Ссылки для упрощенного доступа

Российские инвалиды-чернобыльцы борются за свои права


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспонденты Радио Свобода: в Пятигорске - Лада Леденева, она беседовала с председателем городского отделения организации "Союз Чернобыль", депутатом думы Пятигорска Виктором Лукашонком, в Москве - Марина Катыс, она беседовала с председателем московской областной организации инвалидов "Союз Чернобыль России" Вячеславом Китаевым.

Андрей Шарый: Управление труда и социальной защиты Пятигорска отказало в выплате компенсаций троим лидерам городского отделения всероссийской общественной организации "Союз Чернобыль". Эти люди два года назад были инициаторами судебного иска о выплате компенсаций местным ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС. Из Пятигорска сообщает наш корреспондент Лада Леденева:

Лада Леденева: Лидеры пятигорского отделения всероссийской общественной организации "Союз Чернобыль" вновь обратились за помощью в средства массовой информации, перепробовав все возможные способы борьбы за свои права. На этот раз ситуация с невыплатами компенсаций вреда здоровью, причиненного ликвидаторам аварии на ЧАЭС, действительно зашла в тупик. Не помогать ни устные просьбы, ни письменные заявления, ни положительные решения судов, ни вмешательство в их исполнение судебных приставов. Все дело в том, что в соответствии с федеральным законом о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие воздействия катастрофы на ЧАЭС, ликвидаторы и инвалиды-чернобыльцы должны получать ежемесячно определенную денежную компенсацию за вред, причиненный их здоровью. Сегодня эта цифра должна исчисляться в тысячах рублей, однако, с момента вступления в силу нового закона чиновники по инерции исчисляли компенсацию в сотнях. Чтобы отстоять свои права, еще в 2000-м году пятигорские чиновники обратились в суд, вынесший ряд решений в их пользу. На сегодняшний день, по словам чиновников, задолженность по решениям судов ликвидированы полностью, с этой целью из федерального бюджета в край поступили порядка 14 миллионов рублей. Как оказалось, долгожданные компенсации получили все кроме троих, проживающих в Пятигорске активистов чернобыльского движения. Именно они во главе с председателем городского отделения организации "Союз Чернобыль", депутатом думы Пятигорска Виктором Лукашонком были инициаторами решения проблемы не путем голодовок и забастовок, а последствием обращения в суд. Как выяснилось, активисты чернобыльского движения не получили компенсации по внутренней рекомендации местного отдела Министерства труда и социальной защиты, попросту говоря, по звонку из Пятигорска в краевой центр, хотя поступивших в край денег с лихвой бы хватило на абсолютно все выплаты. Как рассказал мне Виктор Лукашонок, судебные приставы Пятигорска трижды вмешивались в это дело, однако, безрезультатно. Говорит председатель пятигорского отделения организации "Союз Чернобыль" Виктор Лукашонок:

Виктор Лукашонок: Не исполняется судебное решение с сентября 2000-го года, с октября 2000-го года, от 30 октября 2001-го года, два решения от декабря 2001-го года, решения от февраля 2001-го года. Они по-прежнему остались не исполненными. У судебных приставов пока ничего видно не получается. Сейчас судебные приставы в третий раз возбуждают произведение судебного производства, отделение федерального казначейства по городу Пятигорску просто проигнорировало действия судебных приставов. Такое впечатление, что для них не существует закона об исполнительном производстве и разъяснений.

Лада Леденева: В управлении труда и социальной защиты Пятигорска получить ответ на вопрос, почему же в течение двух лет чернобыльцам так и не выплачены компенсации, несмотря на наличие на счете управления целевых федеральных средств, мне так и не удалось. Начальник управления Марина Антонова от интервью отказывалась дважды, сначала отложив беседу, затем, в назначенный ею день - сославшись на крайнюю занятость. Не удалось получить ответа на вопрос о сроках исполнения судебных решений и у руководителя пятигорского отделения федерального казначейства Анатолия Маджара. Он согласился произнести в микрофон единственную фразу:

Анатолий Маджар: Выплата компенсаций по льготам чернобыльцам - это функция Министерства труда и социальной защиты, поэтому вопрос надо адресовать именно к ним.

