Ссылки для упрощенного доступа

Иностранные студенты в Воронеже требуют защитить их от скинхедов


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Марина Корчагина и Карен Агамиров.

Андрей Шароградский: В Воронеже к акции протеста иностранных студентов Медицинской академии присоединяются все новые участники. Сегодня отказались посещать занятия еще около тысячи учащихся Воронежского университета и Архитектурной академии. Они требуют найти убийц африканского студента, 24-летнего гражданина Гвинеи-Бисау Амару Лима и просят власти защитить их от нападений членов профашистских молодежных организаций. Рассказывает Марина Корчагина:

Марина Корчагина: Воронеж ведет практику обучения иностранных студентов уже сорок лет, но сейчас многие иностранцы подумывают о том, чтобы уехать отсюда. 25 февраля более пятисот иностранных студентов из всех вузов Воронежа провели акцию протеста против нацистов и насилия, творимого скинхедами в российских городах. Студенты потребовали от органов охраны порядка более активных действий по пресечению деятельности неонацистских формирований. 24-летний студент Воронежской медицинской академии из Гвинеи-Бисау Амару Лима был убит 21-го февраля. Его тело с многочисленными ножевыми ранениями обнаружили в парке на улице Мира. Адельсон Душсантуш - лучший друг убитого Амару Антонио Лима и сосед по комнате в общежитии воронежской медакадемии. Два с половиной года назад они вместе приехали в Россию из Гвинеи-Бисау. Полтора месяца назад Адельсона тоже кто-то ранил ножом, виновный до сих пор не найден.

Адельсон Душсантуш: Я позвонил в посольство и попросил билет, сказали - нет. Если бы был, я бы уехал домой. Потому что здесь моя жизнь в опасности. Я боюсь.

Марина Корчагина: Воронежской областной прокуратурой возбуждено уголовное дело по факту убийства. Но пока напуганным студентам не могут предъявить ни задержанных, ни подозреваемых, ни улик. Есть только несколько версий, по одной из которых это дело рук скинхедов. Заместитель начальника главного управления внутренних дел по Воронежской области Сергей Пашнев высказался по поводу произошедшего весьма лаконично.

Сергей Пашнев: Уголовное дело возбуждено, проводится расследование, все необходимые следственно-оперативные действия.

Марина Корчагина: Реакция на убийство иностранного студента незамедлительно последовала из Москвы. В МИДе России заявляют, что они находятся в контакте с властями Воронежа и отмечают, что, по предварительным данным, преступление носит бытовой характер. А начальник Главного управления внутренних дел Воронежской области Александр Дементьев 26-го февраля на совещании в областной администрации, где рассматривался комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности иностранных граждан, заявил, что есть серьезные предпосылки к раскрытию убийства Амару Лима. Сейчас из посольства Гвинеи-Бисау получают разрешение на проведение судмедэкспертизы. Все расходы на транспортировку тела убитого на родину обещала взять на себя медицинская академия, в которой учился Амару Лима.

Андрей Шароградский: Сегодня в Москве открылась двухдневная первая Всероссийская ассамблея общественных сил по противодействию ксенофобии, экстремизму и терроризму. На ней побывал корреспондент Радио Свобода Карен Агамиров.

Карен Агамиров: Одна из причин ксенофобии, экстремизма и терроризма, считает руководитель управления аппарата уполномоченного по правам человека Российской Федерации Александр Литичевский, в кризисе национальной идентичности.

Александр Литичевский: Кризис заключается в том, что многим из нас, проживающим на постсоветском пространстве, трудно ответить на один простой вопрос: кто мы - граждане мира, советские, российские или суверенно-национальные? Почему эти вопросы опасны для гражданского общества? Там, где постоянно сохраняется опасность террористических актов, неизбежно на первый план выходят силовые методы решения проблемы. Там, где прав тот, кто сильнее, неизбежно нарушается права человека. Страдают невинные люди, а это в свою очередь приводит лишь к эскалации национальной вражды и насилия.

Карен Агамиров: Александр Литичевский выделил следующие признаки ксенофобии.

