Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Рыжков


Андрей Шароградский: В Московской студии Радио Свобода наш гость - независимый депутат Государственной Думы Владимир Рыжков. Владимир, давайте начнем с довольно общего вопроса, но, на мой взгляд, все-таки достаточно важного: каковы особенности нынешней парламентской избирательной кампании? Отличается ли она чем-то кардинально от предыдущей?

Владимир Рыжков: Да, безусловно, отличается. Я считаю, что самое главное отличие, принципиальное, фундаментальное, которое все определяет - это то, что впервые думские выборы приходят при очень высокой популярности действующего главы государства - президента Владимира Путина. У нас не было ничего похожего ни в 1999-м году, ни в 1995-м, ни в 1993-м. В 1999-м году его звезда восходила, он был очень популярным премьер-министром, но он все-таки не был еще тогда президентом, и это, на мой взгляд, предрешает исход выборов, я готов сейчас уже поспорить, что у Владимира Путина будет твердое большинство в следующей Госдуме, от 250 до 280 голосов. Мне кажется, это главное отличие, и впервые "партия власти" очень популярна, достаточно популярна, "Единая Россия", по разным оценкам, имеет от 20 до 30 процентов голосов. Никогда еще до этого "партия власти" не имела такой поддержки среди избирателей. Так что это определяется популярностью президента, и это главная особенность предстоящей кампании.

Андрей Шароградский: Сказанное вами означает, что "партия власти" наберет больше голосов, чем даже коммунисты, вы так считаете?

Владимир Рыжков: Она наберет больше голосов, по всей видимости, по списку, но самый главный триумф ожидает "Единую Россию" в одномандатных избирательных округах. Судя по тому, что мне известно, и тот анализ, который я встречал, коммунисты потеряют целый ряд своих округов, а "Единая Россия" и другие пропрезидентские силы приобретут новых депутатов там, в регионах.

Андрей Шароградский: И этот предстоящий успех "Единой России" будет обусловлен только популярностью президента России Владимира Путина?

Владимир Рыжков: Я думаю, что, конечно, на мой взгляд, я уже сказал об этом, главный фактор предстоящей кампании - популярность действующего президента, и кроме того, я вот участвую в четвертый раз в думских выборах, как мне кажется, на этот раз администрация президента подошла к этим выборам в одномандатных округах наиболее профессионально. То есть, задолго до выборов, примерно за год до выборов, администрация начала смотреть одномандатные округа, вести консультации с депутатами, с губернаторами, с влиятельными финансово-промышленными группами и наметила наиболее перспективных проходных кандидатов в пропрезидентском пуле, скажем так. И это действительно очень сильно повышает шансы пропрезидентских кандидатов сейчас, на выборах 7 декабря. И в этом смысле Кремль лучше готов к этим выборам, чем к любым предшествующим.

Андрей Шароградский: Скажите, если не секрет, где вы собираетесь баллотироваться?

Владимир Рыжков: Никакого секрета нет. Я буквально на днях подал заявление, что я выдвигаюсь по своему родному Барнаульскому избирательному округу и пойду там, как независимый кандидат, но надеюсь на поддержку ряда партий центристской, демократической ориентации. В частности, "СПС уже принял решение о моей поддержке. Так что я буду выбираться в Барнауле.

Андрей Шароградский: Владимир, вы говорите, что, скорее всего "партия власти" - "Единая Россия" - наберет большее число голосов. А сколько партий, по-вашему, пройдут в новый состав Государственной Думы?

Владимир Рыжков: Во-первых, я хотел бы сделать небольшое уточнение: когда я говорю о силах, поддерживающих президента, я имею в виду не только "Единую Россию". Например, я практически уверен, что "Народная партия" будет иметь свою фракцию в следующему Думе, потому что по вновь действующему избирательному закону достаточно провести 12 кандидатов в мажоритарных округах, чтобы сформировать политическую партийную фракцию. Наверняка "Народная партия", у которой сейчас более 50 депутатов-одномандантников сможет провести 12 из них и сформировать свою фракцию. Это тоже будет часть пропрезидентского большинства. Так что речь идет и о "Единой России", и о "Народной партии", и о депутатах, которые возможно будут избраны от блока Селезнева-Миронова, часть независимых депутатов, которая примкнет к президентскому большинству. Когда я говорю о путинском большинстве в следующей Думе, я имею в виду не только "Единую Россию", но и другие пропрезиденсткие силы. Так бы я ответил на ваш вопрос.

