы слишком разные, чтобы сегодня выдвигать единого кандидата в президенты. Кому-то нравятся левые. Я, например, принадлежу к русским консерваторам, и мне заигрывания с левым флангом, с Зюгановым и кампанией, никогда не нравились, даже в период избирательной кампании. Давайте исходить из того, что надо смотреть в завтрашний день. Тратить время и ссориться внутри национально-патриотических сил - самое последнее дело.

Михаил Соколов: Но как раз исходя из расчета на перспективу, Сергей Глазьев уверяет: поддержать надо его, а остальное - фарс:

Сергей Глазьев: Я считаю, что выборы президента - это очень серьезное и ответственно дело, а не политическое шоу и не театр, куда собираются зрители, чтобы развлечься. Речь идет об ответственности за судьбу страны, и если мы приняли решение участвовать в избирательной кампании, то я убежден в том, что мы должны участвовать в ней серьезно, по-настоящему, а не содействовать превращению выборов в некий шутовской балаган.

Михаил Соколов: Лидер партии "Народная воля" Сергей Бабурин попытался утихомирить конфликт. Сопредседатель высшего совета "Родины" считает, что нужно собрать всех национал-патриотов на общий съезд и создать единую партию, а сейчас снять противоречия:

Сергей Бабурин: Достаточно либо изменить название той организации, которая создана 30-го, либо внести изменения в ее устав, увязав ее работу с деятельностью избирательного блока "Родина" ("Народно-патриотический союз"). Я считаю, что Рогозин несет свою долю ответственности за то, чтобы состоялась конференция блока, чтобы "Партия российских регионов", которая у нас возглавляется и Рогозиным, и Глазьевым, и Скоковым, и куда входят Геращенко, и многие другие, чтобы эта партия несколько внутри себя стала больше разбираться в том, что происходит, а не одаряла нас своими кризисами.

Михаил Соколов: Дмитрий Рогозин ответил, что созывать объединительный съезд в разгар конфликта как-то странно, он считает, что сначала, 14 февраля, на съезде "Партии российских регионов" он разберется с Глазьевым.

Дмитрий Рогозин: "Партия российских регионов" – в нее входит и Глазьев, поэтому он тоже будет выступать на этом съезде, он будет рассказывать о своей позиции, я буду рассказывать о своей, я не знаю еще пока какая будет реакция. Возможно, что партия будет существовать отдельно, и каким-то образом договорятся, как они поделят этот бренд. Не знаю, это вопрос, собственно говоря, самих съездов, забегать вперед не хочу.

Михаил Соколов: Дмитрий Рогозин отрицает, что он манипулируется администрацией президента, и упирает на идейные основные его пропрезидентского государственничества и национал-патриотизма.

Предположим, будет два направления, ваше, пропутинское, и антипутинское - глазьевское?

Дмитрий Рогозин: Во-первых, мы не путинское и антипутинское. У нас есть своя программа, с которой мы должны считаться. И, собственно говоря, вопросы, связанные с экономикой, государственностью, внешними интересами, защитой соотечественников, это все является путинским или антипутинским? Я не знаю. Если Путин будет это поддерживать, значит, это будет путинским, если президент Путин не будет это поддерживать, значит, будет антипутинским. Мы же не в поддавки играем с президентом, для этого есть другая политическая организация, имеющая большинство мест в Государственной Думе. Просто говоря, что по частному случаю, но очень важному случаю в президентской кампании, я и мои товарищи собираются поддерживать вовсе не Глазьева, а Путина.

Михаил Соколов: В разгоревшемся открытом конфликте внутри "Родины" шансы приватизировать бренд выше у Дмитрия Рогозина. Этим он собирается заняться на заседании высшего совета блока вечером в понедельник:

Дмитрий Рогозин: Я хочу получить объяснения, что происходит, и почему сегодня Сергей Глазьев, как сопредседатель блока и высшего совета, действует, обманывая, вводя в заблуждение своих товарищей, собирается ли он действовать дальше такими же методами сепаратными, ставя нас перед фактом.

Михаил Соколов: Внутри "Партии российских регионов" позиции Рогозина сильнее, чем у Глазьева. Соцпартия вообще пропутинская, а партия "Народная воля" Сергея Бабурина не желает скандалов, она хочет работать на почве национал-консерватизма на перспективу. В общем, Сергея Глазьева могли бы вытолкнуть из думского гнезда, пусть бы шел в компартию, как в Каноссу, на роль младшего партнера Зюганова. Но этому мешают президентские выборы. Для Кремля все более нетерпима ситуация, когда популист-кандидат левых, приемлемый и для националистов, и для целого постсоветского слоя городской ИТР, создает свое движение, раскручивается на фоне "неживых" кандидатов Геращенко, Харитонова, Малышкина, да и одинаково официозного Путина, словом, делает заявку на 2008-й год. Кукловодам надо теперь решать, что делать с Глазьевым. Один вариант – вопреки всем юридическим нормам заставить Верховный суд дать Виктору Геращенко регистрацию от одной из трех партий блока "Родина", что позволит Дмитрию Рогозину и его соратникам требовать от Сергея Глазьева держать слово и снимать кандидатуру. Не факт, что Глазьев их послушает. Второй вариант можно реализовать и после первого: использовать материалы о якобы подкупе при сборе подписей за Сергея Глазьева и отказать ему через ЦИК или суд в регистрации. Но это нанесет удар по мифу о свободных выборах в России, снизит интерес к ним и подорвет явку. Дмитрий Рогозин не зря волнуется: карьерным депутатом в Кремле недовольны - не справился. Президентскую кампанию ставшего плохо управляемым Сергея Глазьева пока не удалось удушить в рамках еще живого блока "Родина".

XS
SM
MD
LG