Александр Литичевский: Кроме неприятия чужих групп, это слепое следование авторитетам, механическое подчинение общепринятым ценностям, агрессивность, цинизм, злобное отношение ко всему гуманному.

Карен Агамиров: Особая ответственность лежит сегодня на духовенстве.

Александр Литичевский: К сожалению, сейчас нередко можно наблюдать ситуацию, когда не в меру политизированный представитель церкви освящает своим присутствием сборище националистов.

Карен Агамиров: Публицист, директор клуба "Народный депутат" Алексей Сурков заговорил о русском фашизме.

Алексей Сурков: Русский фашизм - это далеко не исключение для нашего общества. Народно-патриотический фронт "Память", Фронт национально-революционного действия, Российское национальное единство, "Русская партия" и можно продолжать перечень, их десятки. Что внес русский фашизм, какую-то новую идеологию? Ничего подобного, они несли то, что несли Гитлер, несли Муссолини, несли большевики-ленинцы. Это сперва захватить любой ценой власть, потом грабануть состоятельную часть граждан, затем принудить общество к безропотному повиновению их бандитским принципам, слишком умных изгнать из страны, слишком непокорных расстрелять, а строптивых сгноить в концлагерях. Все одно и то же. Из манифеста того же национально-патриотического фронта "Память", ныне ведь действующей организации, это ныне действующая в России организация, и манифест предусматривает борьбу за чистоту расы, их кредо - циничная формула: "Ты можешь убить таракана? Так же и еврея, бомжа, коммуниста, они нелюди. Убив такого, не возьмешь грех на душу".

Карен Агамиров: Сурков размышляет над следующим фактами.

Алексей Сурков: В условиях всеохватной деятельности КГБ как можно было родиться национальному фронту "Память". Как можно было родиться? - Только с помощью самих спецслужб. И в этой части на то, что это верный вывод, нас наводит председатель КГБ СССР Бакатин, который отмечает: Комитет безопасности стоял у истоков создания интернациональных фронтов в союзных республиках, проявлявших строптивость в отношении с центром. Порочная логика "разделяй и властвуй" стимулировала раскол общества в этих республиках на два непримиримых лагеря, приводила к обострению социальной напряженности. Действовала схема: не хотите подчиняться, получите интерфронт, который призовет к забастовкам, поставит вопрос о границах республики и о законности избранных там органов власти. А затем деятельность этих интерфронтов преподносилась комитетом госбезопасности как проявление воли народа. Вот, по существу, к какому выводу приходишь и теперь. Кто же теперь в сегодняшней России их поддерживает? Начало 90-х годов, создается "Русский собор", "Русский собор" возглавляет генерал КГБ Александр Стерлигов. Под него собираются лидеры и партии КПРФ, РНЕ и прочие нацистские партии, сопредседателем избирается Зюганов. Вопрос, кто же там идеологически собрался, кто подпитывает эту скинхедовщину теперь? Владимир Прибыловский, один из экспертов по российскому экстремизму очень интересно сказал: "Не страшно, когда 3% населения страны состоит в экстремистских группировках, страшно, когда никто им не противостоит".

Карен Агамиров: Руководитель фонда "Гласность" Алексей Симонов подчеркнул.

Алексей Симонов: В эти 60% предрасположенных к ксенофобии входит ровно 60% людей, занятых и в такой профессии, как журналистика. Это не значит, что каждый божий день они по этому поводу пишут или высказывают эти взгляды, но это значит, что каждый день они не противостоят этим взглядам, внутренне с ними если и не согласны, то, во всяком случае, равнодушны к ним, нейтральны или готовы их ретранслировать, считая их взглядами общества.

Карен Агамиров: Председатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева попыталась уточнить.

Людмила Алексеева: Алексей Кириллович говорил "общество не является зеркалом прессы". Что он называет "обществом"? Это все-таки более или менее структурированные понятия. Упрекают общество в пассивности, а оно, оказывается, организовано. Большинство, населяющее нашу страну, трудно назвать обществом, это население. Потому что все-таки эти люди пассивны, пассивны не только в отношении каких-то идеологических вопросов, по отношению к другим национальностям, по социальным проблемам, пассивны даже в решении собственных дел.

XS
SM
MD
LG