Ссылки для упрощенного доступа

Совет Безопасности ООН вновь обсуждает иракский вопрос


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Юрий Жигалкин, Александр Соболев и Виктория Мунблит.

Андрей Шарый: Ханс Бликс - глава военных инспекций ООН и Мохаммед Эль-Барадей, директор МАГАТЭ, всемирной организации по использованию ядерной энергии, считают, что инспекции в Ираке должны продолжаться, на многие вопросы пока ответа нет. Такого рода заявления они сделали на заседании Совета Безопасности ООН, которое продолжается и в эти часы. За ходом заседаний внимательно следит наш корреспондент в Нью-Йорке Юрий Жигалкин.

Юрий Жигалкин: Выступления, от которых Соединенные Штаты и Великобритания ждали аргументов в пользу безотлагательного принудительного разоружения Ирака, а Франция и Германия в пользу продолжения и расширения инспекций, доставили пищу обеим сторонам. И Ханс Бликс, и Мохаммед Эль-Барадей дали осторожную, дипломатически выверенную оценку поведения иракских властей. Особенно это было заметно в выступлении Ханса Бликса, три недели назад во время подобного же отчета почти прямо обвинившего Ирак в нежелании сотрудничать с Объединенными Нациями. На этот раз члены Совета Безопасности услышали традиционного Ханса Бликса, человека, про которого говорят, что он не позволит себе дать повод для борьбы с Ираком. Вот что сказал Ханс Бликс.

Ханс Бликс: Осталось ли у Ирака оружие массового поражения и другие компоненты запрещенных вооружений? Пока комиссия не обнаружила такого оружия, за исключением небольшого числа снарядов, предназначенных для несения химических зарядов, информация о которых должна была быть представлена Багдадом, а сами снаряды уничтожены. Другая проблема исключительной важности заключается в том, что многое из иракского арсенала запрещенного оружия и материалов пропало без следа. Приведу лишь один пример: из материалов, представленных нам Багдадом, следует, что утеряны следы по крайней мере тысячи тон химических материалов из иракских арсеналов. Это не означает, что эти материалы спрятаны, что они существуют, но возможность такую невозможно исключить. Если эти материалы сохранены – их необходимо уничтожить, если их нет, то должны быть представлены неопровержимые свидетельства их уничтожения.

Юрий Жигалкин: В своем выступлении перед Советом Безопасности Ханс Бликс вновь, но, если можно так выразиться, в меньшей дозировке выразил прежние претензии к Ираку. То есть отсутствие сведений о нервно-паралитическом газе, попытки лимитировать беседы с иракскими учеными и руководителями военных программ. Привел он и доказательства новых нарушений Ираком резолюций ООН, например, два типа иракских ракет обладают большим радиусом действий, чем позволено резолюциями ООН. Инспекторы также обнаружили цеха для производства ракетных двигателей гораздо большей мощности. Мохаммед Эль-Барадей, глава группы, изучающей ядерные программы Ирака, не привел никаких фактов ведения Ираком работ над ядерным оружием, но он заявил, что иракские власти так с ясностью и не ответили на вопросы, для чего они, например, пытались закупать уран за границей, для чего предназначались особо прочные алюминиевые трубы. Они не объяснили и о существовании документов, свидетельствующих об их интересе к обогащению урана с помощью лазера. В выступлениях, которые начались сразу после выступления глав комиссий, представители ведущих государств тут же разошлись по своим позициям, а оппоненты военной операции обратили внимание на положительные выступления, в то время как сторонники силовой акций нашли достаточно поводов для своих аргументов. То есть единодушия в Совете Безопасности опять нет, и для Белого дома, очевидно, наступил момент принятия окончательного решения.

Андрей Шарый: Дипломатические маневры совершает и Саддам Хусейн. Президент Ирака в пятницу издал указ, запрещающий ввоз в страну и производство ядерного, химического и биологического оружия. Через несколько часов иракский парламент одобрил соответствующий закон, принятия которого требовала Организация Объединенных Наций. Эти демонстративные шаги режима Садама Хусейна должны свидетельствовать, по-видимому, о готовности Ирака следовать требованиям мирового сообщества. Багдад, замечу, продолжает отрицать, что обладает оружием массового поражения.

