Ссылки для упрощенного доступа

Инспекторы ООН делают перерыв в осмотре иракских объектов. Как Саддам Хусейн будет отчитываться перед международным сообществом?


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Александр Соболев, Юрий Жигалкин, который беседует с американским политологом Джеймсом Филлипсом, и московский востоковед Владимир Кедров.

Андрей Шарый: Инспекции иракских объектов приостановлены на два дня в связи с празднованием окончания священного месяца Рамадан. В обращении к народу президент Ирака Саддам Хусейн вновь заявил, что он имеет шанс убедиться, что Ирак не располагает оружием массового поражения. Саддам Хусейн не намерен признать наличия в своих арсеналах оружия массового поражения или программ его создания. Об этом заявляют высокопоставленные представители иракского правительства. Такая позиция Багдада гарантирует неизбежное усугубление противостояния между Ираком и Организацией Объединенных Наций, повышает вероятность военного конфликта с Багдадом. На эту тему наш нью-йоркский корреспондент Юрий Жигалкин.

Юрий Жигалкин: К воскресенью Ирак должен чистосердечно признаться относительно существования оружия массового поражения в его арсеналах и работах по его созданию. Белый Дом рассматривает это событие как принципиальный тест истинности намерений Багдада. Всего несколько дней назад президент Буш предупредил, что отказ Саддама Хусейна признать очевидное дезавуирует всего его прежние заявления о готовности к сотрудничеству и не оставит США иного выхода, как обеспечить иракское разоружение силовым путем. Как говорят сейчас американские эксперты, если Ирак будет настаивать на своем, конфронтация с ним неизбежна, поскольку США не позволят Саддаму Хусейну втянуть себя в игру в кошки-мышки, Вашингтон прекрасно осознает, что в ней иракскому лидеру нет равных. Почему Багдад так рискует, вступая на путь, который почти неизбежно приведет к конфликту? Вот что говорит американский политолог, специалист по Ближнему Востоку Джеймс Филлипс:

Джеймс Филлипс: Иракцы могут блефовать, рассчитывая на то, что у США недостаточно разведанных для того, чтобы однозначно уличить их во лжи. Багдад не без оснований может рассчитывать на то, что инспекторам не удастся найти ничего нового. Нельзя забывать о том, что Ирак - большое государство. У него было достаточно времени, чтобы надежно скрыть все свидетельства своих военных программ. Основная проблема для инспекторов заключается в том, что до сих пор основные находки были сделаны благодаря информации, переданной перебежчиками, и сейчас, в основном, приходится рассчитывать на них, причем на свежих перебежчиков. Так что Саддам может питать вполне обоснованные надежды на то, что инспекция закончится ничем. Я думаю, основные события развернуться в конце января, когда инспекторы начнут отчитываться о результатах своей работы. Не исключено, что им удастся добиться лишь косвенных, двусмысленных свидетельств иракских работ над оружием массового поражения, и тогда начнется последний дипломатический бой, США будут требовать решительных действий, а некоторые члены Совета Безопасности наверняка выступят против.

Юрий Жигалкин: Судя по официальной реакции Вашингтона на последние события, Белый Дом пока не намерен начинать открытый конфликт с Багдадом, дав возможность инспекторам довести дело до конца. Но никто из американских наблюдателей не верит, что на этот раз режиму Саддама Хусейна удастся избежать наказания, искусно манипулируя членами Совета Безопасности.

Андрей Шарый: Продолжит тему наш корреспондент в Абу-Дабе Александр Соболев.

