Ссылки для упрощенного доступа

Конфликт между Независимым профсоюзом горняков России и Челябинской угольной компанией


Программу ведет Андрей Шароградский. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Лиля Пальвелева и Ирина Гундарева, и председатель Независимого профсоюза горняков России Александр Сергеев.

Андрей Шароградский: В городе Копейск Челябинской области шахтеры протестуют против нарушений трудового законодательства руководством Челябинской угольной компании. Наиболее активные участники акции протеста были уволены. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева:

Лиля Пальвелева: Рабочая неделя горняков не должна превышать 30 часов, а рабочий день должен длиться 6 часов. Кроме того, шахтеры имеют право на дополнительный внеочередной отпуск. Все это требования трудового кодекса, и основаны они на санитарных нормах, касающихся труда на вредных и тяжелых производствах. О том, что работа под землей именно такой является, хорошо известно. Говорит председатель Независимого профсоюза горняков России Александр Сергеев:

Александр Сергеев: Особо вредные условия, и кровью написано это законодательство, что человек максимум 6 часов может там заниматься тяжелым физическим трудом, в условиях нервного напряжения, после этого может сработать человеческий фактор, и действительно он неосознанно может пойти на нарушение какое-то техники безопасности, и произойдет трагедия. Это медицинский доказанный факт. Между тем, руководство Челябинской угольной компании в погоне за повышением уровня добычи решило пренебречь всеми этими нормами, и в городе Копейске на шахтах "Красная Горнячка", "Комсомольская" и "Капитальная" ввело 7-часовой рабочий день, а дополнительный отпуск сократило втрое. Несмотря на то, что такие нововведения увеличивали заработки шахтеров, многие возмутились. 12 января горняки провели возле здания администрации Копейска пикет, до этого 24 декабря руководитель регионального отделения Независимого профсоюза горняков Владимир Радюк начал сухую голодовку, которую он закончил только 8 января. А еще были бесконечные обращения в прокуратуру, в Рострудинспекцию, и к представителям местной власти. Единственным пока результатом этой деятельности стало то, что руководство Челябинской угольной компании решило расправиться со слишком активным Независимым профсоюзом горняков.

Александр Сергеев: Собственник начинает давить профсоюз, вплоть до того, что 23 декабря у них день аванса, люди приходят в кассу получать деньги, авансом, наличными, там лежат списки членов профсоюза НПГ, им кассиры говорят: "Есть распоряжение, мы вам зарплату не выдаем, пока вы не напишете распоряжение о выходе из профсоюза и о неперечислении профсоюзных взносов". Еще один момент: 111 человек написали заявления в Рострудинспекцию, что нарушается трудовое законодательство, заставляют работать 7 часов, и не 30 часов в неделю, а 35. Росттрудинспекция вместо того, чтобы немедленно выдать предписание и прекратить нарушение законодательства, она эти фамилии отдает директору. Директор принимает решение не восстанавливать действие норм трудового законодательства на предприятии, а ликвидировать организацию, которая сопротивляется нарушению трудового законодательства. Ликвидируется организация такая - тогда и не надо будет устранять нарушения трудового законодательства. Итого, 11 человек пишут заявления в прокуратуру города о том, что их принуждали писать заявления о выходе из профсоюза. Что делает прокурор города? Он звонит этому директору и потом пишет отписку, а по словам директора этого не было. И опять фамилии этих людей оказываются на столе у директора. И четверо уже уволены. Нашли причины, специально ходили, ловили по технике безопасности, одну женщину с малолетним ребенком перевели на другую подсмену. То есть продолжает оказываться давление.

Лиля Пальвелева: Случившееся похоже на разгром Независимого профсоюза горняков на шахтах Копейска.

Александр Сергеев: На шахтах работают 5 тысяч членов профсоюза, было 2400 членов НПГ, остались полторы тысячи. Написали заявления, специально отксеренный листочек, надо только вписать заявление, если за 5 лет шахты, например, "Комсомольская", вышло из НПГ три человека, то под Новый год денег нет, люди были вынуждены писать, а некоторые по новой пишут.

