Ссылки для упрощенного доступа

Приговор Игорю Сутягину


Программу ведет Кирилл Кобрин. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Олег Кусов, Марьяна Торочешникова и Вероника Остринская – она беседовала с исполнительным директором Международной Хельсинской Федерации в защиту прав человека Аароном Родесом.

Кирилл Кобрин: Российский ученый Игорь Сутягин приговорен к 15 годам заключения. История судебного процесса и реакция на приговор - в репортаже Олега Кусова:

Олег Кусов: 26 октября 1999-го года Управление ФСБ по Калужской области возбудило в отношении ученого Игоря Сутягина уголовное дело по статье "разглашение государственной тайны". Согласно материалам дела, государственную тайну Сутягин разгласил в книге "Стратегическое ядерное вооружение России". На следующий день после возбуждения дела являвшийся соавтором книги Игорь Сутягин был задержан сотрудниками ФСБ и дал первые показания по делу. Из показаний Сутягина следовало, что он действительно контактировал с одной из английских консалтинговых фирм и американским коллегой, господином Хендлером. Иностранцам, якобы, за денежное вознаграждение были переданы некоторые сведения. Этот факт стал поводом для возбуждения уголовного дела против Сутягина по статье государственная измена. Несколько позже уголовные дела по статьям разглашение государственной тайны и государственная измена были объединены в одно производство. В июле 2000-го года уголовное дело в части разглашения Сутягиным сведений, составляющих государственную тайну, было прекращено за отсутствием состава преступления в его действиях. Но в уголовном деле остались обвинения по другим эпизодам. Речь шла о сборе, хранении и использовании в ущерб России аналитической информации по темам, среди которых состав и дислокация соединений постоянной готовности, обобщенная структура военного бюджета СССР и России, слабые стороны отечественных вооружений, факт завершения разработки новой зенитно-ракетной системы "С-400" и другие.

Судебное разбирательство началось 26 декабря 2000-го года и продолжалось ровно год. В итоге Калужский областной суд отправил дело на дополнительное расследование. Уголовное дело в отношении Сутягина было передано из следственного управления ФСБ по Калужской области в следственное управление ФСБ России. Судебный процесс начался 15 марта 2004-го года в Мосгорсуде. На рассмотрение дела Игоря Сутягина у суда ушло 13 рабочих дней. Российский ученый приговорен к 15 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Прокурор Юрий Волгин так прокомментировал приговор:

Юрий Волгин: Мера наказания избрана с учетом тяжести преступления и содеянного, а также ущерба причиненного безопасности Российской Федерации.

Олег Кусов: Игорь Сутягин виновным себя не признал.

Игорь Сутягин: Дело в том, что еще 4 года назад доложили Путину о том, что я - шпион, это надо было доказать, это было неизбежно, поэтому и доказали.

Кирилл Кобрин: Наш корреспондент Марьяна Торочешникова попросила прокомментировать приговор Московского городского суда Анну Савицкую, адвоката Игоря Сутягина:

Анна Савицкая: Конечно же, мы не согласны с приговором, но он был довольно ожидаем. Естественно, когда народ сказал "виновен", государство в лице обвинения и суда с радостью назначило довольно суровое наказание. Мы как считали, так и остаемся на своей позиции, что он невиновен, ни одного доказательства его вины обвинением представлено не было. Вердикт присяжных мы не можем обсуждать, но мы не согласны с этим. И, конечно, будем обжаловать в Верховный суд.

Марьяна Торочешникова: Приговор может быть обжалован в течение 10 дней. Адвокаты Игоря Сутягина сообщили также, что Европейский суд по правам человека в Страсбурге уже принял решение о рассмотрении его жалобы в приоритетном порядке.

Игорь Сутягин настаивает на своей невиновности и утверждает, что не имел доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, и пользовался материалами, опубликованными в открытой печати.

Кирилл Кобрин: Процесс по делу российского ученого Игоря Сутягина проходил с грубыми нарушениями прав человека и международных норм, и приговор по этому делу должен быть опротестован - считает исполнительный директор Международной Хельсинской Федерации в защиту прав человека Аарон Родес. С ним беседовала моя коллега Вероника Остринская:

Вероника Остринская: Господин Родес, в течение четырех лет, которые Игорь Сутягин провел под стражей, Международная Хельсинская Федерация в защиту прав человека пыталась убедить в невиновности ученого и Верховный суд Российской Федерации и руководителя ФСБ Николая Патрушева - в открытом письме на его имя. Вы получили какой-либо ответ?

Аарон Родес: Нет, непосредственного обсуждения дела Сутягина ни с одной государственной структурой Российской Федерации у нас не вышло. И, естественно, отделение в Москве – Московская хельсинская группа - осудила вынесенный сегодня приговор, который, по нашему мнению, должен быть пересмотрен, иначе "шпиономания" может стать характеристикой России при нынешней администрации. Этот приговор - угроза демократическим преобразованиям в России.

Внимания заслуживает и тот факт, что судья даже не поинтересовался мнением присяжных о том, действительно ли информация, которую господин Сутягин якобы передавал, была секретной. Сам господин Сутягин в течение всего процесса настаивал на том, что используемые им материалы были открытыми для доступа.Сам суд, якобы в целях государственной безопасности, происходил в закрытом режиме - ни средств массовой информации, ни вообще какой-либо информации о процессе. Но мы предполагаем, что именно такая форма суда была использована для манипуляции присяжными. Поэтому, повторяю, решение суда должно быть отменено.

Вероника Остринская: Адвокат Игоря Сутягина Борис Кузнецов действительно предполагает, что состав суда присяжных был изменен без вынесения процессуального решения судьей, и именно этот, новый состав суда присяжных мог быть манипулируемым. Господин Кузнецов также полагает, что некоторые присяжные были изначально настроены против ученого. Каковы, на ваш взгляд, возможные дальнейшие шаги защиты Игоря Сутягина?

Аарон Родес: Я не совсем осведомлен о практических шагах защиты в таких случаях, но приговор должен быть опротестован – с учетом абсолютно очевидных доводов в пользу невиновности подсудимого. Мы же выступим с очередным заявлением, возможно, уже сегодня. Ответа опять-таки не ожидаем, но это дело должно стать предметом публичного обсуждения не только в России, но и на Западе. Зарубежные партнеры России, естественно, заинтересованы в установлении верховенства права в этой стране, и, я надеюсь, они тоже выступят с соответствующими заявлениями.

Вероника Остринская: Господин Родес, как вы оцениваете перспективу подачи апелляции в Европейский суд по правам человека?

Аарон Родес: Да, я надеюсь, что так и произойдет. Ведь в данном случае мы стали свидетелями грубого нарушения прав человека, а Европейский суд является судом высшей инстанции в случаях, когда местное правосудие выносит приговор с нарушениями. Конечно, это дело заслуживает подачи апелляции в Страсбургский суд.

XS
SM
MD
LG