Александр Соболев: В четверг арабские и исламские страны отмечают праздник разговения после окончания месяца поста Рамадан. Двухдневную передышку взяли и инспекторы, обследующие объекты в Ираке. У ооновцев, которых международное сообщество наделило очень серьезными полномочиями, пока нет серьезных замечаний, касающихся выполнения их задач в Ираке. Но президент США Джордж Буш в четверг, тем не менее, заявил об обескураживающих сигналах. Вчера выступали иракские лидеры, Саддам Хусейн призвал иракцев поддержать и помочь инспекторам ООН, чтобы они смогли опровергнуть утверждения Вашингтона о том, что Ирак обладает оружием массового поражения. "Надо дать им шанс сделать это", - заявил он. Но второй человек в Багдаде, вице-президент Рамадан считает иначе. Он объявил инспекторов в шпионаже в пользу ЦПУ и Мосада. Рамадан заявил, что резолюция 1441 Совета Безопасности ООН заложила несколько мин и цель инспекторов – взорвать их. Он также утверждал, что инспекция президентского дворца в Багдаде могла бы быть провокацией с целью создать предлог для удара по Ираку. Напомню, что именно отказ Багдада открыть доступ в президентские дворцы стал причиной прекращения предыдущей миссии экспертов ООН в 98-м году и последовавшая за этим операция "Лис в пустыне". Представитель Багдада при миссии ООН генерал Хусам аль Амин заявил в четверг, что осмотр президентского дворца не нужен и неоправдан. Между тем, 8-го декабря истекает срок, предоставленный ООН Ираку для того, чтобы предоставить полный доклад обо всех программах, связанных с разработкой и производством бактериологического и химического оружия и исследованиях в ядерной области.

Андрей Шарый: Результаты первых проверок, продолжающийся напор американских властей на режим Саддама Хусейна и реакция иракских соседей на международные инспекции в поисках оружия массового уничтожения в арабской стране анализирует московский востоковед Владимир Кедров.

Владимир Кедров: Соединенные Штаты, мне кажется, очень хотят видеть, изначально хотели видеть то, что Ирак обладает оружием массового уничтожения. Но работающие уже в течение некоторого времени в стране инспекторы ООН пока такого оружия не обнаружили. Более того, с их стороны пока не было слышно жалоб о том, что иракские власти препятствуют их работе. Пожалуй, наиболее показательным в этом смысле явилось предоставление возможности инспекторам осмотреть один из дворцов Саддама Хусейна – совершенно беспрецедентный шаг. Ведь, естественно, именно из-за этого 7 лет назад прервалась предыдущая работа инспекторов ООН в Ираке. Вообще, если говорить о наличии оружия массового поражения во дворцах иракского лидера, мне представляется несколько сомнительным такое предположение. Трудно себе как-то вообразить, чтобы во дворце, в жилом помещении могло расположиться столь сложное и вредное для здоровья любого человека производство, как производство химического или бактериологического оружия. Я не верю, честно говоря, что Ирак за это время, за прошедшие годы после прекращения работы комиссии семь лет назад изменился, стал более гуманным. Безусловно, в данном случае мы видим мимикрию режима Саддама Хусейна. То есть Саддам понял, что его власти, а, может быть, его жизни угрожает большая опасность, и поэтому он делает все, чтобы удержаться у власти, чтобы сохранить себе жизнь и тем самым сохранить тот режим, который он создал в стране. Поэтому он будет, на мой взгляд, предоставлять возможность работать инспекторам ООН беспрепятственно в течение всего времени проведения инспекции. В общем-то, большинство арабских стран приветствовали согласие режима Саддама Хусейна пустить на свою территорию наблюдателей ООН. Более того, настаивали, настоятельно требовали от Саддама Хусейна, чтобы он разрешил провести у себя такую инспекцию. С другой стороны, большинство арабских стран не желают начала войны между Соединенными Штатами и их союзниками и Ираком. Поэтому в принципе, насколько я могу судить по реакции арабских стран, они поддерживают тот процесс, который сейчас наблюдается, и не очень согласны с теми оценками, которые дает руководство Соединенных Штатов. Как бы то ни было, но на сегодняшний день комиссия провела обследование ряда военных объектов Ирака и пока не обнаружила.

XS
SM
MD
LG