Ссылки для упрощенного доступа

Что будут искать международные инспекторы в Ираке


Юрий Жигалкин, Нью-Йорк: Во вторник Ирак заявил о готовности выполнить одно из основных требований ООН и предоставить к 8 декабря полный отчет о работе над оружием массового поражения и его уничтожении. Но мало кто из американских экспертов верит в искренность таких уверений, они указывают на документы, свидетельствующие об исчезновении сотен тонн нервно-паралитических газов и биологических препаратов оружейного применения и предсказывают, что впереди у инспекторов исключительно сложная миссия.

Столь несвойственное иракским властям примерное поведение, демонстрируемое ими с момента принятием Советом Безопасности последней иракской резолюции, стало сюрпризом для многих специалистов. Но настоящий тест иракских намерений начнется 27 ноября, когда первая группа инспекторов приступит к проверкам иракских объектов. И профессионалы ожидают сенсаций, подобных тем, что потрясли западные разведки после поражения Ирака в результате операции "Буря в пустыне". Тогда эксперты из Международного агентства по атомной энергии, в течение многих лет подтверждавшие сугубо мирную направленность иракских ядерных исследований, обнаружили документы, из которых следовало, что иракцы импортировали почти пятьдесят килограммов высокообогащенного урана из Франции и России, этого количества достаточно для производства десяти бомб, близких по мощности сброшенной на Хиросиму. Эта находка повлекла вопросы, на которые не удалось ответить за семь лет инспекций. Например, что в действительности представляла из себя иракская ядерная программа? Инспекторы так и не смогли тогда выйти на мозговой центр, где планировалось создание ядерного оружия, где, возможно, разрабатывался его дизайн. Означает ли это, что иракский ядерный центр благополучно функционирует, и работы над ядерным оружием продолжаются втайне, как на это указывают косвенные свидетельства, например, попытка Ирака закупить алюминиевые центрифуги, которые могут использоваться для обогащения урана.

Во время прерванных в 1998-м году проверок инспекторы обнаружили и уничтожили более 38 тысяч химических зарядов и несколько тысяч тонн ингредиентов химического оружия, но им не удалось найти следов почти четырех тонн смертельно опасного газа VX, которые, по уверениям Багдада, были им добровольно уничтожены, они не смогли разыскать и 550 снарядов, наполненных горчичным газом, которые, якобы, были потеряны иракскими солдатами. Это нити, оборванные четыре года назад, но с тех пор, согласно западным спецслужбам, Багад пытался импортировать компоненты химического оружия и вел секретные работы над ним на химическом заводе под Багдадом.

Эксперты почти не сомневаются и в том, что Ирак ведет масштабные подпольные работы над биологическим оружием, арсеналы которого он почти наверняка сумел сохранить во время прежних инспекций, приспособив для этого в последние годы передвижные лаборатории, для розыска которых будут использоваться беспилотные самолеты-разведчики, их применение специально оговорено в резолюции ООН.

Рассматривая ситуацию в таком контексте, американские эксперты по сути не сомневаются, что столкновение инспекторов с иракцами неизбежно. Багдаду есть что скрывать, и он никогда не отказывался от своего оружия добровольно.

XS
SM
MD
LG