Ссылки для упрощенного доступа

По каким причинам Франция и Германия выступают против нового проекта резолюции по Ираку


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Владимир Абаринов, Семен Мирский и Евгений Бовкун.

Андрей Шарый: Администрация США ожидает, что проект новой резолюции по Ираку будет поставлен на голосование в ближайшие две-три недели. За это время американские дипломаты рассчитывают заручиться поддержкой большинства членов Совета Безопасности ООН. С подробностями из Вашингтона Владимир Абаринов.

Владимир Абаринов: Проект резолюции, внесенный в Совет Безопасности Соединенными Штатами, Великобританией и Испанией, констатирует, что Ирак не использовал последнюю возможность, предоставленную ему резолюцией от 8 ноября, и теперь мировое сообщество вправе применить «все необходимые средства», чтобы заставить его разоружиться. Никакого жесткого срока проект не устанавливает, однако британский и американский послы в ООН дали понять, что намерены провести голосование к середине марта. В Вашингтоне хорошо понимают, что рассчитывать на поддержку трех постоянных членов Совета Безопасности – Франции, России и Китая – не приходится. Вместе с тем администрация надеется, что ни одна из этих стран не применит свое право вето. В этом случае все будет зависеть от позиции непостоянных членов – резолюция будет одобрена, если она наберет девять из 15 голосов. В настоящее время, кроме стран-соавторов проекта резолюции, его поддержала только Болгария. В ближайшее время США рассчитывают в ходе двусторонних консультаций склонить в свою пользу такие страны, как Ангола, Гвинея, Камерун, Чили и Пакистан.

Что касается предложения Франции, России и Германии о продолжении инспекций, то оно сделано не в виде проекта резолюции, а в виде меморандума, а потому и не предполагает голосования в Совете Безопасности. Американский посол в ООН Джон Негропонте уже заявил, что его правительство относится к франко-российско-немецкому предложению скептически и полагает, что оно никоим образом не способствует решению проблемы разоружения Ирака.

Вместе с тем в Вашингтоне готовы и к вето одного из постоянных членов Совета. Американские высшие должностные лица не раз заявляли, что США возглавят антисаддамовскую коалицию независимо от решения ООН. При этом представители администрации ссылаются как на прецедент на военную операцию в Косово, которая была проведена без санкции Совета Безопасности. Однако и в том случае, если кто-либо из постоянных членов решится воспользоваться своим правом вето, Соединенные Штаты считают желательным заручиться в Совете Безопасности поддержкой большинства. Согласно последнему опросу, 56 процентов американцев предпочитают, чтобы военная операция против Саддама была санкционирована ООН. 39 процентов избирателей считают, что США должны провести эту операцию независимо от итогов голосования в Совете Безопасности.

Андрей Шарый: Франция заявила, что выступает против второй резолюции по Ираку, считая, что применение военной силы – это крайняя мера, допустимая лишь в том случае, когда все другие меры не дали желаемого результата. В кулуарах штаб-квартиры ООН циркулирует новый документ – так называемый "меморандум по Ираку", разработанный по инициативе французских дипломатов и получивший поддержку Германии, России и Китая. В документе содержится призыв к членам Совета Безопасности дать еще один шанс инспекторам ООН, работающим в Ираке.

