Ссылки для упрощенного доступа

Ирина Хакамада начинает президентскую кампанию с резкой критики Владимира Путина


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Владимир Долин и Михаил Соколов.

Андрей Шарый: Сопредседатель Союза правых сил Ирина Хакамада, выдвинувшая свою кандидатуру на выборах президента России, публично обвинила Владимира Путина в сокрытии правды о захвате театрального центра на Дубровке осенью 2002-го года. На пресс-конференции Ирины Хакамады побывал и за ее выступлением следил корреспондент Радио Свобода Владимир Долин:

Владимир Долин: Ирина Хакамада утверждает, что Владимир Путин лично несет ответственность за сокрытие обстоятельств террористических актов.

Ирина Хакамада: Парламент делает независимое расследование, или власть предпринимает независимое публичное расследование? Этого ничего не происходит. Но через год после этих событий президент Путин, цитирую "Вашингтон Пост", заявляет о том, что газ был мирным, не смертоносным, все было хорошо, жертв террористического акта нет. Если там люди погибли, то в результате то ли обезвоживания, то ли им плохо было, то ли здоровье было слабое. Это что - нормальная позиция президента? В таких условиях или в отставку уходят, или каются. Президент, если он строит демократию, не диктатуру, должен нести ответственность. Он должен отвечать, лично отвечать за все, что происходит в стране, тем более, при таких событиях. Если нет ответа, если в ответ мы получаем молчание, значит это не демократия, значит это не свобода. Мы просто как стадо баранов живем в обществе, где нами манипулируют, и за это, забирая у нас право на то, чтобы мы знали правду, нам кидают кусок хлеба.

Владимир Долин: Сопредседатель СПС участвовала в переговорах с террористами, захватившими здание театрального центра на Дубровке, и вот ее мнение:

Ирина Хакамада: Никто не собирался ничего взрывать.

Владимир Долин: Силовые структуры, считает Ирина Хакамада, сознательно уничтожили всех участников террористического акта, чтобы спрятать концы в воду.

Ирина Хакамада: И все погибли. Погибло 130 человек, но ни один бандит не выжил, ни один бандит не стал свидетелем для того, чтобы довести расследование до конца, и, наконец, мы поняли, чего они реально хотели, кто за ними стоит, кто организатор террористического акта, и так далее.

Владимир Долин: Ирина Хакамада в открытом письме гражданам России требует гласного расследования обстоятельств террористических актов. Лидер правых заявляет о своей оппозиции не только действующему президенту, но и всей созданной за четыре года его правления политический системе.

Ирина Хакамада: Фактически то, что мы сегодня видим с разными кружевами - это возврат к советской системе. Владимир Путин - это не человек, Владимир Путин - это функция, это система. Режим Путина - это режим бюрократии, бюрократии, которая захватила политическую власть. Фактически это советская бюрократия в новых демократических формальных одеждах. Сегодняшнее общество есть результат деятельности президента Путина. Во-первых, это общество, основанное на лжи, во-вторых, - это общество, в котором демократия используется только в качестве формальной процедуры. В третьих - это общество, которое основано на абсолютной закрытости, и самое главное, это ощущают уже все, - это общество, которое основано на страхе. В этих условиях, как говорится, пролетариату в свое время, если нечего было терять кроме своих цепей, то сегодня демократическим лидерам и тем, кто их поддерживает, нечего терять кроме демократических процедур, это последнее, что осталось в России.

Владимир Долин: У либеральных сил, по мнению Ирины Хакамады, выбор после 7 декабря прошлого года небольшой.

Ирина Хакамада: Проект "против всех" - второй после единого кандидата. Приоритет - единый кандидат. "Против всех" работал бы, если бы была вместе левая и правая оппозиция. Этого не произошло. Бойкот демократической процедуры - это фактически отказ от демократии.

Владимир Долин: Из десяти кандидатов в президенты реальную оппозицию курсу Владимира Путина представляют трое.

Ирина Хакамада: Кроме меня, Рыбкина и Харитонова, и то пошли на уступку. Зюганов не выдвинут, все остальные кандидаты - это представители власти, где каждый играет свою роль. Участие Рыбкина - это хорошо, но это голос Березовского.

Владимир Долин: Ирина Хакамада даже не уверена в поддержке товарищей по партии.

Ирина Хакамада: 24 января съезд партии. На этом съезде, если партия меня не поддержит, то никаких коллег не будет, тогда мне придется приостановить членство в партии, потому что нельзя представлять партию, которая тебя на президентских выборах вообще не поддерживает.

