Ссылки для упрощенного доступа

Как прожить на новые МРОТы?


Программу ведет Иван Толстой. Принимают участие корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский и начальник Департамента социального развития аппарата правительства Евгений Гонтмахер.

Иван Толстой: Решение о повышении минимального размера оплаты труда сразу на 25% приняли сегодня в Совете Федерации. С первого октября минимальная зарплата вырастет с 450 до 600 рублей. Документ также позволяет всем субъектам России самостоятельно повышать эту планку за счет собственного бюджета. Непосредственно перед заседанием перед зданием Совета Федерации прошел митинг профсоюзов с требованием достойной зарплаты.

Максим Ярошевский: Закон "О повышении минимального размера оплаты труда" два раза успешно принимался в Государственной Думе, однако получить одобрение среди сенаторов не получалось. Прошедшим летом против его принятия проголосовали 77 членов Совета Федерации. Три месяца над законом работала согласительная комиссия, которая старательно исправляла все слабые места, не удовлетворившие сенаторов. В среду в день первого осеннего заседания Совета Федерации всех сенаторов встречали митингующие с плакатом: "Сенатор, прикинь в своей голове, как можно жить на 15 у.е.?". Под таким лозунгом проходила акция московской федерации профсоюзов. Пикетчики своего добились - МРОТ с первого октября этого года повышается на 25% и составит сумму в 600 рублей. Говорит председатель федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков.

Михаил Шмаков: Нас не удовлетворяет, конечно, заработная плата минимальная в 600 рублей, потому что она в четыре раза меньше, чем прожиточный минимум сегодня в Российской Федерации. Но важно то, что этот шаг произошел. И надо, безусловно, ускорять приближение этих величин - минимальных размеров оплаты труда и прожиточного минимума. Это большое продвижение в деле преодоления бедности, в деле в целом в России поднятия заработной платы, и искоренения такого положения, когда работающий человек остается бедным человеком. Это недопустимо ни в каком государстве, тем более, социальном.

Максим Ярошевский: Закон поднимает не только рост минимальной зарплаты, каждому региону предоставляется возможность индивидуально, по собственному усмотрению увеличивать минимальные оклады. Главное условие - размер собственного бюджета: есть в нем деньги - зарплата растет.

Михаил Шмаков: Не надорвутся никакие бюджеты. Потому что совершенно справедливо этим законом предусматривается, что это за счет самого регионального бюджета. Но там начинается мультиплицирующий эффект, котоырй заключается в том, что когда во внебюджетной сфере поднимается размер минимальной оплаты труда, то автоматически вырастает сбор подоходного налога, самого, во-первых, стабильно собираемого налога, во-вторых, который полностью остается в распоряжении субъекта федерации. И за счет этого как раз можно будет поднимать заработную плату региональным бюджетникам.

Максим Ярошевский: Теперь остается только дождаться, когда документ попадет на стол президента Владимира Путина на подпись.

Иван Толстой: О том, как российское правительство смотрит на социальное будущее новых зарплат, мы говорим с Евгением Гонтмахером, начальником Департамента социального развития аппарата правительства.Сегодня Совет Федерации России одобрил закон "О повышении минимального размера оплаты труда" с 450 до 600 рублей, и закон вступит в силу через несколько дней - с первого октября. Почему именно сейчас был одобрен этот закон? Мы помним, что в июне его первая редакция была отклонена.

Евгений Гонтмахер: Дело заключалось в том, что в момент прохождения через Государственную Думу летом депутаты внесли целый ряд поправок, которые не устраивали правительство и не устроили тоже Совет Федерации. Скажем так, главная из этих поправок, которая вызвала озабоченность, заключалась в том, что местные власти могли бы принимать собственный, повышенный, естественно, размер минимальной оплаты труда по отношению к федеральному и финансировать его за счет собственных средств. Почему это вызвало опасения? Дело заключается в том, что, представим себе ситуацию, что я работаю в Ивановской области, где минимальный размер оплаты труда установлен местными властями тысячу рублей, и я переезжаю работать во Владимирскую область, где действует минимальный уровень 600 рублей. Естественно, если я получаю зарплату на уровне минимальной, мне тут же автоматически снижается заработная плата. На каком основании? Это вполне был бы объект для человека для обращения в суд, вплоть до Конституционного, то есть нарушение права человека равной оплаты за равный труд. Вот исходя из этого основного соображения, и правительство, и Совет Федерации, котоырй представляет регионы, посчитали необходимым доработать закон. Сейчас в той реакции, которая была принята до этого Государственной Думой, сегодня Советом Федерации, имеет право субъект федерации устанавливать собственные размеры минимальной оплаты труда, но по согласованию с правительством.

