Ссылки для упрощенного доступа

Беседа с бывшим политзаключенным Виктором Пестовым


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Светлана Толмачева, которая беседует с бывшим политзаключенным, создателем Уральской независимой общественной библиотеки Виктором Пестовым.

Андрей Шароградский: Сейчас на линии прямого эфира наша Екатеринбургская студия: моя коллега Светлана Толмачева и ее гость Виктор Пестов, он бывший политзаключенный, один из создателей Уральской независимой общественной библиотеки. Разумеется, наш разговор приурочен ко Дню памяти жертв политических репрессий. Светлана, если позволите, я задам сам первый вопрос вашему гостю. Виктор, скажите, пожалуйста, как и когда вы стали политзаключенным, какие обвинения вам были предъявлены?

Виктор Пестов: Политзаключенным я стал 20-го мая 1970-го года. У нас была создана в 1968-м году подпольная организация антикоммунистическая, называлась она "Свободная Россия". 20-го мая 1970-го года нас арестовали, и 24-го ноября 1970-го года мы получили, лично я получил, 5 лет строгого режима. И в 1975-м году, 20-го мая же, освободился.

Светлана Толмачева: Виктор, а помните ли вы, как и где в первый раз вы отмечали День памяти жертв политических репрессий или День политзаключенного, как он раньше назывался?

Виктор Пестов: Первая акция по этому дню была проведена в 1974-м году в промзоне, это лагерь "Кучино". Мне предложил в этой акции поучаствовать Михаил Маканенко. И часов в 11 перед съемом мы собрались в промзоне, у нас был участок небольшой, скрытый от взглядов надзирателей, и мы там провели первую акцию, в которой участвовало примерно человек 15 разных национальностей - литовцы, латыши, эстонцы, украинцы, евреи и русские.

Светлана Толмачева: Сейчас вы являетесь научным сотрудником мемориального Центра истории политических репрессий "Пермь-36". А как сложилась судьба ваших друзей, ваших солагерников? Может быть, вас судьба развела, может быть, они перестали быть диссидентами?

Виктор Пестов: Научным сотрудником - это громко сказано, я вообще консультант у них. Они меня попросили об этом по причине того, что я из этого лагеря, и у меня очень большая еще с лагерных времен переписка и связи среди политзаключенных, поэтому я согласился помочь как-то. Встречаюсь с бывшими политзаключенными, в частности, я в сентябре ездил на Украину, в Ростов ездил, там встречался с ними. По большей части ситуация очень плачевная. В основном все на пенсии, пенсия небольшая. Не успели заработать, потому что у некоторых сроки большие были, потом, реабилитация дает, как мне говорили, всего 80 рублей добавки к пенсии. Поэтому ситуация у всех просто отчаянная, в некоторых случаях.

Светлана Толмачева: Государство как-то заботится?

Виктор Пестов: Вы знаете, чисто номинально. Я встал на очередь в собесе на получение путевки бесплатной. Год кончается, и мне сказали, что, извините, сейчас все для ветеранов войны идет, поэтому на вас не хватает.

Светлана Толмачева: Виктор Георгиевич, вы один из учредителей Уральской независимой общественной библиотеки, вы собрали уникальный фонд самиздата, другой правозащитной литературы. Что сейчас с вашей библиотекой?

Виктор Пестов: Ситуация с библиотекой более-менее нормальная, она сейчас находится в библиотеке мэра города, как я знаю, доступ к литературе более-менее свободный. Насколько я сам видел, там занимаются преподаватели. В частности, я с Русиновой там встречался, она пишет докторскую на тему репрессий на Урале. Я ей посоветовал туда подойти. И она сказала, что тот фонд, который там находится, больше она нигде не смогла найти. Она даже была в Будапеште в архиве, но тех материалов там все равно нет, которые есть в библиотеке у нас.

Светлана Толмачева: Вы передали все, что у вас хранилось, или что-то у вас осталось, не решаетесь пока?

Виктор Пестов: Я передал какую-то часть, а разные уникальные вещи - фотодокументы, фотографии и прочее - это все осталось у меня.

Светлана Толмачева: Вы боитесь, что это будет утеряно в муниципальной библиотеке? Почему вы это не передаете на хранение, чтобы был публичный доступ к тем материалам, которые собраны вами?

Виктор Пестов: Дело в том, что из разговоров с руководством я понял, что материал несколько будет не на месте в библиотеке. У меня больше надежды есть на архив, с которым я тоже сотрудничаю. Я изучал дело Андрея Амальрика, и они как-то мне предложили передать им те материалы, которые у меня есть. И в то же время музей, где я являюсь консультантом, они тоже претендуют на ту часть из этого уникального фонда, который есть у меня. Поэтому я сейчас в раздумьях.

Светлана Толмачева: Виктор Георгиевич, с вашей точки зрения, для большинства жителей России существует в календаре такая дата, как День памяти жертв политических репрессий, или о 30-м октября помнят лишь те, кто сам пострадал, или у кого пострадали близкие или родственники?

Виктор Пестов: Я думаю, по большей части, конечно, те, кто прошел и родственники тех, кто прошел лагеря, скорее всего, они и помнят. Еще как-то это коснулось сталинского периода, потому что они вроде и ни при чем, но в то же время этот день относится и к ним в той же степени. А все остальные, не знаю, порядка 80% населения - для них это обычный день.

Светлана Толмачева: С вашей точки зрения, это правильно?

Виктор Пестов: Я считаю, это неправильно. Потому что надо историю ценить и сохранять в той степени, в которой она была. Вот это умалчивание, как я понял, идет сверху. И я боюсь, что эта новая линия, которую поддерживает наше руководство в Москве, она несколько неправильная.

Светлана Толмачева: Вы считаете, что это зависит от руководителей нашего государства, что они намеренно это замалчивают, или просто не уделяют этому внимания? Давайте определимся, что вы имеете в виду?

Виктор Пестов: Я не знаю - намеренно или ненамеренно. Во всяком случае, я сегодня смотрел телевизор, по "Первому каналу" как-то прозвучало - "День памяти жертв политических репрессий", а по другим каналам вообще про это даже не вспомнили.

Светлана Толмачева: Виктор Георгиевич, сегодня, когда я посмотрела вашу биографию, я поняла, что ваша подпольная организация "Свободная Россия" была создана 35 лет назад. Я желаю, чтобы вы еще долго жили, долго помнили этот день, и все ваши архивы, которые у вас есть, попали в надежные руки, и чтобы к ним, естественно, был доступ у всех, кто заинтересован в памяти об этом дне.

Виктор Пестов: Спасибо. Постараюсь.

XS
SM
MD
LG