Ссылки для упрощенного доступа

Раскол в блоке "Родина"


Программу ведет Андрей Шарый. Над темой работал Михаил Соколов.

Андрей Шарый: Кандидат в президенты России Сергей Глазьев заявил, что лидеры "Партии российских регионов" Дмитрий Рогозин и Юрий Скоков спровоцировали раскол в блоке "Родина" по указанию администрации президента Путина, чтобы затруднить участие Глазьева в президентских выборах. Из политических союзников Глазьев и Рогозин превратились в непримиримых политических соперников. Над темой работал политический обозреватель Радио Свобода Михаил Соколов:

Михаил Соколов: На воскресном съезде входившей в блок "Родина" "Партии российских регионов" ее вожди Дмитрий Рогозин и Юрий Скоков устроили недавнему председателю все той же партии Сергею Глазьеву проработку, а все потому, что Глазьеву грезятся кремлевские звезды. Вице-спикер Думы Дмитрий Рогозин обвинил Сергея Глазьева в общении с политическими бомжами:

Дмитрий Рогозин: Я же, как и все граждане России, иногда смотрю телевизор, вот я в том числе увидел мероприятие, которое он собрал, самозванцев, под названием "Общероссийская организация народно-патриотический союз "Родина", увидел там Терехова Станислава, "Союз советских офицеров", и многих других, которых я уже лет 10 не видел, и слава богу, и рад был тому, что их не вижу. Собирать их - это значит фактически отстраниться от своих собственных сторонников, от тех людей, которые вместе боролись на выборах за блок "Родина", набрать как бы новых людей из лагеря абсолютно маргинальной, экстремистской оппозиции. Причем здесь тогда "Родина"? Он как бы "кинул" свою организацию, своих товарищей. Поэтому я сказал, что это бомжи, эти люди не имеют никакого веса. Может, я выразился грубовато, но по сути-то правильно.

Михаил Соколов: Сергей Глазьев пытался было воззвать к объявленному "Родиной" лозунгу борьбы с правительством Михаила Касьянова.

Сергей Глазьев: Я могу вам предсказать, какой будет экономическая политика правительства в ближайшие два года в случае победы Путина: сохранится нынешнее правительство в лице его основных идеологов и проводников - господа Греф, Кудрин, Швыдкой и другие, которые определяют политику в экономике, в социальной сфере, в финансах и культуре, - свои посты сохранят. Из весьма достоверных источников известно, что достигнута договоренность, что правительство Касьянова будет работать как минимум еще два года, если Путин выиграет выборы. Вокруг чего будут вестись главные баталии? Они будут вестись вокруг передела собственности, причем полицейскими способами.

Михаил Соколов: Но доводов лидера фракции "Родина" на съезде "Партии российских регионов" не услышали. Дело-то было не в идейной борьбе, не в антиолигархической программе или свержении кабинета Касьянова. Это Рогозина и Глазьева не разделяет. Контрудар по кандидату в президенты Глазьеву был нанесен после того, как крыло сторонников Владимира Путина в блоке "Родина" начало было терять позиции. Сначала Верховный суд России не восстановил регистрацию Виктора Геращенко в качестве кандидата в президенты, проект "лояльный банкир, поддерживающий Путина и разоблачающий Касьянова" не удался. Затем партия "Народная воля" Сергея Бабурина потребовала от партнеров объединиться вокруг претендента Глазьева и создать из трех структур одну. Сама "Народная воля" поддержала Глазьева в качестве кандидата в президенты. Опытный Сергей Бабурин говорит: потенциал Путина не исчерпан, но надо думать о будущем. В субботу Сергею Глазьеву удалось перетянуть на свою сторону значительную часть социалистической единой партии России "Духовное наследие". Глазьев утверждает, что мероприятие было легитимным:

Сергей Глазьев: Я присутствовал на съезде этой партии. Я попытался их объединить, но группа спортсменов меня не пустила физически на свой междусобойчик. Могу сказать, что съезд прошел вполне легитимно, был представитель Минюста, на съезде было зарегистрировано 48 делегаций, было признано, что кворум есть.

