Ссылки для упрощенного доступа

Казахская оппозиция считает, что обвинение Дуванова сфабриковано


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Сергей Козлов и Аркадий Дубнов.

Андрей Шарый: Суд в Алма-Ате отклонил апелляцию адвокатов известного журналиста Сергея Дуванова и оставил в силе прежний приговор – три с половиной года лишения свободы. Оппозиция считает, что обвинение Дуванова в изнасиловании сфабриковано, используется властями для давления на демократические силы в стране.

Из Алма-Аты передает наш корреспондент Сергей Козлов.

Сергей Козлов: Суд лишь ужесточил формулировку приговора, переквалифицировав 120-ю, статью УК, по которой обвинили Дуванова, с части первой на часть вторую. Это означает, что журналист осужден за изнасилование заведомо несовершеннолетней, тогда как в первоначальном приговоре речь не шла о том, знал он о возрасте потерпевшей, или нет. По мнению одного из адвокатов Дуванова Евгения Жовтиса, суд таким образом переквалифицировал данное преступление в разряд тяжких с целью увести осужденного от досрочного освобождения, которое было бы возможно в случае амнистии. Таким образом, все надежды казахстанских демократов на то, что местное руководство отреагирует на последние инициативы Европейского парламента и ОБСЕ, заявивших почти демонстративный протест против преследования Дуванова, не оправдались.

То, что суд носил явно заказной, политический характер, ни у кого здесь не вызывает сомнений. Эту версию фактически подтвердил и сам областной алма-атинский суд, который привлек в качестве доказательства записку, которую якобы написала Дуванову потерпевшая Кристина Капелюшина. В этой записке она сообщала обвиняемому о своем возрасте, что и послужило суду основанием перевести преступление в разряд тяжких. Однако, адвокаты Дуванова еще в суде первой инстанции полтора месяца назад доказали, что данная записка - подделка полицейских.

На суде Сергей Дуванов вновь категорически отверг свою вину и назвал происходящее местью правящих кругов Казахстана за его политическую деятельность. Между тем, само заседание, вопреки заверениям казахстанских властей и судей, было закрытым, и на него не были допущены даже международные наблюдатели от ОБСЕ. Интерес к суду в Казахстане велик, так как Сергея Дуванова рассматривают здесь как главного критика президента Назарбаева и его окружения. Серия статей Дуванова, опубликованных в оппозиционных "Интернет-изданиях", была посвящена так называемому "Казахгейту" – расследованию в США и Швейцарии фактов коррупции в окружении президента. Этот факт, по мнению оппозиции, неопровержимо свидетельствует о том, что власти решили заткнуть рот журналисту, устроив ему таким образом провокацию.

Андрей Шарый: Иностранных заседателей, которые следят за делом Сергея Дуванова, в зал заседаний во вторник так и не пустили, это усилило сомнения в справедливости обвинений в адрес журналиста. Слово обозревателю Радио Свобода Аркадию Дубнову.

Аркадий Дубнов: Присутствие независимых наблюдателей в суде по так называемому делу Дуванова дало возможность им сделать выводы о политической подоплеке этого уголовного дела об изнасиловании. В распоряжение Радио Свобода поступил удивительный документ – 32-страничный доклад советника посольства Нидерландов в Алма-Ате господина Слагера, следившего за судебным процессом с 24-го декабря прошлого года по 28-е января нынешнего, когда Сергею Дуванову был вынесен приговор. Заметим, что Нидерланды сейчас председательствуют в ОБСЕ и, несмотря на примечания к этому отчету, что все наблюдения и выводы, сделанные в нем, представляют личное мнение их автора, можно с большой долей уверенности считать, что отчет господина Слагера станет официальным документом ОБСЕ. Свидетельство этому - то обстоятельство, что, по данным Радио Свобода, отчет нидерландского дипломата до сегодняшнего дня не предавался огласке, поскольку в ОБСЕ надеялись убедить казахстанские власти в необходимости отменить приговор Дуванову в ходе рассмотрения апелляции. И вот сегодня стало известно, что убедить не удалось, теперь этот отчет, скорее всего, станет известен широкой публике. Его выводы ошеломительные, господин Слагер пришел к ним, только анализируя ход судебного процесса и представленные на нем свидетельские показания, и они обнаруживают потрясающие вещи, которые, впрочем, подозревались и раньше. Во-первых, провокация против Дуванова с так называемым изнасилованием им несовершеннолетней готовилась за несколько месяцев до случившегося 28-го октября прошлого года и организовали ее офицеры казахстанской полиции, в частности, полковник Джакишев. Именно с их помощью был обеспечен ничем необъяснимый переезд потерпевший из Караганды, где она проживала, в район под Алма-Атой по соседству с Дувановым. Во-вторых, организаторами провокации тщательно скрывалось, что так называемой несовершеннолетней потерпевшей Кристине отнюдь не 14 лет, а не меньше 18-ти, и при этом есть основания считать, что она скрывала факт рождения нее еще до этого дочери. В суде она между тем утверждала, что, мол, до знакомства с Дувановым не имела половых контактов с мужчинами. Свидетели кроме того показали, что потерпевшая длительное время занималась проституцией. Эти и другие подобные свидетельства в пользу обвиняемого не были приняты во внимание судьей, все это дало возможность нидерландскому дипломату сделать вывод: "Практически не остается сомнений, что Дуванов стал жертвой политически-мотивированной секретной операции, предпринятой органами безопасности Казахстана в целях его дискредитации". У защитников Дуванова еще есть возможность подать апелляцию в Верховный суд Казахстана, а до этого журналист будет этапирован к месту заключения, что внушает опасность для его жизни, рядом с ним окажутся настоящие уголовники, которым администрация колонии может постараться внушить, что среди них насильник.

XS
SM
MD
LG