Семен Мирский: Меморандум предусматривает периодические отчеты глав инспекционных групп ООН не реже одного отчета каждые три недели и опубликование итогового документа через 120 дней. То есть авторы и сторонники меморандума готовы дать Саддаму Хусейну еще как минимум четыре месяца для разоружения. На вопрос, почему Саддам проявит большую готовность разоружиться сейчас, чем за последние несколько лет, глава французской дипломатии Доминик Де Вильпен дал следующий ответ в интервью газете "Фигаро": "Между 1991-м и 98-м годами инспекции давали результаты и позволили обезвредить большее количество оружия массового поражения, чем сама операция "Буря в пустыне". Между 1998-м и 2000-м годами инспекция иракских объектов была прервана, и там образовалась "черная дыра". Вопрос корреспондента газеты "Фигаро" к министру иностранных дел Франции: "Вы не боитесь предстать в роли защитники Саддама Хусейна?" Ответ де Вильпена: "Недостаточно продуманная и подготовленная военная операция чревата опасностью дестабилизации региона и усиления терроризма. Она способна углубить существующие конфликты, внести еще больший разлад в международное сообщество и усугубить чувство нестабильности во всем мире". "Не опасаетесь ли вы, господин министр, что, если Соединенные Штаты все-таки решат начать военную операцию без зеленого света со стороны ООН, то Объединенные Нации окажутся в маргинальной позиции?" Доминик де Вельпен отвечает на этот вопрос осторожно: "Без ООН нам никак не обойтись, без ООН нельзя будет обеспечить мир". Интервью главы французской дипломатии, как и заявление президента Ширака, не дают ответа на главный вопрос: намеренна ли Франция воспользоваться своим правом вето в качестве постоянного члена Совета Безопасности и блокировать резолюцию, которая открыла бы путь для военной операции против Саддама Хусейна под эгидой ООН, чего добиваются Соединенные Штаты и их союзники.

Андрей Шарый: Теперь подробнее о позиции и реакции германии по вопросу о том, нужно ли воевать с Ираком или нужно дать еще один шанс инспекторам для того, чтобы они проверили как следует иракские военные объекты. Меморандум с предложениями обсуждался в Берлине канцлером ФРГ Герхардом Шредером и президентом Франции Жаком Шираком. Документ критически обсуждается германской общественностью и печатью.

Евгений Бовкун: Журналисты в Берлине ломали головы: случайно или нет выбрали ресторан для своей встречи Герхард Шредер и Жак Ширак, чтобы обсудить свою очередную мирную инициативу? Речь шла о меморандуме Германии и Франции против новой резолюции по Ираку, проект которой внесли в Совет Безопасности Соединенные Штаты. А ресторан, где поужинали вчера канцлер ФРГ и президент Франции, назвался "У последней инстанции". Упомянутый меморандум, очевидно, и должен стать истиной в последней инстанции в споре между сторонниками и противниками силового разоружения багдадского диктатора. В основе документа лежит предложение Ширака продлить военные инспекции на необозримый срок и ужесточить их. Прежний план Шредера об установлении в Ираке фактического режима протектората ООН с усиленным присутствием "голубых касок" словно испарился, о нем никто из участников встречи даже не упомянул. Зато внимательные наблюдатели отметили другое: Германия уже не пытается выдвигать на передний план свое категорическое "нет" использованию силы против Багдада. Она максимально приблизилась к позиции Франции, которая не исключает силового разоружения Саддама Хусейна в случае краха бесконечных инспекций ООН. Спикер Министерства иностранных дел ФРГ сообщил журналистам ключевое условие франко-германского меморандума: Багдад должен полностью выполнить все требования инспекторов ООН, начав уже на этой неделе уничтожение ракет. Левые и пацифисты ФРГ видят в этом элементы оппортунизма со стороны правительства. Либерально-консервативная оппозиция разоблачает инициативу Ширака и Шредера как новую попытку расколоть единство демократических стран, облегчив таким образом положение Саддама Хусейна. Еще резче высказывается печать ФРГ: "Германия и Франция пытаются говорить от имени 25-ти стран, опираясь на солидарность максимум трех, и фактически пилят сук, на котором сидят", - пишет газета "Вельт". По мнению автора статьи, Шредер и Ширак берут на вооружение методы борцов за мир эпохи Сталина, пытаясь разыгрывать абстрактные интересы народов мира против формальной демократии. Миротворческие идеи Ширака и Шредера, родившиеся в ресторане "У последней инстанции", вновь обострили общественную полемику в ФРГ вокруг иракской проблемы.

XS
SM
MD
LG