Ссылки для упрощенного доступа

Перспективы расширения роли ООН в Ираке


Программу ведет Андрей Шарый. Корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин беседует с бывшим сотрудником Пентагона, вице-президентом Лексингтонского института Дэниэлом Гурэ.

Андрей Шарый: В последние дни Соединенные Штаты дали однозначно понять, что они готовы предоставить ООН гораздо большую роль в Ираке, если это приведет к расширению численности миротворческого контингента и увеличению финансовой помощи Ираку. Что стоит за этой очевидной переменой стратегии Белого Дома? Наш нью-йоркский корреспондент Юрий Жигалкин беседует с бывшим сотрудником Пентагона, вице-президентом Лексингтонского института Дэниэлом Гурэ:

Юрий Жигалкин: Господин Гурэ, некоторые американские политологи трактуют готовность США согласиться на более серьезную роль ООН в Ираке, как признание того, что Соединенные Штаты неспособны справиться со строительством нового Ирака в одиночку. Как вы объясняете эту явную смену настроений в Белом Доме?

Дэниэл Гурэ: Прежде всего, это отражает желание Вашингтона придать акции более интернациональный характер и благодаря этому облегчить военное и финансовое бремя восстановления Ирака, которое сейчас в основном несут Соединенные Штаты. Во-вторых, таким путем мы можем ввести в состав миротворческих сил контингенты из мусульманских стран, например, Турции, что было бы чрезвычайно полезно для успеха операции. И, в третьих, более активное участие ООН позволит создать международную систему финансирования и кредитования усилий по реконструкции страны. По большому счету, такой шаг Белого Дома - представляет из себя публичное признание того, что Ирак, его экономика находились в гораздо худшем состоянии, чем мы предполагали, и возращение страны к нормальной жизни потребует гораздо больших усилий.

Юрий Жигалкин: Какой может быть новая роль ООН в Ираке, сегодня "Нью-Йорк Таймс", например, пишет, что США подумывают о придании Объединенным Нациям серьезных политических функций?

Дэниэл Гурэ: Соединенные Штаты не отдадут никому военного командования. Оно может осуществляться под эгидой ООН, но во главе операций будет стоять американский генерал. Компромисс, я думаю, возможен в политической и экономической сферах. Не исключено, что члены Совета Безопасности договорятся о создании некоего наблюдательного органа с участием стран-ведущих членов Совета Безопасности, которому будут приданы совещательные и консультативные функции во время создания новых демократических государственных структур Ирака. Но поиск компромисса, я подозреваю, будет очень трудным делом, поскольку мы не можем позволить превратить эти новые органы в инструмент, с помощью которого сторонние игроки начнут диктовать свои условия иракского урегулирования. А это возможно, учитывая, например, что Сирия является сейчас членом Совета Безопасности ООН. Это приведет к катастрофе.

Юрий Жигалкин: Как может развиваться ситуация вокруг Ирака в ближайшее время?

Дэниэл Гурэ: Прежде всего, мы бы хотели получить в качестве союзников в Ираке, турок, пакистанцев, иорданцев, индийцев, которые бы взяли на себя контроль в так называемом суннитском треугольнике. Следующий важный этап – создание своего рода фонда реконструкции, который бы смог регулировать международное участие в строительстве нового Ирака. Таким образом, в восстановлении могли бы принять участие международные компании, в том числе, российские, а такой платы давно добивалась Россия.

XS
SM
MD
LG