Ссылки для упрощенного доступа

Соединенные Штаты приступают к послевоенному политическому и экономическому восстановлению Ирака


Можно ли на месте диктатуры в краткие сроки построить демократическое цивилизованное государство?

Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Ян Рунов и Юрий жЖгалкин.

Андрей Шарый: Первый крупный контракт на восстановление инфраструктуры в Ираке получила американская компания. Подал в отставку глава совета при президенте США по делам культурного наследия в знак протеста против того, что не было предотвращено разграбление Национального музея в Багдаде. В руки американцев один за другим попадают лидеры бывшего иракского руководства. Об этих и других событиях подробнее – наш нью-йоркский корреспондент Ян Рунов.

Ян Рунов: Первый крупный контракт на восстановление инфраструктуры Ирака получила гигантская строительная компания Бехтел из Сан-Франциско. Об этом объявило американское правительственное Агентство по международному развитию Ю.С.Эйд. Этот контракт – на сумму 34,6 миллиона долларов – только первый из тех, которые последуют за ним. Всего должно быть выделено 680 миллионов на восстановление электростанций, систем водоснабжения и канализации, аэропортов и морского порта. Кто будет финансировать проекты должен решить Конгресс. Демократы в Конгрессе высказывают опасение, что выгодные многомиллионные контракты получат компании, близкие к нынешней администрации, а это явный фаворитизм. Однако Белый Дом возражает, что открытый конкурс потребует многомесячного рассмотрения, а работы по восстановлению нормальной жизни в Ираке не терпят отлагательств. Уже в субботу иракскими специалистами при поддержке американцев должна быть запущена крупнейшая электростанция в Багдаде.

Изнасилованием иракского культурного наследия назвали американские газеты ограбление Багдадского национального музея античной истории и культуры. ФБР направило в Багдад два десятка своих агентов, которые присоединятся к сотрудникам Интерпола и экспертам по археологии, истории и античному искусству, которые заняты сейчас поиском украденных античных ценностей. По мнению специалистов ограбление было хорошо спланированной операцией, проведённой организованной преступной иракской группой, которая уже более 10 лет пыталась добраться до собрания музея. Обвиняя американское военное командование в том, что оно допустило ограбление, подал в отставку глава президентского совета США по делам культурного наследия Мартин Салливэн, прослуживший на этом посту 8 лет. Его примеру намерены последовать ещё два члена совета. По мнению профессора Чикагского университета Макгуайера Гибсона, грабили музей профессионалы: копии остались нетронутыми. Исчезли наиболее ценные и наиболее древние экземпляры. Записи, которые затруднили бы продажу краденного, уничтожены.

Вслед за поимкой сводного брата Саддама Хусейна, бывшего главы иракской тайной полиции Барзана Ибрагима Хасана Аль-Тикрити, в руки американцев попал ещё один человек из близкого окружения бывшего иракского диктатора – Самир Абд Аль-Азиз Аль-Наджим, один из лидеров партии БААС, бывший министр нефти и бывший посол Ирака в Москве. Его передали американцам курды. Наджим входит в состав 55 особо опасных членов бывшего руководства Ирака, объявленных в розыск. Из 55 поймано уже 6. О поимке Наджида сообщил генерал Брукс на сегодняшнем брифинге для прессы.

Американские телекомпании ведут сегодня репортажи из Германии, где находятся на лечении все 7 американских солдат, освобождённых из иракского плена. Врачи говорят, что все семеро чувствуют себя нормально, несмотря на то, что у троих есть пулевые ранения. Все они завтра вернутся домой.

Андрей Шарый: В Багдаде американские военные с помощью местных специалистов продолжают восстанавливать городскую инфраструктуру, в первую очередь подачу воды и электричества. Есть надежда, что электроснабжение города будет восстановлено уже в эту субботу. Эта важная задача дня. Вот стратегическую цель – построение в Ираке какого-то демократического государства достичь будет гораздо сложнее.

Юрий Жигалкин: Можно ли построить в краткие сроки на месте диктатуры демократический цивилизованный режим? Пока политологи и историки приводят взаимоисключающие доводы, Соединенные Штаты начали строительство. Министерство финансов в четверг сообщило о том, что оно переправляет в Ирак спецрейсами миллионы долларов, из них будет выплачиваться зарплата двух миллионов иракских государственных служащих верных новой власти. Перед американским федеральным агентством международного развития поставлена задача восстановления страны. Я поговорил с представителем агентства Эллен Йонт.Насколько я понимаю, перед вами поставлена редкая задача: быстро создать здоровую экономическую систему на обломках командной экономики. С чего вы начинаете строительство нового Ирака?

