Ссылки для упрощенного доступа

Борьба за власть в послевоенном Ираке на фоне религиозных противоречий


Программу ведет Дмитрий Волчек. Участвуют корреспонденты и обозреватели Радио Свобода Карен Агамиров, Джованни Бенси, Виктория Мунблит, Вероника Остринская, Ирина Стоилова и Иван Толстой, а также заместитель директора Радио Свободный Ирак Камран аль-Карадаги.

Дмитрий Волчек: Войска коалиции покинут территорию Ирака, как только страна получит свободное демократическое правительство, и народ возьмет контроль над своей судьбой в собственные руки, - заявил в среду посол США в России Александр Вершбоу, отметив при этом, что Америка намерена продолжить курс на сохранение партнерских отношений с Россией. Рассказывает Карен Агамиров:

Карен Агамиров: Восстановление Ирака коалиция будет проводить в тесном сотрудничестве со своими союзниками и Организацией Объединенных Наций, отметил Александр Вершбоу:

Александр Вершбоу: Вчерашняя встреча представителей освобожденного иракского народа и лидеров иракской оппозиции была первым шагом в этом процессе. Коалиция будет играть ведущую роль на этапе после окончания военных действий, но мы стремимся к переходу к более широкой, полностью представительной иракской администрации, которая будет создаваться иракцами до скорейшего создания народом Ирака постоянного правительства. В то же самое время, как сказал Государственный секретарь США Колин Пауэлл, инвестировав политический капитал, жизни людей и материальные ресурсы в эту инициативу, коалиция какое-то время будет играть ведущую роль.

Карен Агамиров: Соединенные Штаты привержены сохранению партнерства с Россией, подчеркнул Александр Вершбоу:

Александр Вершбоу: Сохранение наших отношений в прежнем виде, несмотря на серьезные очень разногласия по Ираку... Мы готовы обсуждать послевоенный Ирак с нашими российскими коллегами с тем, чтобы вместе найти практические решения гуманитарных вопросов, а также восстановление страны в более широком плане после войны.

Карен Агамиров: "Нас объединяет, - подчеркнул посол Соединенных Штатов в России, - стремление помочь иракскому народу стабилизировать свое правительство и восстановить экономику". Президент Буш, проинформировал Александр Вершбоу, намеревается в конце мая посетить Санкт-Петербург не только для того, чтобы принять участие в торжествах, посвященных трехсотлетию основания города, но и чтобы обсудить дальнейшее развитие двусторонних отношений. Возвращаясь к теме Ирака, Александр Вершбоу подчеркнул, что говорить о полном окончании военных действий в Ираке еще рано. "Пока сохраняются очаги сопротивления, мы не можем заявить об окончании войны". Срок вывода войск коалиции пока не определен, но ни на один лишний день они на территории Ирака они не задержатся. Мы уйдем, - сказал посол Соединенных Штатов Америки в России, - как только в Ираке будет сформировано свободное демократическое правительство, и контроль над собственной судьбой будет возвращен народу Ирака".

Дмитрий Волчек: Какие политические силы в Ираке претендуют на власть в стране? Рассказывает Вероника Остринская:

Вероника Остринская: Построить демократию на фоне традиционных ценностей - такую задачу перед разобщенным этнически и религиозно, дезориентированным политически иракским обществом поставили Соединенные Штаты. На встрече в Эн-Насирии было решено распустить правившую Ираком партию "Баас" и дать народу право самому избрать правительство страны. О своем праве возглавить страну заявил "Высший совет исламской революции Ирака", самая многочисленная шиитская партия во времена Саддама Хусейна, игравшая роль внутренней оппозиции с центром в Иране. Ее главное преимущество принадлежность большинства населения страны - 60 процентов - к шиитскому направлению в исламе.

