Ссылки для упрощенного доступа

В Европейском суде по правам человека начинаются слушания по жалобам жителей Чечни против Российской Федерации


Программу ведет Кирилл Кобрин. В программе принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.

Кирилл Кобрин: Сегодня в Европейском суде по правам человека прошли слушания по жалобам жителей Чечни против Российской Федерации. Интересы заявителей представляет Правозащитный центр "Мемориал". Как заявили правозащитники, чеченцы вынужденно обратились в Страсбург, поскольку не смогли получить эффективную юридическую защиту в российских судах.

Олег Кусов: Впервые Европейский суд по правам человека в Страсбурге приступает к рассмотрению жалоб жителей Чечни. Шесть жалоб от чеченцев, родные которых погибли в результате действий федеральных войск, объединены в три дела. Речь идёт о бомбардировке колонны беженцев у села Шаами-Юрт в октябре 1999 года, внесудебных расправах во время спецопераций в Грозном в январе 2000 года и обстреле села Катыр-Юрт в феврале 2000 года.

Рассказывает исполнительный директор Правозащитного центра "Мемориал" Татьяна Касаткина.

Татьяна Касаткина: Эти дела мы подали еще в 2000 году, и вот, наконец, дождались этого счастливого момента. Надо сказать, что это была очень большая работа всех сотрудников Правозащитного центра и в Москве, и в самой Чечне. И в оформлении этих дел, в подготовке дел нам очень помогла международная организация "Хьюман Райтс Уотч". К сожалению, да, нам приходится судиться с Россией, потому что национальная система защиты прав человека - и мы это поняли весной 2000 года - не работала.

Это не единственные наши дела, у нас есть и другие. Тем не менее, мы в первую очередь пытаемся использовать национальную систему защиты прав человека. Для этого у нас созданы четыре юридические консультации в Чеченской республике непосредственно, у нас работает юридическая консультация в Назрани. Кроме того, у нас есть 50 юридических консультаций помощи беженцам и вынужденным переселенцам на территории России.

Олег Кусов: В первом деле объединены жалобы Магомеда Хашиева и Розы Акаевой - их родные погибли в результате спецоперации российских военных в Старопромысловском районе Грозного. Уголовное дело по факту гибели людей было возбуждено через три месяца, но расследование по нему, как отмечают правозащитники, фактически не велось.

Второе дело содержит жалобы Медки Исаевой, Зины Юсуповой и Либкан Базаевой. Их родственники погибли 29 октября 1999 года в районе селения Шаами-Юрта на трассе "Ростов-Баку". Тогда по колонне беженцев были нанесены удары с воздуха. Военное командование позже заявило, что по этой трассе, якобы, двигался "КамАЗ" с вооружёнными чеченцами. Уголовное дело по факту гибели мирных людей было возбуждено в мае 2000 года, но было прекращено за отсутствием в действиях российских лётчиков состава преступления.

Третье дело включает в себя жалобу Зары Исаевой. Об обстоятельствах трагедии рассказывает председатель Совета правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов.

Олег Орлов: В конце январе - начале февраля наш генералитет, наше военное командование, по их же собственному признанию, провело спецоперацию, как называл ее господин Шаманов - "Охоту на волков". Чеченским боевикам, которые находились в Грозном, была подброшена дезинформация о том, что им открывается якобы "коридор" из Грозного, безопасный, за оплату. Боевики заплатили кому-то деньги, затем боевики пошли по этому "коридору", то есть российское командование открыло само коридор для тех, кого они называют бандитами. В этом "коридоре", естественно, их ожидали мины, обстрелы, бомбардировки.

Вместе с тем, не следует забывать, что "коридор" проходил через населенные пункты Алхан-Кала, Алхан-Юрт, в том числе и через это село Катыр-Юрт, которое, кстати, было объявлено незадолго до этого военными зоной безопасности, и там собралось большое количество беженцев. Боевиков, которые заходил в эти села, уничтожали вместе с селом и вместе с населением.

Олег Кусов: Интересы заявителей в суде Страсбурга представляют юрист Правозащитного центра "Мемориал" Кирилл Коротеев и профессор лондонского университета Метрополитан Ульям Бауринг. Рассказывает Кирилл Коротеев.

Кирилл Коротеев: Расследование обеих бомбардировок установило, что оружие, применявшееся для бомбардировки, имело радиус действия от 700 до 1000 метров, что само по себе не может являться избирательным, особенно в условиях скопления мирного населения. Несмотря на выводы расследования как событий 29 октября, так и Катыр-Юрта, никто из тех, кто, как установили, были вовлечены в эти операции, так и не был привлечен к уголовной ответственности, не было предъявлено ни одного обвинения. В то время как Европейская Конвенция о защите прав человека требует, чтобы в случаях насильственного лишения жизни проводилось эффективное расследование, открытое для заявителей (чего, кстати, не было в силу нашего Уголовно-процессуального законодательства, которое препятствует доступу потерпевших к материалам уголовного дела). И это расследование, как того требует Конвенция, должно было привести к установлению виновных лиц и к их наказанию, чего здесь тоже нет.

Олег Кусов: На сегодняшний день в Европейский суд по правам человека поступило 40 исков от жителей Чечни, пострадавших от действий федеральных войск. Говорит юрист правозащитного центра "Мемориал" Дина Ведерникова.

Дина Ведерникова: Все они находятся на разных стадиях. По некоторым из них направлены в суд так называемые пока предварительные письма, и сейчас мы занимаемся подготовкой полноценных жалоб в суд. Некоторые из них, достаточное количество, уже коммуницированы правительству Российской Федерации. Некоторые из них признаны судом приемлемыми, и нам остается ждать только решения Европейского суда. Большинство дел - все-таки это дела о нарушении прав российских граждан в связи с конфликтом в Чеченской республике. Но мы также занимаемся и другими проблемами. У нас есть два дела, которые включают в себя 37 заявителей - турок-месхетинцев, и это проблема дискриминации турок-месхетинцев в Краснодарском крае.

1 июля 2004 года в Европейском суде прошли слушания по первому экологическому делу против Российской Федерации, и также представителями в этом деле являлись мы, наша организация. Кроме того, другие дела есть, которые касаются нарушений буквально всех статей Европейской конвенции. У нас есть дела по вопросам незаконной депортации из Российской Федерации, по вопросам незаконного лишения свободы. А также существует у нас дело по условиям содержания в тюрьме.

Олег Кусов: Недавно назначенный исполняющим обязанности уполномоченного по правам человека в Чечне Лёма Хасуев заявил, что принятие Европейским судом жалоб от жителей Чечни следует рассматривать как большую победу правозащитных организаций России.

XS
SM
MD
LG