Ссылки для упрощенного доступа

Как и кому судить Саддама Хусейна?


Ян Рунов, Нью-Йорк: Вопрос о том, кто и где будет судить Саддама Хусейна, имеет огромное значение не только для будущего Ирака. Во время суда может выясниться, какие страны поставляли оружие Ираку и финансировали его военные проекты. Трибунал может стать международным юридическим прецедентом для будущих процессов над диктаторами. Американская администрация еще не объявила о своем решении, что делать с Саддамом Хусейном, но члены Временного правящего совета Ирака уже заявили, что намерены предать его особому трибуналу, о создании которого было объявлено 10 декабря.

Трибунал был создан для суда над высшими помощниками Хусейна, а самого его планировали судить заочно. Теперь возник вопрос, с кого начать – с самого диктатора или с его советников. Трибунал рассмотрит преступления, совершенные лидерами правящей партии "БААС", начиная с 17 июля 1968-го года – когда партия пришла к власти в стране, - и до 1 мая 2003-го года, года президент Буш объявил, что режим Хусейна больше не существует. Судить Хусейна будут за геноцид курдов и шиитов, за кровавые войны против Ирана и Кувейта. Перед судом предстанут почти все те, кто вошел в колоду из 55 разыскиваемых преступников.

Но кто, где и как будет их судить? Вот что думает об этом нью-йоркский политолог, сотрудник организации "Freedom House" Арч Паддингтон:

Арч Паддингтон: Есть несколько возможных вариантов. Один – народ Ирака судит Хусейна особым трибуналом. Второй – ООН создает международный трибунал наподобие того, что был создан для суда над современными военными преступлениями, совершенными в Югославии и в Руанде. Третий вариант – смесь первых двух: суд в Ираке, но под эгидой ООН или иного авторитетного международного института. Сейчас идет процесс восстановления суверенитета Ирака и процесс создания там демократической системы правления, а суд над диктатором в самом Ираке будет, на мой взгляд, способствовать этому процессу. Но и международный трибунал может взять на себя рассмотрение этого дела.

Ян Рунов: А где такой международный трибунал может проходить: в Гааге, в Ираке или, скажем, в Катаре?

Арч Паддингтон: Где угодно. Суд над югославскими преступниками проходит в Гааге. Над руандийскими, если не ошибаюсь, в Танзании. А над руководством Сьерра-Леоне – в Сьерра-Леоне. Так что суд над Хусейном может проходить либо в Гааге, либо в нейтральной стране, либо в Ираке.

Ян Рунов: А кто, по-вашему, может войти в состав судейской коллегии: только граждане Ирака, или граждане таких пострадавших от иракского режима стран, как Иран и Кувейт? И корректно ли участие судей из США и Англии?

Арч Паддингтон: Все могут. Но я полагаю, что Ирак должен играть главную роль в этом, и потому вполне логично, если все судьи будут гражданами Ирака.

Ян Рунов: Если суд будет открытым, на чем уже настаивают представители Правящего совета Ирака, не возникнет ли международный конфуз, когда выяснится, какие страны оказывали режиму Хусейна военную и финансовую поддержку?

Арч Паддингтон: Во-первых, американская разведка попытается получить ответ на эти вопросы еще до начала открытого суда. Может быть, Саддам Хусейн и раскроет секреты помощи, которую он получал от Франции, от России, а до 1991-го года и от Америки. Во-вторых, я не вижу ничего страшного, если подобная информация станет широко известной. Миру так же важно узнать об этом, как было важно в свое время узнать, какие государства помогали военному становлению нацистской Германии. Каждое государство, которое сотрудничало с иракской диктатурой, должно понять, какие ошибки были допущены. Суд над Хусейном должен принести Ираку и многим другим странам очищение. Я не знаю международных законов, которые могли бы отказать иракцам в праве судить своего бывшего лидера по обвинению в геноциде, в военных преступлениях и в преступлениях против человечности. Сами иракцы должны решить: хотят они судить его у себя в стране или предпочитают передать дело в международный трибунал, но тогда народ страны не сможет пройти через весь процесс выяснения истины о собственном прошлом. По-моему, для Ирака, как и для любой другой страны, необходимо изучать свое прошлое ради своего же будущего. В связи с этим хочу заметить, что Россия, к сожалению, не прошла полностью путь очищения через познание. Большинство наиболее важных книг о Сталине, о Ленине, о преступлениях советского режима, о Гулаге написаны за пределами России – американскими, английскими, французскими исследователями, а не российскими. И это печально. Без этого россияне так и не поймут, почему в их истории и в их культуре смогли появиться такие люди, как Ленин и Сталин.

Ян Рунов: Суд может начаться и с недели на неделю, и через 5-6 месяцев, но уже сейчас говорят о смертном приговоре. Опрос общественного мнения в Америке показал, что 59% американцев за смертную казнь Хусейна, 37% - за пожизненное заключение. Иракское правительство может восстановить смертную казнь, как только обретет полноту власти. Если это произойдёт 30 июня, то 1 июля Саддам Хусейн может быть казнен – заявил один из членов Правящего совета. Высказываются предположения, что дело каждого обвиняемого будут рассматривать пятеро судей, назначенных Правящим советом. Трибунал будет не военным, а гражданским. Подсудимые будут иметь право на адвокатов и на апелляцию.

XS
SM
MD
LG