Михаил Соколов: Названная "спортсменами" часть социалистов во главе с Василием Шестаковым и Александром Ватагиным обвиняет Глазьева в захвате партии, но поскольку в руках сторонников кандидата в президенты оказались и печать, и регистрационные документы, доказать свою правоту социалистам-меньшевикам будет трудно. Пока же они объявили о поддержке на выборах Владимира Путина. К тому же Сергей Глазьев в последнее время усилил антиолигархический пафос своих речей, фактически обвинив Кремль в том, что он усиливает одни группировки крупного капитала за счет других.

Сергей Глазьев: Я берусь утверждать, что главная разница между Ходорковским и Абрамовичем заключается в том, что Абрамович захотел делиться, а Ходорковский не захотел. Поэтому Абрамовичу разрешено покупать английские клубы, разрешено вывозить капиталы из страны, ему подарена "Славнефть", государство потеряло на этом полтора миллиарда долларов, на том, что "Славнефть" была приватизирована в пользу группы Абрамовича. Остается только догадываться, кому эти полтора миллиарда долларов достались. При этом было известно из материалов Счетной Палаты, что у "Славнефти" людьми, которые связаны с Абрамовичем, было похищено около миллиарда долларов. Но вместо того, чтобы возбудить уголовные процессы, со стороны президентского руководства был дан приказ прокуратуре, ФСБ и милиции не заниматься расследованием махинаций вокруг "Славнефти".

Михаил Соколов: Похоже, именно вполне естественное ужесточение предвыборной риторики Сергея Глазьева больше всего стало раздражать Кремль. На съезде "Партии российских регионов" по Глазьеву и был нанесен ответный удар. Эта партия объявила о поддержке Владимира Путина. Дмитрий Рогозин объяснил, почему:

Дмитрий Рогозин: Ну а кого поддерживать-то еще? Я понять не могу. Я не особенно-то из штанов выпрыгиваю по поводу Путина, там есть достаточно других, желающих ему и 7 лет пообещать, и до конца вообще срока, и что называется генсек до маразма, как раньше говорили, я не стоял среди тех, кто является такими апологетами Владимира Владимировича Путина. Но, с другой стороны, я просто смотрю на всех остальных кандидатов – а кого еще поддерживать-то? Глазьева что ли?

Михаил Соколов: Под шквалом критики Глазьев написал заявление о выходе из "Партии российских регионов", а сама партия присвоила себе название "Родина". Дмитрий Рогозин уже сдал в Министерство юстиции все необходимые для переименования документы. Решение партии регионов во главе с Юрием Скоковым и Дмитрием Рогозиным поддерживать Владимира Путина и присвоить название "Родина" Глазьев называет политическим самоубийством, а лидер партии "Народная воля" Сергей Бабурин замечает:

Сергей Бабурин: Я рискну предположить, что блок вступил в стадию острого кризиса.

Михаил Соколов: Больше всего патриота Сергея Бабурина поразило то, что Дмитрий Рогозин объявил новую партию "Родина" социал-демократической силой:

Сергей Бабурин: Я думаю, на этом поле он не конкурент для Глазьева. Почему - я вот, например, на это поле не лезу и очень не хочу лезть... Но я буду рад, если Дмитрий Олегович Рогозин тоже полезет в эту яму.

Михаил Соколов: Что до названия, то Сергей Глазьев сообщил: кража бренда безнадежна, поскольку уже пять лет существует зарегистрированная одноименная организация "Родина" во главе с господином Тихоновым. Рогозин считает, что тот отдаст бренд ему, а Сергей Глазьев убежден, что Тихонов примет участие в намеченном на 6 марта съезде широкой общественной организации "Родина". Когда внутри не имеющей доступа к рычагам власти, к реальному законотворчеству, в своем мирке, внутри фракции "Родина" насмерть воюют русские консерваторы, карьерные путинцы и левые социалисты, даже если формально фракция и сохранится, никакого сотрудничества в искусственно созданной сверху коалиции национал-патриотов уже не будет. Полураспад "Родины" к удовольствию либералов ставит крест на планах создания в ближайшее время в России массовой партии популистского толка.

XS
SM
MD
LG