Иван Толстой: Ну, хорошо, понятно, что ни на 600, ни даже на тысячу рублей прожить в месяц ни во Владимирской области, ни в Ивановской области невозможно. Насколько существует в правительстве понимание того, как выживает человек в российских регионах, да и не только в регионах, как он выживает на минимальную заработную плату?

Евгений Гонтмахер: Конечно, ситуация с заработной платой очень тяжелая, я имею в виду заработные платы бюджетников. Потому что, если мы возьмем частный сектор в нашей экономике, то там понятие минимальной оплаты труда встречается достаточно редко. Оно используется для того, например, чтобы заключать тарифные соглашения на предприятиях, когда берется минимальная оплата как некая база, кратность. В реальном секторе, если исключить сельское хозяйство, где действительно заработные платы очень низкие и сравнимы с минимальной оплатой труда, там, как правило, люди не получают ни 450, ни 600 рублей, там зарплаты минимальные полторы-три тысячи рублей. Это тоже немного, у нас средняя зарплата по стране сейчас около шести тысяч рублей. Но, тем не менее, мы считаем, что основная наша озабоченность - это бюджетники, потому что они всецело зависят от государства, и там средняя заработная плата она не превышает полутора-двух тысяч рублей, в зависимости от отрасли. И как раз параллельно с повышением минимальной оплаты труда и Дума, и Совет Федерации сегодня приняли решение о повышении ставки первого разряда на 33% единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы. Это означает, что с первого октября в бюджетной сфере зарплата повышается на треть у всех, кто там работает.

Иван Толстой: Как раз о бюджетниках я вас хотел спросить. И шахтеры, и учителя, и врачи показали, что забастовки, идущие такими волнами, это, вообще говоря, социально очень важный контраргумент против политики правительства. Если какая-то концепция, как избегать этого, как не допускать до таких волн социального протеста?

Евгений Гонтмахер: Должен вам сказать, что у нас по количеству забастовок, между прочим, последние годы рекордные в России -очень мало, их очень мало. Я нисколько не склонен обольщаться и говорить, как у нас все хорошо, как у нас благостно, что нет трудовых конфликтов - это не совсем так. Но сравнивать с волнами забастовок я бы не стал. Потому что правительство работает над вопросом о том, как поднять заработную плату, прежде всего в бюджетной сфере, достаточно систематически и интенсивно. В частности, у нас уже, вы помните, было публичное обсуждение весной первого варианта концепции того, как изменить систему оплаты труда бюджетной сфере, не просто повысить в разы, в проценты, а именно поменять основы. Да, было публичное обсуждение, было оно очень жестким, потому что профсоюзы достаточно сильно критиковали предложение правительства, и правительство взяло немножко времени на доработку. Но, тем не менее, до конца этого года, в течение 2005-го года правительство планирует представить в Государственную Думу соответствующий закон, в котором будет предложен переход на так называемые отраслевые системы оплаты труда. Это будет связано и с реструктуризацией бюджетной сферы. Все это делается для того, чтобы повысить заработную плату и одновременно оптимизировать численность занятых. Между прочим, первый звоночек, если вы обратили внимание, он немножко из другой сферы, но поступил. Президент на днях подписал указ по Министерству по чрезвычайным ситуациям, когда разрешили этому Министерству при сокращении численности занятых фонд оплаты труда оставлять в распоряжении Министерства для повышения оплаты труда тех, кто остается. Мы по этому пути, я думаю, пойдем в ближайшие годы в бюджетной сфере.

XS
SM
MD
LG