Андрей Шароградский: А работоспособная оппозиция будет в новом составе Думы?

Владимир Рыжков: Я надеюсь, что будет. Причем я бы отнес к ней не только либералов, но и коммунистов. Как это ни парадоксально звучит, "КПРФ" часто играет конструктивную роль, роль такой конструктивной оппозиции. Я могу привести может первый приходящий мне в голову пример, например, компартия голосовала против реформы Совета Федерации в свое время. Компартия не поддержала новый закон о партиях. Компартия оппонировала целому ряду других инициатив централизаторских, которые исходили от власти. Поэтому она в определенные моменты может играть вполне такую позитивную демократическую роль. И, с другой стороны, я конечно очень надеюсь на то, что обе либеральные партии – "СПС" и "Яблоко" - также попадут в Государственную Думу, смогут сформировать там свои фракции, потому что было бы очень печально, если следующая Государственная Дума будет состоять только из пропрезидентского большинства и крупной коммунистической фракции. В интересах России, чтобы Дума была более разнообразной, и чтобы исполнительная власть имела оппонентов, как справа, так и слева.

Андрей Шароградский: Владимир, сейчас особенно ожесточенные, на мой взгляд, споры вызывают нынешние правила освещения предвыборных кампаний в средствах массовой информации. Каково ваше мнение по этому поводу?

Владимир Рыжков: С одной стороны, конечно, нынешний состав Думы сделал все, чтобы облегчить жизнь действующим депутатам, я отношусь к их числу. Наше преимущество заключается в том, что мы можем в предстоящие три месяца без ограничений рассказывать о том, что мы делаем в Государственной Думе. Всем остальным это запрещено. Для нас это преимущество, так как это не подпадает под понятие предвыборной агитации. Срок агитации в СМИ сокращен до одного месяца. Это тоже в интересах действующих партий и действующих депутатов, потому что новички заведомо получают меньше шансов заявить о своей позиции и вообще показать себя избирателям. С другой стороны, есть очевидные минусы. Вот эта кампания, которая будет стреножена новым законодательством и избиркомом, во многом может лишить смысла саму политическую борьбу. Если по новому закону нельзя критиковать своих оппонентов, нельзя говорить о них ничего плохого, можно только говорить о том, какой ты сам хороший и как ты здорово работаешь в Госдуме, то выборы лишаются вот этой остроты, "драйва", шарма, той ярости, которую так любят избиратели, и которая, собственно говоря, и приводит их на избирательные участки. Поэтому сейчас трудно сказать, во что это в конечном итоге выльется. На самом деле, это может привести к росту тех самых грязных технологий. Вот недавние выборы в Екатеринбурге показали интересную вещь. Например, по новому закону нельзя говорить ничего плохого о конкретном кандидате. Какой нашли выход - пишут так: известный кандидат Р. - все понимают, кто под этим подразумевается - то-то... То есть, опять таким образом используется грязная технология, идет критика, но в такой завуалированной форме. Поэтому мне не нравится эта линия, которая есть в действующем законе. Я предпочел бы открытую борьбу, по открытым правилам. Я не считаю правильным вот это стреноживание политических партий и кандидатов, и боюсь, что выборы будут в этом смысле более скучными, и в результате избиратели просто с меньшей охотой и в меньшем числе придут на избирательные участки в декабре.

Андрей Шароградский: Но ведь можно и так поставить вопрос - эта стреноженная, как вы говорите, избирательная кампания является залогом грядущего успеха пропрезидентских партий, разве это не так?

Владимир Рыжков: Да это связанные вещи, потому что уже сейчас мы видим, что "Единая Россия" имеет явное преимущество в федеральных средствах массовой информации. Причем делается это косвенно. Например, большой скандал вызвал случай, когда Россия обыграла Швейцарию недавно в отборочном матче чемпионата Европы по футболу, и как только Россия вышла вперед, тут же стали показывать лидеров "Единой России", которые сидели на трибунах. Вот такая ненавязчивая реклама видна сейчас каждый день практически. Конечно, эта стреноженная кампания имеет свои лукавые стороны, и действительно "партия власти" получит в этом смысле дополнительные преимущества.

XS
SM
MD
LG