Ссылки для упрощенного доступа

Иракский кризис – как вывод испанских войск повлияет на действия международной коалиции?


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Аурора Гальего, Алексей Дзиковицкий и Ян Рунов.

Андрей Шарый: Австралия и Япония призвали Испанию выполнить свои обязательства по обеспечению безопасности и стабильности в Ираке. Глава австралийского кабинета Джон Хауард заявил:

Джон Хауард: Я крайне сожалею о решении Испании. Это решение на руку тем, кто пытается отсрочить возникновение свободного и демократического Ирака.

Андрей Шарый: Напомню, что накануне новый премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро распорядился в срочном порядке вывести испанские войска из Ирака. Сейчас мы обсудим эту тему подробнее. Сначала послушаем, что именно сказал Сапатеро:

Хосе Луис Родригес Сапатеро: Как только новый министр обороны приступил к своим обязанностям, я распорядился сделать все необходимое, чтобы испанские солдаты вернулись домой в кратчайший срок. Маловероятно, что ООН выдаст мандат на размещение иностранных войск в Ираке и таким образом оправдает наше военное присутствие в этой стране.

Андрей Шарый: О мотивах, которыми руководствовался новоназначенный премьер-министр Испании Луис Родригес Сапатеро, заявляя о выводе войск из Ирака, расскажет корреспондент Радио Свобода в Мадриде Аурора Гальего:

Аурора Гальего: Заявление было частью первой публичной речи Сапатеро после его официального утверждения на посту в субботу. До этого в своих выступлениях перед парламентом во время прений, после которых левые силы сформировали коалицию, необходимую партии Сапатеро для получения абсолютного большинства в парламенте, он неоднократно заявлял, что вывод войск будет нелегким. Вывод войск из Ирака был одним из обещаний в предвыборной кампании Сапатеро. Но взрывы 11 марта в мадридских пригородных поездах и в пригороде Мадрида Леганес изменили ситуацию. Вывод войск мог быть воспринят как уступка террористам. В тексте факса, полученного газетой "АВС" 12 апреля, в письме, написанном от руки, группа исламистов, назвавшаяся "Абу Найяф Аль-Афгани" требовала именно этого - отозвать испанские войска из Ирака. Сапатеро называл выполнение своего предвыборного обещания делом чести. На днях министр обороны нового правительства Испании Хосе Боно встретился в Вашингтоне с министром обороны США Дональдом Рамсфелдом. В Ираке находятся 1300 испанских солдат. Вывод такого незначительного контингента имеет скорее политическое, чем военное значение. Хосе Луис Родригес Сапатеро подчеркивал в недавних выступлениях перед парламентом, что смена правительства является нормальным процессом чередования левых и правых сил, свойственном всем современным демократиям, и не угрожает политической стабильности страны.

Андрей Шарый: В Ираке испанские солдаты воевали под польским командованием. В Польше считают, что вывод испанских солдат из ее сектора ответственности не отразится на способности международной дивизии выполнять поставленные в рамках так называемой стабилизационной миссии задачи. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Варшаве Алексей Дзиковицкий:

Алексей Дзиковицкий: Сразу после заявления нового премьера Испании о намерении вывести испанские войска из Ирака как можно быстрее, министр обороны Польши Ежи Шмайдзиньски сообщил, что руководство международной дивизии под польским командованием уже приступило к консультациям, целью которых является выработка плана реорганизации структурных подразделений дивизии, чтобы обойтись без 1300 испанских солдат. Ежи Шмайдзиньски еще раз подтвердил, что отсутствие испанских войск никак не повлияет на качество выполнения стабилизационной миссии в польском секторе в Ираке.

Ежи Шмайдзиньски: Мы думаем о том, как иначе организовать службу в международной дивизии, чтобы заполнить брешь, которая появится после вывода испанцев, и принимая во внимание, что Польша увеличивать свой контингент в Ираке не будет. Если бы Совет Безопасности ООН принял новую резолюцию по Ираку и призвал другие страны к участию в стабилизационной миссии, нам, безусловно, было бы легче сделать эту миссию более успешной.

Алексей Дзиковицкий: Сказал Ежи Шмайдзиньски. По его словам, подготовка плана реорганизации структуры международных сил, которая ведется генеральным штабом польской армии и штабом международной дивизии в сотрудничестве с американским командованием, продлится несколько дней. Польские военные эксперты также считают, что после вывода испанских войск из Ирака ситуация в польском стабилизационном секторе кардинально не изменится. Вот что сказал Радио Свобода бывший министр обороны Польши Бронислав Коморовский:

Бронислав Коморовский: Я уверен, что никаких серьезных проблем после вывода испанских войск не будет. Во-первых, потому что уже сейчас на территории польского стабилизационного сектора, особенно в окрестностях города Кербела, находятся значительные силы коалиции, не входящие в состав международной дивизии под польским руководством. Так что солдат в нашем секторе теперь и так больше, чем раньше. Во-вторых, я думаю, что американцы либо получат поддержку от какого-то третьего государства, либо сами направят один усиленный батальон в польский стабилизационный сектор, чтобы ликвидировать недостаток солдат после выезда испанцев.

