Ссылки для упрощенного доступа

Российское правительство наносит удар по интересам нефтяных компаний


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Иван Трефилов, Игорь Телин и Сергей Козлов.

Андрей Шароградский: Российские власти намерены увеличить уровень налоговых изъятий у компаний топливно-энергетического сектора. Правительство возвращает себе право устанавливать экспортные пошлины на нефтепродукты, а с нового года регионы страны теряют возможность предоставлять налоговые льготы нефтяным компаниям. Подробнее об этом - экономический обозреватель Радио Свобода Иван Трефилов:

Иван Трефилов: Российские чиновники все чаще задумываются о том, как за счет сверхдоходов сырьевого сектора увеличить активы государственной казны. Накануне новогодних праздников нефтяные компании страны получат сразу несколько неприятных подарков. Правительство фактически уже добилось изменения действующего законодательства – новые правила могут заметно повысить уровень налогообложения предприятий топливно-энергетической отрасли.

В первую очередь, речь идет о ликвидации внутренних российских оффшоров. В трех регионах страны – на Чукотке, в Мордовии и в Калмыкии – власти сегодня имеют право предоставлять налоговые льготы компаниям, которые инвестируют в местную экономику. Этой схемой оптимизации налогов российский бизнес активно пользуется – по информации Министерства финансов, только за первую половину нынешнего года оффшорные республики выдали льгот почти на тридцать миллиардов рублей. В числе их коммерческих партнеров и крупные нефтяные компании страны. На Чукотке зарегистрированы структуры "Сибнефти", а в Мордовии – подразделения "ЮКОСа". В прошлом году, например, российские нефтяники таким образом сэкономили около полутора миллиардов долларов. Рассказывает наш корреспондент в Мордовии Игорь Телин:

Игорь Телин: Появление "ЮКОСа" в Мордовии связано с именем бывшего вице-президента компании Владимира Дубова. В 1999-м году Дубов, включенный в региональный список фракции "Отечество - вся Россия", стал депутатом, во многом благодаря тому, что жители республики активно голосовали за этот блок. Через год по рекомендации Владимира Дубова Саранск посетил Михаил Ходорковский, после чего и оформились отношения нефтяной компании с Мордовией, в недрах которой совсем нет нефти. На территории республики были зарегистрированы дочерние предприятия "ЮКОСа" и всем им были предоставлены налоговые льготы. Если для нефтяной компании выгода от сотрудничества с регионом налицо, то пока неясно, в какой степени оно выгодно непосредственно Мордовии. С одной стороны, доля "ЮКОСа" в доходной части республиканского бюджета составила 14% - это около 600 миллионов рублей. С другой, Мордовия из-за своего статуса оффшора потеряла сопоставимые суммы трансфертов и субсидий из федерального центра. Глава республики Николай Меркушкин неоднократно заявлял о том, что сотрудничество с "ЮКОСом" очень выгодно для республики, однако подтверждений этому нет, нефтяная компания не делала инвестиций в реальный сектор экономики. Да, структура "ЮКОСа" поставляет мазут на саранские ТЭЦ, но стоимость топлива ничем не отличается от цен, предлагаемых другими компаниями.

Известно, что для предоставления налоговых льгот требуется специальное постановление правительства, которое вступает в силу после его опубликования в прессе. Как выяснила группа депутатов Госсобрания Мордовии, такой документ кабинетом министров республики был принят, но опубликован не был. Таким образом получается, что само предоставление льгот было незаконным. Политические оппоненты Николая Меркушкина полагают, что сотрудничество с нефтяной компанией осуществлялось не в интересах республики, а в частных интересах ее руководителя и его ближайшего окружения. В частности, обращает на себя внимание тот факт, что родной брат главы является генеральным директором предприятия "Мордовнефтепродукт" - крупнейшего в регионе розничного продавца горюче-смазочных материалов. Совсем неясно также, почему представителем Мордовии в Совете Федерации стал сначала вице-президент "ЮКОСа" Леонид Невзлин, а затем его сменил президент компании "ЮКОС-М" Николай Бычков.

Иван Трефилов: С зонами льготного налогообложения внутри страны российские власти, без сомнения, обязательно справятся. Хуже идут дела с еще одним бывшим оффшором – космодромом Байконур. Этот казахстанский город находится у России в аренде, и местный мэр до октября 2001-го года также имел право выдавать налоговые льготы. Этим пользовались нефтеперерабатывающие предприятия "ЛУКОЙЛа" и Башкирской топливной компании. Потом Москва ограничила возможности байконурского градоначальника, а Казахстан до сих пор не оставляет надежд возродить оффшор. Из Алма-Аты передает Сергей Козлов:

Сергей Козлов: Казахстан выступает категорически против решения Москвы ограничить права руководства города Байконур устанавливать налоговые льготы. Эту позицию Астаны подтвердил вчера, находясь в Уральске, премьер-министр республики Даниэл Ахметов. "Необходимо определить юридически, имела ли право Россия устанавливать новый налоговый режим в Байконуре по своему усмотрению", - заявил Даниэл Ахметов. Главным аргументом премьер-министра является соглашение от 1995-го года между Казахстаном и Россией, согласно которому Байконуру предоставляется право самостоятельно устанавливать налоговый режим. "Кроме того, - добавил Даниэл Ахметов, - федеральные налоги, которые взимаются в Байконуре, зачисляются в городской бюджет. Если налоговый режим изменится - это поставит городскую администрацию в весьма сложное финансовое положение". Премьер-министр сообщил также, что он обратился в экономический суд СНГ с жалобой на Россию и надеется на то, что суд справедливо ее рассмотрит. Являясь, по сути, оффшорной зоной, Байконур стал пристанищем не только "Росавиакосмоса", но и множества компаний, которые пользуются местными налоговыми льготами. Только таких компаний здесь насчитывалось 9. Российское правительство, два года тому назад закрывшее эту оффшорную зону, также сослалось на договор от 1995-го года, где сказано, что город вправе предоставлять налоговые льготы, но в соответствии с законодательством Российской Федерации. Международное соглашение, как по российским, так и по казахстанским законам, имеет приоритет над национальными правовыми нормами. Если экономический суд примет решение в пользу Астаны, отмечают юристы, то все решения Москвы и российских судов должны быть пересмотрены, а они касаются в основном так называемых притворных сделок нефтяников, с помощью которых они избегали налогообложения. Именно в этом нефтяные компании и обвиняются, тогда как право Байконура устанавливать льготы не отменено. Поэтому даже в Астане весьма скептически относятся к тому, что экономический суд СНГ примет сторону Казахстана.

Иван Трефилов: Правительство совместно с парламентом нанесли еще один удар по интересам российских нефтяных компаний. Согласно действующему законодательству предельные ставки экспортных пошлин на нефтепродукты не могут превышать девяноста процентов от ставки вывозной пошлины на сырую нефть, которая рассчитывается автоматически, исходя из стоимости сырья на мировом рынке. То есть, правительство сейчас не имеет возможностей регулировать экспорт нефтепродуктов. В этой ситуации возникает дисбаланс – объемы вывоза энергоносителей на границу увеличиваются, в то время как внутренний рынок испытает дефицит горюче-смазочных материалов. Теперь правила игры меняются – федеральная власть сможет сама устанавливать предельные ставки экспортных тарифов на нефтепродукты.

XS
SM
MD
LG