Ссылки для упрощенного доступа

Какое будущее ждет Ирак?


Программу ведет Владимир Бабурин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Виктор Резунков.

Владимир Бабурин: Евгений Примаков сделал в пятницу сенсационное заявление – в ночь на 17-е марта ему звонил Владимир Путин и попросил его посетить Багдад и передать Саддаму Хусейну устное послание президента России: "Если вы любите свою страну и свой народ и хотите избавить его от жертв, то вы должны уйти с поста президента Ирака". В ответ Хусейн, по словам Примакова, сделал лишь несколько замечаний, не относящихся к делу. Сейчас военные действия в Ираке практически завершены, Хусейн исчез, США и Великобритания готовят послевоенное устройство Ирака, а лидеры России, Германии и Франции приехали в пятницу в Санкт-Петербург. Путин и Шредер уже заявили, что главную задачу видят в возвращении процесса иракского урегулирования в рамки Организации Объединенных Наций.

Виктор Резунков: Главная цель, которая стоит перед лидерами России, Франции и Германии, приехавшими сегодня в Петербург, и они не скрывают этого, скорейшее возвращение процесса иракского урегулирования в рамки Организации Объединенных Наций. Президент России Владимир Путин подчеркнул, что надо сделать все возможное для сохранения глобальной международной правовой системы, которая опирается на главенство Организации Объединенных Наций. Для достижения этой цели в Петербург был приглашен генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, его визит должен был бы придать особую значимость российско-немецко-французским переговорам. Однако Кофи Аннан, взвесив все "за" и "против", не решился присоединиться к главным оппонентам британо-американской коалиции. Тональность заявлений российской стороны после падения Багдада кардинально стала меняться, председатель Комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов поспешил заверить общественность, что российско-германско-французский саммит в Петербурге это не объявление о дружбе трех стран против Соединенных Штатов Америки. Россия, по его словам, стремится дружить с Соединенными Штатами Америки и особенно в долгосрочной перспективе.

Михаил Маргелов: Наш выбор в пользу стратегического долгосрочного партнерства с Соединенными Штатами, действительно выбор осознанный, выбор прагматический и это подтверждено всеми последними заявлениями российского президента, и достаточно успешным визитом Кондолизы Райс в Москву.

Виктор Резунков: В том же духе выглядит и заявление главы торгово-промышленной палаты Евгения Примакова, который сообщил, что Владимир Путин еще накануне войны предлагал Саддаму Хусейну добровольно уйти с поста президента Ирака. Теперь, считает Евгений Примаков, новое руководство Ирака должно взять на себя все обязательства прежнего правительства. Разумеется, он имел в виду долг Ирака России в размере восьми миллиардов долларов. Несомненно, Россия, Германия и Франция не только хотят возврата иракских долгов, но и сохранения своих позиций, как экономических, так и геополитических в Ираке. Поэтому неудивительно, что Россия так резко отреагировала на предложение заместителя министра обороны США Пола Вулфовица списать часть суммы, которую России, Германии и Франции было должно правительство Хусейна. Спикер Госдумы Геннадий Селезнев заявил, что говорить о списании долга преждевременно, а источник в правительстве России посоветовал Америке подумать о списании долгов с России бывшего СССР. Встреча лидеров трех стран в Петербурге происходит в момент, когда в системе международной безопасности наступила некая неопределенность, граничащая с хаосом. Даже искушенные политики пока не могут предположить результат этой встречи. Директор по программам Россия - СНГ Германского Общества внешней политики Александр Рар считает:

Александр Рар: Мы находимся в стадии понимания нового мира. Мы его до конца не поняли, и очень важно, чтобы представители двух народов, двух общественностей встречались – российской и немецкой, чтобы на эти вопросы найти определенные ответы. В России расколото общество. Есть люди, которые, с моей точки зрения, выступают более проамерикански, чем проамерикански настроенные силы в Германии, и это тоже признак того, что мир движется в другом направлении, может в позитивном, а может в отрицательном, но все можно создавать заново и все может разрушиться.

Виктор Резунков: Пока же, несмотря на меняющуюся тональность заявлений, канцлер ФРГ Герхард Шредер призвал страны-члены ЕС создавать объединенные вооруженные силы Европы. И это заявление было сделано как раз накануне встречи в Петербурге. Что это будет? Будут ли эти вооруженные силы противостоять НАТО? Непонятно. А в самом Североатлантическом альянсе, как заявил находящийся здесь же в Петербурге председатель парламентской ассамблеи НАТО Пьер Лелюш, и Германии, и Франции, и России реабилитировать себя в глазах США будет очень нелегко. Сумеют ли лидеры этих государств это сделать, станет ясно лишь по окончанию саммита в Петербурге.

XS
SM
MD
LG