Алексей Дзиковицкий: По мнению Бронислава Коморовского, командование международной дивизии под польским руководством поступает правильно, консультируясь по вопросам реорганизации службы дивизии, в первую очередь, с командованием американских войск в Ираке. Бывший министр обороны уверен, что вывод испанских войск не повлияет на авторитет польского командования среди иракцев. А ведь наличие такого авторитета необходимо для успешного выполнения стабилизационной миссии. По мнению Бронислава Коморовского, решение Мадрида, в определенном смысле, может быть даже на руку полякам. Продолжает Бронислав Коморовский.

Бронислав Коморовский: Я думаю, что авторитет польского командования не зависит от присутствия или отсутствия в составе международной дивизии испанских частей, а, в первую очередь, от профессионализма всех солдат, от того, на каком уровне решаются поставленные перед ними задачи. Поляки выполняют свои обязанности в Ираке, можно сказать, идеально, поэтому предполагать, что им будет тяжелее нести службу из-за конфликтов с местным населением, вызванных отсутствием авторитета, было бы преувеличением. Я думаю, что Польше даже на руку вывод испанских войск. Еще совсем недавно много говорилось о том, что руководство международной дивизией должно перейти к испанцам, а теперь их просто не будет. Так что только Польша будет нести ответственность за свой стабилизационный сектор.

Андрей Шарый: Американские эксперты активно обсуждают перспективы войны в Ираке после выхода из игры Испании. Как это скажется на политическом единстве коалиции западных стран? Слово корреспонденту Радио Свобода в Нью-Йорке Яну Рунову:

Ян Рунов: Об американской реакции на решение премьер-министра Сапатеро как можно скорее вывести 1300 испанских военнослужащих из Ирака рассказывает вице-президент института "Кейто" по научным исследованиям в области обороны и международных отношений Тед Карпентер:

Тед Карпентер: Конечно же, это явится еще одним пунктом роста напряженности в отношениях между Мадридом и Вашингтоном. Соединенные Штаты не были в восторге от победы социалистов на выборах, поскольку у президента Буша были очень дружеские отношения с предыдущим премьер-министром Азнаром. Нынешнее подтверждение того, что Испания выведет своих солдат из Ирака, наверно, охладит двусторонние отношения ещё больше. Шаг нового правительства показывает, что Испания сближается с позицией, которую занимают Франция и Германия, и отдаляется от политики, которую проводят Соединенные Штаты.

Ян Рунов: Ожидают ли в США, что другие страны последуют примеру Испании, и по этой причине не ускорят ли передачу контроля над Ираком Организации Объединенных Наций?

Тед Карпентер: США стоят перед лицом очень серьезной проблемы, потому что никак не удается расширить международное участие в миротворческих силах в Ираке, а тут еще и потеря уже имеющихся союзников. Надежда на увеличение роли ООН тоже невелика. Генеральный секретарь Кофи Аннан заявил, что ООН не вернется в Ирак и не возьмет на себя более крупную задачу в этой стране, пока обстановка там не улучшится, и жизнь сотрудников ООН не перестанет подвергаться опасности. Но сейчас нет никаких свидетельств того, что ситуация может улучшиться в ближайшее время. Наоборот, все указывает на то, что обстановки становится еще более опасной.

Ян Рунов: Министр иностранных дел Испании скоро прибудет в Вашингтон. Какой может быть главная тема его переговоров с госсекретарем Пауэллом?

Тед Карпентер: Я представляю, что речь пойдет о том, как Испания и США могут сотрудничать в более широком плане в общей борьбе против терроризма. В какой-то степени Мадрид и Вашингтон должны уйти от вопроса об Ираке, потому что в этом вопросе согласие сторон не предвидится. Но в том, что касается "Аль-Каиды" и ее террористических союзников, есть немало пунктов, по которым Испания и США вполне могут сотрудничать.

Ян Рунов: После того, как 1300 испанцев покинут Эн-Наджаф, кто, по-вашему, займет их место – американцы или силы какой-то другой страны?

Тед Карпентер: США хотели бы, чтобы это были войска какой-то другой страны. Но, к сожалению, скорее всего, позиции в Эн-Наджафе вынуждены будут занять американские части. Оккупация Эн-Наджафа американцами может вызвать еще большее недовольство шиитов.

Ян Рунов: Критики решения Испании вывести войска из Ирака считают, что Мадрид уступил террористам, и для них это станет стимулом для новых крупномасштабных терактов в странах - участницах коалиции...

Тед Карпентер: Никто не может предсказать, как террористы будут реагировать на решение Испании вывести свои войска из Ирака. Вывод испанских солдат никак не означает, что Испания смягчит свою позицию в отношении к терроризму. Наоборот, действия испанского правительства в последние недели демонстрируют, что Испания намерена очень активно преследовать террористов.

XS
SM
MD
LG