Ссылки для упрощенного доступа

Россия и ВТО – удастся ли решить спорные вопросы до конца года?


Программу ведет Андрей Шароградский. Над темой работал экономический обозреватель Радио Свобода Иван Трефилов.

Андрей Шароградский: Представители российского правительства провели очередной раунд консультаций об условиях вступлении страны во Всемирную торговую организацию – по их мнению, уже к концу года переговоры могут быть закончены. Однако эксперты сомневаются в том, что за это время стороны успеют решить все спорные вопросы. Рассказывает Иван Трефилов:

Иван Трефилов: Российские власти не теряют надежды до конца года завершить переговоры о присоединении к Всемирной торговой организации. Заместитель министра экономического развития Максим Медведков, который только что вернулся из Женевы с очередного раунда консультаций, называет такой сценарий оптимистичным, но вполне возможным. Однако главный российский переговорщик по проблеме ВТО все же признает, что разногласий между сторонами остается по-прежнему много.

В России опасаются, что после полной или даже частичной ликвидации торговых барьеров национальная экономика не сможет достойно конкурировать с зарубежными товарами или услугами. Поэтому Москва пытается выторговать приемлемые для себя условия вступления в ВТО, позволяющие максимально защитить российских товаропроизводителей. По мнению правительства, в особой группе риска - автомобильная и авиационная промышленность страны. Запад требует освободить импортные поставки такой продукции от ввозных пошлин – в ответ в Москве говорят, что нулевые ставки означают немедленную смерть для национальных производств.

Другая спорная тема – сельское хозяйство. Российские власти всячески пытаются увеличить присутствие своих производителей на внутреннем рынке страны. В связи с этим в прошлом году правительство ввело квоты на импорт мяса птицы, свинины и говядины – западные производители утверждают, что такие ограничения не соответствуют правилам ВТО. Да и в Москве не все согласны с попытками государства усилить свое влияние в аграрной сфере. Экономический советник президента Андрей Илларионов говорит, что эта опасная тенденция сейчас распространяется на весь рыночный сектор.

Андрей Илларионов: Мы неоднократно обсуждали вопросы того, как увеличивается и расширяется нерыночный сектор в российской экономике. Прежде всего, это было видно, это наблюдалось в течение последних лет по темпам роста государственного сектора экономики, который существенно опережал темпы роста реальной экономики. Мы также говорили о том, насколько быстро растет монопольный сектор, сектор, который представлен так называемыми естественными монополиями, за счет государственного регулирования тарифов на товары и услуги так называемых естественных монополий, которые растут темпами, существенно опережающими темпы роста цен в свободном секторе российской экономики. Еще раз продемонстрировал свои действия механизм масштабного перераспределения финансовых ресурсов из монопольного сектора российской экономики в пользу монопольного.

На фоне традиционного расширения нерыночного сектора в российской экономике проявились новые яркие тенденции, тенденции по усилению протекционизма в российской экономике. В течение 12 лет, с 1991-92-го годов, у нас не было такого инструмента, как квотирование импорта каких-либо товаров. Этот механизм, один из самых неэффективных и самых вредных для экономического развитии, был с большой помпой внедрен.

Иван Трефилов: Пытаясь защитить внутренние рынки от западных товаров, Москва, в свою очередь, желает продавать за границу дешевую российскую продукцию, прежде всего, энергоресурсы. Тарифы на газ и электроэнергию регулируются государством – этот факт дает западным партнерам право обвинять российские власти в недобросовестной конкуренции. В первую очередь они настаивают на реформах в газовой отрасли – их предложения в целом совпадают с тем, что предлагает сделать руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.

Евгений Ясин: Есть несколько важных шагов, которые можно сделать безотлагательно. Первое из них - это повышение цен на газ с расчетом, что большую часть дополнительного дохода заберет государство. Как бы расчет на то, что "Газпром" получит 50 долларов за тысячу кубов и сам съест - это неправильно и так не должно быть. Второе - надо решить вопрос о ценах на транспортировку, потому что до сих пор действуют зональные цены. В-третьих, конечно нужно разграничение учета различных видов деятельности так, чтобы было видно, если там и имеется внутреннее корпоративное движение капиталов, перераспределение и так далее, чтобы это было прозрачно. Вот этой прозрачности там сейчас нет. Следующий момент важный - это то, что к новым газовым месторождениям должны допускаться независимые производители, а "Газпрому" эти возможности должны быть ограничены. И последнее - это то, что к трубопроводам независимые производители должны получить свободный доступ. Что касается реформ иного плана, типа создания конкурирующих между собой компаний и так далее, то, я думаю, что для этого пока нет возможностей.

Иван Трефилов: С Ясиным согласны и некоторые чиновники российского правительства – специалисты Министерства экономического развития неоднократно предлагали программу рыночного реформирования "Газпрома". Однако, премьер Михаил Касьянов и президент Владимир Путин пока не спешат лишить компанию монопольного права распоряжаться сырьевыми ресурсами страны. При этом они ссылаются на расхожее мнение, суть которого сводится к тому, что преимущества отрасли носят исключительно естественный характер. У Евгения Ясина имеется своя версия нерешительности высших чиновников.

Евгений Ясин: Проблемы нет, она бюджетная. Дело в том, что в течение всех лет реформ "Газпром" был вторым бюджетом правительства. И то, что правительство брало деньги "Газпрома", это как бы давало возможности и им внутри иметь запутанную систему финансирования и распределения доходов. Нужно решиться. Выборы одни, выборы другие, "Газпром" дает деньги, Миллер ходит к Путину и говорит: "Мы тогда не сможем вам дать". Это я моделирую ситуацию, у меня нет никакой информации, но, я думаю, что это так. По крайней мере, так было в то время, когда премьером был Черномырдин. Я думаю, что и сейчас так, это будет продолжаться бесконечно. Для правительства, для президента это удобно - финансировать разного рода акции, не обращаясь к парламенту и так далее. Это некультурно.

Иван Трефилов: Преодолеть существующие разногласия стороны пока не могут. После завершения очередного раунда встреч они лишь сообщили о наличии некоторого прогресса в переговорном процессе. Но даже при самом наилучшем сценарии, о котором говорил заместитель министра экономического развития Максим Медведов, Россия из-за бюрократических правил ВТО не сможет присоединиться к ней ранее 2006-го года.

XS
SM
MD
LG