Ссылки для упрощенного доступа

Военные аспекты операции в Ираке


Военные аспекты операции Соединенных Штатов и их союзников в Ираке в эфире Радио Свобода комментирует военный обозреватель "Еженедельного журнала", научный сотрудник центра безопасности и сотрудничества Стэнфордского университета в Калифорнии Александр Гольц. С ним беседуют Андрей Шарый и Андрей Шароградский.

Андрей Шарый: Как вы оцениваете способность иракской армии к оказанию сколько-нибудь действенного сопротивления американцам?

Александр Гольц: Большого сопротивления иракцы оказать не смогут, если исходить из того, что, в общем-то, у них устаревшее советская техника производства начала 80-х, она не пополнялась, все-таки санкции ООН худо-бедно действовали, вряд ли в этом смысле иракская армия может составить хоть какую-то проблему для американцев. Ну вот, поговаривают о том, что там части Республиканской гвардии могут занять оборону внутри Багдада и вынудить американцев штурмовать город. Но все эти теории довольно-таки сомнительны. У меня очень большие сомнения, что даже если кто займет оборону в Багдаде, что американцы будут пытаться взять город штурмом.

Андрей Шароградский: То есть, вы считаете, что американские войска будут избегать городских боев и применять наземные силы только в крайнем случае?

Александр Гольц: Им надо установить, здесь им придется использовать наземные войска, им надо установить контроль над нефтяными месторождениями, не для того, чтобы овладеть ими, а прежде всего, чтобы не дать их поджечь и устроить второй раз вот эту экологическую катастрофу, что уже один раз Саддам Хусейн проделал.

Андрей Шарый: В одной из газет я прочитал недавно, что за 10-12 лет, которые прошли после операции "Буря в пустыне", американская армия совершила технологический скачок в своем вооружении, если раньше использовались так называемые "умные" бомбы, то теперь будут использоваться "очень умные" бомбы. Вот скажите пожалуйста, насколько эти "очень умные" бомбы способны уберечь от неприятных случайностей, от коллатеральных, как говорится, потерь среди мирного населения, и есть ли в военной науке какие-то проценты, сколько гибнет мирного населения при том, что задействуются такие "умные" или "очень умные" бомбы - или это невозможно подсчитать?

Александр Гольц: Во-первых, такие операции пока еще не стали военной традицией. То, что здесь в Америке называют - происходит революция в военной области в военном деле. Мы наблюдаем эту революцию, если в первую войну "умных" бомб было 8 процентов, то сейчас их у американцев 80 процентов. Дело даже не столько в бомбах, дело в том, что американцам удается создавать сейчас над зоной конфликта некую целостную информационную систему, которая позволяет со спутников и самолетов-разведчиков передавать сигнал на боевые самолеты, минуя командный центр. Целеуказание происходит в течение нескольких секунд или минуты, вот именно благодаря этому в Афганистане самолеты находились очень небольшое количество времени, в воздухе Афганистана, но они точно находили цели и уничтожали их. Вот это главное в предстоящей операции. Эта информационная система, конечно, теоретически может позволить сократить количество жертв среди мирного населения.

Андрей Шароградский: Александр, во время военной операции НАТО против Югославии довольно большой шум вызвало применение бомб, в составе которых содержался обедненный уран, сейчас были сообщения о том, что американские войска будут применять такие бомбы, как вы считаете, насколько это будет опасно для окружающей среды в Ираке?

Александр Гольц: В общем-то, история эта окончилась ничем, и ничем другим кончиться не могла. Было довольно убедительно доказано, что не существует прямой связи между обедненным ураном и некими экологическими проблемами, которые возникли в Косово, или заболеваниями у военнослужащих. По крайней мере, эта связь не была выявлена. Боюсь, что использование обедненного урана - самая меньшая из тех экологических проблем, которые могут сейчас возникнуть в Ираке.

XS
SM
MD
LG