Лада Леденева: На мой вопрос, неужели руководство управления труда и социальной защиты города заинтересовано в новом судебном разбирательстве по делу чернобыльцев. на этот раз по факту неисполнения решений судов, за кадром Анатолий Георгиевич ответил, что, видимо, руководству управления все равно. Ведь даже если суд опять вынесет решение в пользу чернобыльцев, на счете управления, открытом в казначействе, может не оказаться денег для выплат по новому судебному решению, а пока инвалиды-чернобыльцы готовят очередную жалобу в суд, уповая на помощь средств массовой информации, посредством которых рассчитывают привлечь к проблеме внимание широкой общественности. Говорит

Виктор Лукашонок:

Виктор Лукашонок: Уже подготовлена жалоба на неправомерные действия должностных лиц. Конституционный суд в очередной раз подтвердил обязанность государства исполнять не только судебные решения на местах в отношении чернобыльцев, а в принципе стоять на стороне ликвидаторов-чернобыльцев. Кстати, мне очень понравился указ президента о нормах поведения государственных служащих, о том, что любой государственный служащий обязан отстаивать права гражданина, данные ему Конституцией Российской Федерации, а не так. как в нашем непосредственном управлении труда заявляют работники о том, что они стоят на страже интересов государства от несознательных чернобыльцев, например.

Андрей Шарый: В одной только Московской области проживают 17,5 тысяч ликвидаторов аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Среди них 2,5 тысячи инвалидов. О положении ликвидаторов моя коллега Марина Катыс беседовала с председателем московской областной организации инвалидов "Союз Чернобыль России" Вячеславом Китаевым.

Марина Катыс: Каково сегодня положение инвалидов -чернобыльцев, ведь им положены льготы, им положены льготы и при получении жилья, насколько все это соблюдается?

Вячеслав Китаев: Положение у нас очень тяжелое. На сегодняшний день большое количество инвалидов, несмотря на льготы, предусмотренные в законе о предоставлении жилья в течение трех месяцев, не получают годами. На этот год планируется выделить не более 15 квартир, а по некоторым данным - не более 4 на всю область - из средств федерального бюджета.

Марина Катыс: Насколько соблюдаются права инвалидов в области выплаты пособий?

Вячеслав Китаев: Пособий по возмещению вреда или пособий на продукты питания?

Марина Катыс: По возмещению вреда, причиненного здоровью.

Вячеслав Китаев: Идут беспрестанные судебные процессы, суды у нас идут как на уровне районов, городов так и на уровне области, на уровне России, так же и прошедший недавно Конституционный суд по отстаиванию прав инвалидов Чернобыля.

Марина Катыс: А почему сложилась такая ситуация, что, казалось бы, при совершенно ясном положении, связанном с федеральным законом, касающимся льгот чернобыльцам, люди не получают ни льготы на лекарства, ни пособия по ущербу здоровью, ни даже, насколько я понимаю, обеспечение жильем чернобыльцев. это тоже очень спорный вопрос. Ведь если у вас две с половиной тысячи инвалидов только в Московской области, а им выделяется 4 квартиры в год - это же не решение вопроса?

Вячеслав Китаев: Конечно. Нужны средства. В свое.ю время в 1995-м году, была программа "Жилье ликвидаторам". Где, прежде всего, планировалось предоставить средства на получение квартир именно инвалидам Чернобыля. Но эта программа не выполнялась из года в год. Она была рассчитана на три года - с 1995-го года по 1997-й, после 1997-го года средства незначительные выделялись, программа благополучно прекратила свое существование в 2001-м году. В настоящий момент в эту же программу, новую программу включены и другие категории - военнослужащие подразделений особого риска, ликвидаторы аварий на производственном объединении "Маяк", семипалатинцы, то есть, расширен перечень участников этой программы, а средства урезаны.