Эллен Йонт: С образования. Многие школы переполнены, для них не хватает помещений. Все преподавание было выстроено в соответствии с тезисами баасистской партии, страницы большинства учебников заполнены чистой грубой пропагандой, они имеют такое же отношение к действительности, как лозунги Саддама Хусейна. Подавляющее число учителей в таких школах плохо подготовлены к этой роли. Мы заключили контракты с несколькими компаниями, у которых есть опыт подобной работы в Афганистане, которые подготовят и отпечатают новые учебники, создадут систему подготовки учителей. Следующим шагом будет реорганизация финансовой, банковской системы, специальная группа из министерства финансов работает над тем, как помочь иракцам создать новую стабильную валюту, валюту, на которой не будет изображения Саддама Хусейна. Ну а пока готовим несколько программ создания рабочих мест в Ираке, мы все прекрасно осознаем, что успех начатого дела будет во многом зависеть от того, как скоро нам удастся дать людям работу.

Юрий Жигалкин: Вы намерены полагаться только на свои силы, иными словами, будут ли привлечены к восстановлению Ирака иностранные кампании?

Эллен Йонт: Как и в любой стране мира, где работает федеральное агентство международного развития, более пятидесяти процентов персонала набирается из местных жителей, значительная часть контрактов будет заключена с иракскими и иностранными неправительственными организациями. В иракском случае мы попытаемся отдать как можно больше заказов в руки иракских фирм, с тем, чтобы иракцы быстрее брали управление страной в свои руки. В том, что касается возможности участия в реконструкции Ирака иностранных компаний, то основными подрядчиками на выполнение крупных работ по восстановлению инфрастуктуры должны быть, согласно закону, американские кампании, поскольку мы расходуем деньги американских налогоплательщиков, но стать субподрядчиками имеет возможность любая компания мира, не уличенная в причастности к терроризму.

Юрий Жигалкин: Итак, Соединенные Штаты с явной уверенностью приступают к крупнейшему со времен плана Маршалла и оккупации Японии эксперименту государственного строительства вдали от своей территории. И хотя многие скептики продолжают предупреждать, что его исход далеко не предрешен, молниеносная военная победа сил коалиции, посрамивших многочисленных авторитетов в военном деле и политологии дает повод прислушаться к аргументам так называемых американских неоконсерваторов с их часто нешаблонным взглядом на события новейшей истории. Именно оттуда они черпают веру в то, что Соединенные Штаты способны в одиночку построит основы демократического общества и преуспевающей экономики в отдельно взятой арабской стране. Мой собеседник – Джошуа Муравчик, видный консервативный политолог и историк, опубликовавший недавно свою очередную книгу «Рай на земле: взлет и падение социализма»

Профессор, только что один из авторов «УСД» с сильной долей фатализма заметил, что расчеты на то, что Ирак можно поднять на ноги за счет экспорта нефти иллюзорны, поскольку он безнадежный должник, по некоторым подсчетам иракцы должны кредиторам и странам-жертвам иракской агрессии более 200 миллиардов долларов. Можно ли построить преуспевающую страну на гигантских долгах?

Джошуа Муравчик: Прежде всего, как показывает опыт, благополучие экономики не зависит от наличия в стране запасов нефти или полезных ископаемых, возьмите любую из ведущих преуспевающих развивающихся стран: Тайвань, Южная Корея, Сингапур. Наоборот, природные богатства, как правило, психологически калечат развивающиеся страны, отнимая у общества стимул к нормальному развитию. Иракцам сейчас представилась возможность начать строительство новой рыночной экономики с чистого листа, на здоровых принципах при полной поддержке США. И у Ирака есть то, что выгодно выделяет их из ряда других двадцати двух арабских стран. В Ираке выжил фермер, режим Саддама Хусейна проводил над ним эксперименты, заставив под угрозой смерти выращивать только пшеницу, но фермер выстоял. В Ираке сравнительно образованное население, у народа сохранилась коммерческая жилка, не надо забывать, что до прихода к власти партии Баатистов Ирак считался жемчужиной региона. В том, что касается долгов, я не уверен, что иракцы их признают и не уверен, что они должны это сделать, это не их долги, это долги Саддама, почему бы его кредиторам не потребовать оплаты с самого должника?