Другие политические крылья – мусульмане-сунниты, которые до военной операции в Ираке стояли у руля в центральном районе страны, курды - самый многочисленный народ в мире без собственного государства, тоже преимущественно сунниты, и разобщенная оппозиция, которая долгое время находилась в изгнании. Сунниты-арабы, населяющие преимущественно центр Ирака, это религиозное меньшинство, около 18 процентов. Они занимают сдержанную религиозную позицию. К одному из кланов суннитов принадлежит Саддам Хусейн. До падения его режима сунниты контролировали политику, армию и спецслужбы. В нынешней ситуации более радикальное настроенное религиозное большинство страны - мусульмане-шииты, они населяют юг Ирака, готовы воспользоваться шансом добиться власти. Шииты более раздробленны, чем сунниты, их особенность - строгое подчинение духовному лидеру. Христиан в Ираке насчитывалось около 650 тысяч. Сейчас они опасаются, что после военной операции в Ираке отношение к ним среди мусульман резко ухудшится. Серьезной политической силы они собой не представляют. Также политически слабы туркмены - этническая группа, составляющая примерно 2 процента населения страны. Другие меньшинства в Ираке - ассирийцы и так называемые болотные арабы.

Чуть ли не самой организованной политической группой в Ираке считаются курды, но они составляют примерно пятую часть населения Ирака. С 1961-го года курды борются за независимость от Багдада. Результат их борьбы - создание автономного региона, но конечная цель курдов - собственное государственное устройство. Пока никто не берется предсказывать, как в такой ситуации будет действовать временная администрация из Вашингтона. Вот что говорит Ниэль Патрик - ведущий британский аналитик по Ближнему Востоку.

Ниэль Патрик: Определенно существуют курдские силы, "Высший совет исламской революции" - ведущая шиитская партия, но здесь неясно, будут ли мусульмане-шииты концентрироваться вокруг этой партии. Эта партия базируется не в Ираке, а в Иране, поддерживается Ираном вот уже более 20 лет, а шиитское большинство Ирака имеет различные взгляды на политическое устройство страны. Неизвестно, как поведут себя и сунниты, долгое время принадлежавшие к правящему большинству. Так же и партия "Баас" еще не оставила надежд на политическое будущее. И простые сунниты - кого поддержат они? Единственное, что мне представляется очевидным - ни те, ни другие не будут иметь массовой поддержки среди населения страны.

Дмитрий Волчек: О проблемах послевоенного Ирака Иван Толстой беседовал с нашими сегодняшними экспертами. В чем суть разногласий шиитов и суннитов, и как эти разногласия отражены в сегодняшнем Ираке? Этот вопрос был адресован специалисту по истории религии Востока Джованни Бенси.

Джованни Бенси: Ирак - это колыбель шиизма, шиитской ветви ислама. Это связано с теми спорами, которые возникли в общине мусульманской после смерти пророка Мухаммеда, они касались того, кто должен стать закономерным преемником, законным преемником пророка. Были разные распри, я не буду вдаваться в подробности, но была группа, которая поддерживала Али, и хотела, чтобы светским и духовным руководителем ислама стал именно Али. Али был убит, и таким образом Али стал для шиитов мучеником. Потом был убит его сын Хусейн. Али и Хусейн стали, по мнению шиитов, мучениками и каждый год их память чтится в течение первых десяти дней месяца мухарама, это называется ашура. Различий богословских между суннитами и шиитами мало, различия касаются, прежде всего, этого комплекса вопросов вокруг гибели Али и Хусейна. И, кроме того, шииты переняли некоторые элементы доисламских религий ближневосточного региона, особенно Персии и Древней Месопотамии. Так что у шиитов есть гораздо более сильная иерархия церковная, есть целый ряд ступеней церковных. У суннитов этой иерархии нет, там есть имамы, муфтии, ученые, которые знают Коран, знают право и богословие. У шиитов более стройная иерархия, и это, конечно, имеет свое значение и в политической жизни.

Иван Толстой: Спасибо, Джованни. Я хотел бы обратить свой следующий вопрос к нашему гостю в студии - к заместителю директора Радио Свободный Ирак Камрану аль-Карадаги. Мой вопрос будет связан с раскладкой уже, может быть, не религиозной, но скорее этнической. Борьба курдов и арабов на сегодняшнем этапе в послевоенном Ираке, вы могли бы охарактеризовать эту ситуацию?

Камран аль-Карадаги: Нынешний Ирак состоит из трех провинций - это провинции Багдад, Басра и Мосул. Мосул - это провинция курдская с элементами туркменов и ассирийцев-христиан, и так далее. Центр был Багдад, это был арабский суннизм. Басра - это юг, центральный Евфрат, тоже арабы, но шииты. Курды были очень чувствительными; нельзя сказать, что ими ведется борьба против арабов. Арабы пытались всегда как-то отстраниться от такой концепции, такого понятия, что это курдско-арабская борьба. Это всегда была курдская борьба против центрального багдадского режима. И курды с середины 40-х годов, когда "Курдистанская демократическая партия" была создана, и она до сих пор существует, и долгое время была единственной партией, возглавляющей курдскую борьбу в Ираке - у них лозунг всегда был – "демократия для Ирака, автономия для курдов". То есть они всегда пытались подчеркнуть, что они часть Ирака, и это борьба не против арабов, а против иракского режима.

