Ссылки для упрощенного доступа

Таганский суд Москвы продолжит рассмотрение дела о выставке "Осторожно - религия!"


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Елена Фанайлова.

Кирилл Кобрин: Сегодня, 15 июня, в Таганском суде Москвы состоялось первое заседание по уголовному делу против организаторов выставки современного искусства "Осторожно - религия!". Директор центра имени Сахарова Юрий Самодуров, его помощница Людмила Веселовская и художница Анна Альчук обвиняются в оскорблении чувств православных верующих и в возбуждении национальной и религиозной ненависти по статье 282-й Уголовного кодекса России. Правозащитники считают это дело политическим, а журналисты сравнивают его с процессом Синявского и Даниэля. Над темой работала Елена Фанайлова:

Елена Фанайлова: Уголовное дело против Юрия Самодурова, Людмилы Веселовской и Анны Альчук прокуратура возбудила после обращения Госдумы к генеральному прокурору. В комитет же Госдумы по безопасности обратился священник Александр Шаргунов, прихожане которого разгромили выставку "Осторожно - религия!" в январе 2003-го года. Хулиганы были задержаны, но вскоре отпущены на свободу. А через месяц по статье, по которой обычно в России пытаются привлечь к ответу фашистов, дело возбудили против руководителя правозащитного центра и нескольких художников. Напомним, что всего художников было около сорока из семи разных стран.

Художники остаются художниками в любых обстоятельствах. Сегодня у здания суда группа молодых людей в желтых хламидах и колпаках изображала жертв средневекового аутодафе и держала плакаты: "Это не суд, это инквизиция". Рядом группа пожилых женщин в платочках упоминала о сатанинских кознях. Кто-то был готов сорваться в истерику. Молодой человек распространял листовку "Союза православных граждан", название, напоминающее об известной черносотенной организации. Пришли несколько крепких молодых людей в военизированной одежде с нашивками "Русского национального единства". Говорит Лидия Графова, известный публицист и правозащитник.

Лидия Графова: Я шла сюда, искала этот Марксистский переулок с двумя женщинами в платочках. Я сначала думала, что, так же, как и я, они идут на наш пикет. Переходя дорогу, они все время говорили: "Матерь Божия, помоги нам". Я человек верующий, и для меня эти слова святые. Было просто ужасно понимать, как даже это сегодня становится предметом раскола общества. И этот процесс в ряду других процессов, которыми сегодня шагами Командора наступает государство на права и свободы, может иметь плохую услугу религии. Вера, которая была под спудом, она был более искренна, сегодня она разрешена и становится часто просто фарсом. И это угроза душам колеблющихся верующих.

Елена Фанайлова: Маленький зал суда был переполнен, у его дверей вслух читали акафист. Судья Ларина после совещания с прокурором удалила телевизионные камеры из зала. Прокурор, молодая женщина, при чтении обвинительного заключения путала названия религиозных символов и вместо "Христос воскрес" почему-то на латинский манер говорила "ХВ". В обвинительном заключении содержались такие лингвистические обороты: "преступный сговор с целью возбуждения ненависти и вражды", "унижение достоинства группы лиц", "вовлечение художников в преступный замысел". Упоминалось о методах "скрытого манипулирования сознанием зрителей с целью возбудить негативные эмоции". Обвиняемые заявили, что они не понимают, в чем именно их обвиняют. Юрий Самодуров и Людмила Веселовская выполняли свои обязанности по организации выставок, а Анна Альчук написала пресс-релиз.

Юрий Самодуров: "Осторожно - религия!". Название выставки передает отчетливую двойственность ее замысла. Это и призыв к бережному, деликатному, уважительному отношению к религии и вере, верующим людям, и знак внимания, опасности, когда дело касается религиозного фундаментализма, неважно, мусульманский он или православный. Ни в одном из материалов и показаний ничего иного не содержится. Поэтому мне непонятно, почему нам вменяется та концепция, которая зачитана прокурором.

Людмила Веселовская: Я не уговаривала никого из художников участвовать в выставке "Осторожно - религия!". Я действительно представила для выставки свой объект "Откуда и кто". Он имел философский смысл и был посвящен теме смерти и спасения. Мне, например, непонятно, каким образом эксперт Абраменкова вменяет мне глумливое отношение к этнически русским людям, мертвым при этом.

Елена Фанайлова: Адвокат обвиняемых Юрий Шмидт довел до сведения судьи заявление адвокатской группы с указанием на недостаточность и расплывчатость обвинения. В частности, он указал, что религиозные чувства православных нельзя смешивать с национальными. Заявление не имело целью прервать ход процесса и отправить дело на доследование, поскольку адвокаты уже пытались это делать в ходе следствия, но получили отказ. Неожиданно судья Ларина объявила перерыв, после которого секретарь сообщила: судебное решение о продолжении процесса будет объявлено завтра утром.

Юрий Шмидт: Я не люблю, как сегодня принято говорить - в случае чего мы обращаемся в Страсбургский суд. Страсбургский суд принимает далеко не все дела, но это дело затрагивает фундаментальные права человека. И в том, что оно обернется глубочайшим позором для России в случае вынесения обвинительного приговора, у меня нет никаких сомнений.

Елена Фанайлова: Ход судебного заседания комментирует Лев Пономарев, руководитель движения "За права человека".

Лев Пономарев: Впервые в России происходит уголовный процесс, основанный на противодействии каким-то идеологическим высказываниям. Я должен сказать, впервые происходит после суда над Синявским и Даниэлем. Это говорит о том, что Россия сдвигается в сторону тоталитарного государства. И давление, которое было оказано со стороны радикальной православной общественности, давление на государственные органы, я имею в виду прокуратуру, оказалось настолько сильным, что прокуратура стала выполнять несвойственные для себя функции, такие функции, какие выполняла в советском государстве - идеологического цензора. Было собрано около десяти тысяч подписей по храмам, и эти все подписи лежали у прокурора на полочке, и он показывал: "Вот видите, я вынужден действовать". Одна из фраз обвинительного заключения звучит: "Десакрализация сакральных образов". Может ли юрист писать такие фразы? Это было бы смешно, если бы не было так грустно. Радикальные круги в церкви хотят, чтобы наше государство было православным, Конституция это запрещает.

Елена Фанайлова: Я спросила у одной из женщин в зале суда, что привело ее на этот процесс?

Женщина: Я имею мнение противоположное тому, что высказывается обвинителем, хотя я православная. Я считаю, что православные не должны учинять погромы. Православные должны нести учение. А этого, к сожалению, сейчас нет, церковь пассивна, церковь не учит. И эта выставка - издевка православных над Творцом, это следствие поведения православных в храмах в окружающем нас сейчас мире. И поэтому наказание понесут не устроители выставки, а православные, даже если суд Таганский решит по-другому. Потому что в Писании сказано: ради вас, таких православных, хулится имя Божье у язычников. Так думают многие. Но поскольку такие люди не агрессивные, в себе это держат и не выходят на пикеты, не выходят на митинги, поэтому, получается, это мнение сейчас не слышно, а слышно мнение экстремистов.

Елена Фанайлова: В среду будет объявлено решение таганского суда, но руководитель адвокатской группы не сможет при нем присутствовать, Юрий Шмидт участвует в первом судебном процессе по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.

XS
SM
MD
LG