Юрий Жигалкин: Господин профессор, но, без сомнения многие соглашаются с самым главным доводом скептиков о том, что демократию невозможно ввести со стороны, что Соединенные Штаты, мягко говоря, наивны, пытаясь перестроит мир по своему образцу. Иными словами, демократия в арабском мире не пройдет, а иракский эксперимент закончится провалом.

Джошуа Муравчик: Когда скептики начинают приводит длинный список причин, согласно которым демократия в арабской стране невозможна хочется задать им один вопрос: знают ли они, что после победы над Японией официальный тезис Госдепартамента заключался в том, что мы не должны пытаться демократизировать японскую империю, ибо не в традиции японцев, этого не было в японской истории. Таких примеров можно привести много. Скажу больше, эти примеры демонстрируют парадоксальную вещь, которая, казалось бы, противоречит здравому смыслу. Демократия, система самоуправления, как подсказывает интуиция, должна быть результатом свободного выбора людей, но посмотрите, в тех случаях, когда американская армия бралась за выполнение этой задачи, ей всегда сопутствовал успех. Это и Германия, и Япония, и Италия и Австрия и Доминиканская республика и Гренада. В наших разнообразных попытках утверждения демократии в разных странах американской армии сопутствовал, я думаю, наибольший успех.

Юрий Жигалкин: Тем не менее, почему бы Соединенным Штатам не разделить задачу переустройства Ирака с Объединенными нациями, как к этому призывают многие столицы?

Джошуа Муравчик: Чем больше стран будут участвовать в реконструкции страны – тем лучше, но во главе этого не должна стоять ООН. Достаточно вспомнить печальный опыт разрешения иракского, сомалийского, боснийского и многих других кризисов, чтобы невзлюбить ООН. Мы не можем рисковать повторением подобного опыта в Ираке. Я не вижу, чем может помочь в данной ситуации Организация Объединенных Наций, пытавшая не допустить свержения режима, смогут ли ее представители сейчас прямо смотреть в глаза иракцам. Ни у кого, например, нет возможностей обеспечить безопасность Ирака кроме американской армии. Чего мы добьемся, отдав ООН руководящие функции? Посадим на шею американским солдатам французского генерала? Да, это порадует Париж, но нужно ли это Ираку? Соединенные Штаты сейчас должны утвердить мир в Ираке, начать процесс демократизации, политических реформ и побыстрее передать власть в стране в руки иракцев.

Юрий Жигалкин: Вопрос, на который сейчас пытаются ответить во многих столицах очевиден: Как переустроить Ирак? В последние дни стало окончательно ясно, что Соединенные Штаты намерены, если можно так выразиться, нести ответственность за будущее Ирака в одиночку. Почувствовав эту решимость, Париж и Бонн дали понять, что они готовы забыть недавнее неприятное прошлое и попытаться восстановить с Вашингтоном утерянную было близость. В таком контексте одиноким неизвестным выглядит Россия, продолжающая кампанию, начатую еще в другую эпоху, эпоху Саддама Хусейна. Анонимный представитель российского МИДа только что пообещал США новое столкновение в ООН. Москва, по его словам, не готова отменить санкции против Багдада? Что это: трезвая стратегия или ошибка? Как считает известный американский политолог Леон Эрон, Кремль готов примкнуть к коалиции победителей, вопрос в том, как найти достойный путь к отступлению.

Леон Эрон: Конечно, мне кажется, в Кремле Волошин, Путин понимают, что это все зашло слишком далеко. И для меня лично, как для эксперта, очень интересно технически посмотреть, как будет дана отмашка. Например, она может быть дана, если президент Буш согласится приехать на 300-летие Петербурга, что, кстати, я считаю делать не нужно. Потому что, если Россия серьезная страна и если она не хочет, чтобы к ней относились снисходительно как к ребенку или как к подростку, то она должна платить за свои шаги. Я считаю, было бы ошибкой американской администрации на данном этапе для президента Буша появляться на чисто символическом, явно совершенно направленном на увеличение престижа российского президента мероприятии. Если же такого визита не произойдет, то, мне кажется, что будут искать какие-то другие способы. Может быть опять посылка Волошина в Вашингтон для наведения мостов. Если в какой-то степени вопрос был технологий компетенции, именно с перехлестом, то мне трудно представить себе, что не хватит компетенции для того, чтобы понять, что зашли слишком далеко. Мне кажется, что не только ее достаточно, но, мне кажется, это уже поняли, и вопрос чисто технологический.

XS
SM
MD
LG