Иван Толстой: Господин Карадаги, а можно ли сейчас говорить о каких-то политических фигурах, которые на иракском горизонте возникают? Есть ли сейчас уже какие-то заметные имена, за которыми вы предчувствуете политическое будущее?

Камран аль-Карадаги: Вообще, много имен, претендующих тоже много. Но, пожалуй, трудно и рискованно даже предсказать, что именно данная личность будет лидером Ирака. Потому что иракские политические группировки всегда были за границей, не в Ираке. И иракское оппозиционное движение, в том числе и курдов, никогда не могло договориться за все эти годы, чтобы у них был какой-то единственный лидер. И поэтому мы видим в течение последних двух-трех десятилетий всегда существует группа руководителей, нет единого руководителя. Это обычно три человека, или пять, или семь. Даже у курдов, где только две главные партии. И поэтому преждевременно сказать, кто из этих лидеров имеет шанс больше других.

Дмитрий Волчек: Сирия отказала в убежище лидеру Фронта освобождения Палестины Абу Аббасу, после чего он был арестован американскими военнослужащими. Рассказывает наш корреспондент в Тель-Авиве Виктория Мунблит:

Виктория Мунблит: Арест в Ираке лидера организации "Фронт освобождения Палестины" Абу Аббаса, которого задержали американские военнослужащие, вновь всколыхнул страсти на Ближнем Востоке, и не только там.

Освобождения Абу Аббаса, чья организация осуществила ряд терактов в Израиле, требуют в Палестинской автономии, где в четверг прошли демонстрации в защиту лидера "Фронта освобождения Палестины". На выдаче его настаивает Италия, против которой также была направлена террористическая деятельности Абу Аббаса.

А израильские наблюдатели с особым вниманием рассматривают не только и не столько факт, сколько обстоятельства ареста Абу Аббаса. Лидер "Фронта освобождения Палестины", находившийся в Ираке, обратился к сирийскому руководству с просьбой о предоставлении ему убежища. Ответа он ждал в своем укрытии на иракско-сирийской границе. Прошло три дня - Дамаск молчал. В это время американцы усиливали давление на Сирию, требуя закрыть границу для террористов и бывшего руководства Ирака, и выдачи тех, кто уже находится на сирийской территории. Последней каплей, видимо, оказалось перекрытие нефтепровода. идущего из Ирака в Сирию. И Дамаск сдался. Абу Аббасу было отказано в убежище, и в тот же день он был арестован. Компетентные источники в Израиле полагают, что именно сирийское руководство сообщило американцам о местонахождении главы "Фронта освобождения Палестины". С их точки зрения, это является свидетельством того, что Сирия под американским давлением меняет политический курс.

Дмитрий Волчек: Италия подтвердила, что будет добиваться выдачи Абу Аббаса:

Ирина Стоилова: Италия, где лидер "Фронта освобождения Палестины" Абу Аббас приговорен к пожизненному заключению, будет добиваться его экстрадиции, об этом заявил в среду премьер-министр юстиции Роберто Кастелли. Он объяснил, что уже за несколько месяцев до нынешнего задержания Абу Аббаса в Багдаде Италия направила запрос об его выдаче к властям Египта и Иордании, где предположительно он мог находиться. По словам министра юстиции, ныне вопрос о выдаче Абу Аббаса весьма непростой с юридической точки зрения, поскольку он был задержан на территории Ирака, но находится в распоряжении американских властей. Как только прояснится, к кому обратиться, Италия направит запрос о выдаче, скорее всего, Соединенным Штатам Америки, дополнил министр. Во время захвата итальянского круизного лайнера, когда террористы убили пожилого американского туриста, считалось, что Абу Аббас был только свидетелем захвата, и он был выпущен на свободу. Позже, в 1987-м году он был приговорен заочно к лишению свободы на пять пожизненных сроков. Этот приговор подтвердил также и Кассационный суд Италии.

XS
SM
MD
LG