Александр Соболев: В пятницу президент Ирака Саддам Хусейн подписал декрет о запрете оружия массового уничтожения. Документ, имеющий силу закона, запрещает производство ядерного, биологического и химического вооружений и материалы для и изготовления. Все министерства должны предпринять необходимые меры для выполнения этого декрета и наказание те, кто не выполняет его, говорится в нем. Документ также запрещает всем организациям и индивидуальным лицам ввозить оружие массового поражения и его компоненты в страну. Саадам Хусейн подписал декрет незадолго до того, как на свою чрезвычайную сессию собрался парламент Ирака с той же целью – принять законодательство, запрещающее производство этих видов вооружений, а гражданам страны участие в их разработке и производстве. Однако парламентское согласие - чистое формальность. Глава Unmovic Ханс Бликс и директор МАГАТЭ Мухаммед Эль-Барадей потребовали принять подобный закон во время переговоров в Багдаде 8 и 9 февраля в Багдаде с иракскими официальными лицами. Багдад расценивает свой шаг как проявление доброй воли и готовности Ирака продолжать в полном объеме сотрудничество с международными инспекторами. Агентство новостей передало в пятницу заявление багдадского руководства о том, что Ирак свободен от оружия массового уничтожения, а утверждения некоторых мировых лидеров об обратном просто прикрытие агрессивных замыслов. "Если агрессоры все же нападут на нас, то пусть они ответят перед Аллахом и своими народами, - говорится в заявлении. - Иракцы, народ и армия готовы вступить с агрессорами в священную войну".

Андрей Шарый: На Ближнем Востоке фактически идет подготовка к войне. Это касается и американских войск, дислоцированных в этом регионе, и Израиля, где население получает инструкции о том, как вести себя в случае военной опасности. Правда, судя по информации, собранной нашим корреспондентом в Тель-Авиве Виктории Мунблит, население Ирака не готовится к атаке со стороны Соединенных Штатов.

Виктория Мунблит: В Израиле население практически ежедневно получает приказы и инструкции от штаба гражданской обороны. К примеру, только в пятницу последовал приказ о закупке всего оборудования для убежищ и так называемых герметизированных комнат. Первые четыре страницы крупнейших газет были заполнены инструкциями, как вести себя в случае ракетной атаки, в школах прошли инструктажи и тренировки по впрыскиванию себе инъекций атропина, а психологи начали осуществлять круглосуточную консультацию населения. В общем. Если ошалевшее израильское население ни на секунду не оставляют в покое, то в Багдаде, судя по сообщениям пресс-секретаря израильского штаба гражданской обороны и средств массовой информации, ситуация совершенно противоположная - в Багдаде все спокойно, лишь очень немногие признаки говорят о приближающейся войне. Например, то, что на всех углах появились антиамериканские лозунги и заверения в том, что Аллах на стороне Ирака. Или же то, что население, получающее продукты по карточкам, неожиданно получило еду не на месяц, а на два месяца вперед. Иракцы не готовят убежища, не эвакуируются. Происходит это, по мнению израильских обозревателей, по двум причинам. Во-первых, отмечается общая усталость, даже некая вялость населения. На вопросы журналистов иракцы лишь отмахиваются – бывали времена и похуже. Во-вторых, любая попытка как-то подготовиться к грядущей войне, оборудовать убежища, запастись всем необходимым воспринимается иракским руководством как проявление пораженческих настроений. В школах проходят демонстрации и митинги в поддержку Саддама Хусейна, но никто не объясняет детям, куда деваться в случае бомбежки. Лишь об одном вроде бы позаботилось иракское руководство – о защите мечетей. По имеющейся у Израиля информации, во многих мечетях спрятаны ракетные установки, закапывается и прячется священная утварь, наготове весь противопожарный инвентарь. Что же до личной инициативы жителей Ирака, то она проявляется лишь в том, что в магазинах раскупают свечи. И все. Защищенные одними свечами, иракцы готовятся встретить то неизбежное, что готовят им ближайшие недели.

XS
SM
MD
LG