Владимир Долин: Зато о поддержке Хакамады заявил опальный олигарх Леонид Невзлин. Правда, бывший вице-президент "ЮКОСа" будет поддерживать оппозиционного кандидата в президенты за счет собственных средств, а не нефтедолларов компании. Есть у Ирины Хакамады и другие ресурсы поддержки.

Ирина Хакамада: Пожилая женщина, ей больше 80-ти, дозвонилась, нашла моего помощника, говорила со мной. Сказала, что она будет собирать подписи и хочет внести материальный взнос. Я говорю: какой еще материальный взнос? "Нет, нет, я принесу, правда, немного, но сколько смогу". Пенсионерка, интеллигентная женщина, у которой никогда не было никаких денег, собрала у друзей, у соседей по подъезду, у знакомых и принесла 30 тысяч рублей.

Владимир Долин: К 28 января Ирина Хакамада, как и все другие кандидаты-самовыдвиженцы, должна сдать два миллиона подписей в свою поддержку в Центральную избирательную комиссию.

Андрей Шарый: Лидер Либерально-демократической партии России Владимир Жириновский выполняет обещание, сделанное при выдвижении кандидата в президенты России от этой партии Олега Малышкина: провести его кампанию с помощью крепких выражений и заявлений на грани закона. Сегодня Жириновский уже призывает к показательным судам и публичным казням. Начало президентской кампании ЛДПР анализирует обозреватель Радио Свобода Михаил Соколов.

Михаил Соколов: Кандидат в президенты России от ЛДПР Олег Малышкин рассчитывает занять на выборах второе место под лозунгом "вспомнить о русских и заботиться о бедных". Такое заявление за него сделал лидер партии Владимир Жириновский. Вождь ЛДПР нахваливает своего охранника, рассказывая о том, как сильной рукой боксер и футболист руководил Тацинским районом Ростовской области.

Владимир Жириновский: Сохранял весь урожай. Запирал, лично на замки запирал, объезжал ночью, никто ничего украсть не мог. Именно авторитарная власть внизу, в районе.

Олег Малышкин: Некоторые говорят - Малышкин устанавливал цены на рынках. Устанавливал, обязательно устанавливал. Когда вырастил селянин яйцо одно, привез на базар, а у него три раза это яйцо купили, а потом только продали - вот с этим я не согласен. Кто перекупает - ну-ка заплати все налоги, дорогой мой. Все сразу куда-то делись.

Михаил Соколов: Стиль кандидата в президенты от ЛДПР Олега Малышкина, который докомандовался до того, что проиграл районные выборы, Жириновского не смущает, главное - возможность пропагандировать свои идеи.

Владимир Жириновский: ЛДПР кусать собак не будет. Мы будем давать нормальную программу: никакого коммунизма, никакой западной демократии, никакой диктатуры, но жесткий режим. Приблизительно так - Иван Грозный, Петр Первый и Сталин в одном коктейле.

Михаил Соколов: Вслед попугайничает и кандидат Олег Малышкин.

Олег Малышкин: Назначение губернаторов - это самая основная задача. В экономике это упор на тяжелую промышленность и сильное сельское хозяйство, и укрупнение территорий. Должно быть в обязательном порядке укрупнение, потому что по численности один субъект - три миллиона, другой субъект - тридцать тысяч. Представляете, у них по нашей Конституции равные права. Не может такого быть.

Михаил Соколов: Жириновский и его тень абсолютно неоригинальны. Вождь ЛДПР просто доводит до логичной в своей абсурдности завершенности кремлевские проекты. К примеру, для борьбы с коррупцией требует устроить показательный процесс и расстрелять после решения суда по 10 министров, депутатов, чиновников и генералов на Лобном месте - на Красной площади. Для себя и для своей компании место в депутатской десятке он не видит. Не за что. Жириновский откровенно играет выборную игру в соучастие главному претенденту. Роль своей партии Жириновский сравнил с кордебалетом, который нужен солистам. Что верно: Владимир Жириновский обеспечивает Кремлю фон, на котором Владимир Путин выглядит как европеец и центрист. Да, Жириновский - карикатурный злодей, талантливый паяц, которого вместе с бесталанным партнером Малышкиным, если сия неразлучная парочка заиграется, переборщит на поле национализма и ксенофобии, и Кремль почувствует себя запачканным, всегда можно брезгливо, эдаким легким пинком выкинуть с политической сцены.

XS
SM
MD
LG