Марина Катыс: Если у вас 4 семьи ликвидаторов получают жилье в год - сколько всего нуждающихся в вашей организации?

Вячеслав Китаев: Свыше 600 участников - инвалидов, которым требуется жилье. При элементарном подсчете получается, сколько надо ждать людям при получении жилья.

Марина Катыс: Но ведь многие ликвидаторы в момент аварии на Чернобыльской атомной станции были довольно молодыми людьми, впоследствии они женились, у них родились дети, насколько я знаю, это не всегда очень здоровые дети - им тоже положены льготы?

Вячеслав Китаев: Абсолютно верно. Законом предусмотрен целый ряд льгот и детям, в полном объеме опять же эти льготы не реализуются. Идут проблемы по предоставлению санаторно-курортного лечения, путевок на это лечение, а также компенсации, в случае, если ребенок не смог воспользоваться этой льготой. Есть ряд случаев, когда мы будем вынуждены обращаться в суд, это по участникам ликвидации, когда не предоставляются средства для санаторно-курортного лечения, это идет сейчас в довольно-таки массовом порядке.

Марина Катыс: С Чернобыля прошло уже более 15 лет, и, естественно, за этот период состояние здоровья многих ликвидаторов сильно ухудшилось.

Вячеслав Китаев: В большинстве своем все инвалиды - тяжело больные люди, которые работать не могут, по разным причинам, у каждого чернобыльца целый букет заболеваний, свыше 10 обычно. Это сосудистые заболевания, есть и облученные, у нас в Московской области остался один живой пожарный, который принимал участие в первые минуты, в первые часы, ему вообще возмещение вреда не платит МВД на протяжении всех этих 15 лет. он вообще ничего не получает, вопиющий случай.

Марина Катыс: А какой размер его пенсии?

Вячеслав Китаев: Размер его пенсии, именно пенсии, а не возмещения вреда, хотел бы подчеркнуть - около 2,5 тысяч рублей.

Марина Катыс: И это фактический единственный его источник дохода?

Вячеслав Китаев: Это единственный источник средств к существованию. Этот человек получил свыше 300 рентген, находился в больнице, в 6-й клинике при Минатоме, медсестры, которые за ним ухаживали, облучили от него и его товарищей, которые похоронены на Митинском кладбище. Они имеют инвалидность и получают возмещение вреда приличное, а вот он не получает, вот такой парадокс у нас.

Марина Катыс: А он пытался обращаться в суд, почему такая ситуация оказалось возможной?

Вячеслав Китаев: Да, конечно. После того, как он неоднократно обращался в МВД с просьбой ему оплачивать возмещение вреда, он обратился в 2000-м году в нашу организацию с конкретной просьбой оказать ему помощь для защиты его прав в суде, что мы и сделали. В прошлом году состоялось решение суда, которое удовлетворило его иск, он проживает в городе Лобня, но Мособлсуд это решение отменил и сейчас направил на новое рассмотрение. Надеемся, что все-таки восторжествует справедливость и ему назначат эту сумму возмещения вреда.

Марина Катыс: Вячеслав Викторович, каково настроение чернобыльцев, ведь люди пожертвовали фактически своим здоровьем, многие пожертвовали жизнями, спасая население России и Украины в период аварии, что сейчас испытывают люди, видя такое к себе отношение?

Вячеслав Китаев: Прежде всего, это горечь, разочарование, обида, за то, что они вынуждены отстаивать свои интересы в суде, за то, что они сделали в свое время, они могли бы рассчитывать от государства просто на исполнение элементарных законов, имеется ряд законодательных актов, где на первом месте стоит исполнение Конституции, закона, прав и свобод граждан, а уже на четвертом и пятом местах исполнение инструкций, разъяснений, указаний. К сожалению, чиновники до сих пор не научились руководствоваться законами.

XS
SM
MD
LG