Лиля Пальвелева: События в Копейске по-своему уникальны. Пока еще только в одной Челябинской угольной компании додумались до того, что нет ничего страшного, если человек поработает под землей вместо 6 часов 7, однако Александр Сергеев опасается, что опыт Копейских шахт, если он окажется безнаказанным, могут перенять и в других регионах, благо соблазн очень велик. Угольная отрасль преодолела кризис 90-х годов. Модернизированные шахты и особенно разрезы начинают приносить доходы, многомесячная задолженность по заработной плате и рельсовые войны горняков - это уже история, но она может повториться, считают в Копейске. Горняки с "Комсомольской", "Красной Горнячки" и "Капитальной" намерены продолжать борьбу за свои права. Вот как оценивает события председатель Московской хельсинской группы Людмила Алексеева:

Людмила Алексеева: В защиту закона выступают наемные работники, работодатели откровенно нарушают закон и трудовой кодекс, а власти на всех уровнях поддерживают именно нарушителей закона - работодателей.

Лиля Пальвелева: Последняя по времени авария на шахте, унесшая человеческие жизни, произошла в Кузбассе. Одна из версий того, почему взорвался метан - человеческий фактор. Горняки небогатого Копейска отказываются находиться в забоях и штреках лишний час не потому, что ленивы, и не потому, что им не нужны дополнительные заработки. Они хорошо знают: ошибка уставшего человека может привести к непоправимым последствиям.

Андрей Шароградский: Руководство компании "Челябинскуголь" и представители местных властей в Челябинской области, в свою очередь, заявляют, что не отказываются от диалога с шахтерами, и говорят о готовности пойти на компромисс. Сообщает наш корреспондент в Челябинске Ирина Гундарева:

Ирина Гундарева: Во вчерашней акции протеста перед мэрией города Копейска участвовало всего 40 человек. Хотя независимый профсоюз обещал привести до 500 шахтеров. Из этих 40 пятеро - руководители самого независимого профсоюза, еще несколько человек - приезжие правозащитники и пенсионеры. Пришли на митинг всего две бригады горняков. Официальный профсоюз угольщиков утверждает, что время независимых, несмотря на голодовку их лидера и запланированную заранее акцию протеста, заканчивается, и это их последний отчаянный жест. Массовый выход в ноябре шахтеров из независимого профсоюза подкосил их численность. От полутора тысяч осталось всего 600. Их требования сегодня - 6-часовой рабочий день и дополнительный отдых. Руководство "Челябинскугля" аргументирует свой ответ тем, что 7 часов работы более эффективны, способствуют большей выработке, а значит, увеличению объемов производства, за них и зарплата начисляется больше, например, не 5, а 7 тысяч рублей. Главное: при таком графике не нужно набирать еще рабочих и вводить двойной списочный состав, которого просто нет.

В период неустойчивости и хронических долгов по зарплате народ на многих шахтах разбежался. Собирали потом с большим трудом, буквально ходили по домам и уговаривали. Интересно, что по семичасовому графику, как утверждают на "Челябинскугле", шахтеры работают с июля 2003-го года, и теперь только спор перешел в затяжной конфликт. В эту пятницу администрация с экономическими расчетами в руках собирается привести эти аргументы на комиссии по коллективному договору. Заодно она попытается вынести на утверждение пункт о запрете на любые забастовки во время работы и попробует доказать экономическую нецелесообразность для предприятия использования дополнительных отпусков. Отпуск в 66 дней в году - это много, считают на предприятия, где брать на это время замену - непонятно. Удастся ли руководству "Челябинскугля" сдвинуть независимый профсоюз с их требований и насколько - пока неясно. Все участвующие в затяжном конфликте стороны отлично понимают, что компромисс необходим, и что его надо добиваться всеми средствами. По словам руководства угольщиков, экономическая ситуация на предприятиях только стабилизировалась, и им очень не хотелось бы втягиваться в новые конфликты. "Любые потрясения для нас сейчас очень нежелательны", - так говорят а акционерном обществе. Позиция областной власти такая же: надо искать золотую середину, предприятие должно работать, а не тонуть в спорах и конфликтах. Вице-губернатор Виктор Тимашов заявил, что он готов мирить Струкова, это руководство "Челябинскугля", и Радюка, лидера Независимого профсоюза горняков, до тех пор, пока они не придут к желанному компромиссу.

XS
SM
MD
LG