Ссылки для упрощенного доступа

Обсуждение в Совете Безопасности ООН ситуации вокруг Ирака и работы международных инспекторов


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Юрий Жигалкин, Александр Соболев, Евгений Бовкун.

Андрей Шарый: Сегодняшний день может стать решающим в определении будущего режима Саддама Хусейна. Руководители международных инспекторов, ведущих в Ираке поиск оружия массового поражения, выступают на заседании Совета Безопасности ООН с докладом об итогах двухмесячной работы. Выводы по итогам этого доклада могут стать формальным поводом для военной операции в Ираке. За ходом дискуссии в Совете Безопасности ООН внимательнейшим образом следит наш корреспондент в Нью-Йорке Юрий Жигалкин. Юрий, глава комиссии ООН по разоружению Ирака Ханс Бликс заявил, открывая свою речь, что Багдад до сих пор не во всей мере выполняет требования международного сообщества, что он сказал подробнее?

Юрий Жигалкин: На самом деле, к удивлению для многих, заявления Ханса Бликса были гораздо тверже. Все по порядку: как и ожидалось, Ханс Бликс был вполне дипломатичен в своей оценке кооперации со стороны Ирака, предъявив, с одной стороны, свидетельства, которые можно трактовать как нарушение Ираком требований Совета Безопасности ООН, с другой, дав несколько аргументов тем, кто считает, что необходимо продолжать процесс инспекций, что называется, до победного конца. Но даже его запас дипломатичности оказался ограничен. Как уверены люди, знающие Ханса Бликса, бывший министр иностранных дел Швеции, дипломат, в силу профессиональных убеждений не простил бы себе, если бы его отчет стал поводом для военного конфликта. Тем не менее, его оценка поведения Ирака в течение двух месяцев инспекций прозвучала как обвинительное заключение. Несколько раз упомянув в своем приблизительно получасовом выступлении о том, что Ирак тесно сотрудничает с инспекторами по процедурным вопросам, предоставляя им более менее полный доступ к объектам, интересующим экспертов, Ханс Бликс, надо сказать, неожиданно, сделал вывод о том, что даже сегодня Багдад не воспринял до конца требования разоружиться, предъявленные ему Советом Безопасности ООН еще 11 лет назад, после окончания войны в Персидском заливе. Мало того, набор факторов, представленный руководителем инспекционной комиссии, если не уличает Ирак в прямых попытках сокрытия оружия массового поражения, то не оставляет никаких сомнений в том, как оценивают члены комиссии уровень иракской кооперации по сути проблемы. Ханс Бликс, например, упомянул о том, что иракские власти отказались гарантировать безопасность полетов разведывательных самолетов "U-2" над Ираком. Он заявил о том, что были попытки обвинения инспекторов в ведении шпионской деятельности. Он сказал о том, что рядом с ооновским комплексом устраиваются демонстрации, наверняка санкционированные официальным Багдадом. Но самый опасный для иракского руководства вывод касался потенциально гораздо более серьезных нарушений резолюции Совета Безопасности ООН. Вот что сказал на заседании Ханс Бликс:

Ханс Бликс: Нервно паралитический газ VX - один из самых токсичных когда-либо созданных химических агентов. Ирак заявил, что производство этого газа было ограничено, не зашло дальше экспериментальной стадии. По словам иракских властей, было изготовлено несколько тонн нестабильного газа плохого качества, он, якобы, не был приспособлен для применения в качестве оружия и был разрушен в 1991-м году. У нашей комиссии есть информация, которая идет вразрез с этими заявлениями. Есть сведения, что качество нервно-паралитического газа было высоким, и он был приспособленным для использования в оружии.

Юрий Жигалкин: Бликс также поднял вопрос об исчезновении почти 6 тысяч бомб с химическими боезарядами, существование которых подтверждено официальными иракскими документами, а исчезновение вразумительно не объяснено. Под занавес выступления глава ооновской комиссии сделал еще один тревожный для Ирака вывод, заявив, что иракцы прибегли к новой тактике, в течение этих двух месяцев скрывая документы, касающиеся атомных исследований, в квартирах и домах ученых. 16 января, как мы знаем, ученые обнаружили один из таких документов, где были сведения об иракских работах над обогащением урана. Следующая подобная находка, сказал Бликс, будет конституировать прямое нарушение Ираком резолюций ООН. Итак, можно сказать, что неожиданные обвинения в адрес Багдада вынесены, сцена подготовлена для очень интересного заседания Совета Безопасности ООН, которое, не исключено, затянется надолго. Вопрос, стоящий перед дипломатами, очевиден: продолжать инспекции, или заставить Ирак разоружиться силой оружия.

Андрей Шарый: Известен ли распорядок работы Совета Безопасности ООН - после выступления Бликса выступал руководитель Международного агентства по атомной энергии Эль-Барадей - что теперь?

Юрий Жигалкин: После выступления Эль-Барадея двери Совета Безопасности были закрыты для журналистов и всех посторонних, Совет Безопасности будет заседать, по крайней мере, несколько часов. О чем договорятся дипломаты, решатся ли они на какие-то действия, примут ли какие-то декларации, либо резолюции – неизвестно, но ясно, что американская позиция была сильно укреплена выступлением Ханса Бликса.

Андрей Шарый: Теперь подробнее о политической дискуссии по иракской проблеме, которая ведется в эти дни во многих мировых столицах. В отличие от 1991-го года, когда арабский мир был расколот по вопросу о том, необходимо ли военное вмешательство в Ираке, сейчас фактически сформирован единый фронт против американских планов силового наказания Саддама Хусейна. Сообщает наш корреспондент в арабских странах Александр Соболев:

Александр Соболев: Арабские страны занимают единую позицию в отношении кризиса вокруг Ирака. Она была сформулирована в ходе многочисленных двусторонних консультаций на высшем уровне, а также во время прошедшей на днях в Стамбуле конференции министров иностранных дел соседних с Ираком государств - Турции, Ирана, Иордании, Саудовской Аравии и Сирии. Арабские столицы требуют от Багдада полного выполнения резолюции 1441 Совета Безопасности ООН, чтобы не дать повода для нанесения удара по Ираку. А от международного сообщества они требуют продолжения политических усилий. Пусть говорят дипломаты, а не пушки - практически ежедневно это требование звучит из уст высокопоставленных представителей арабских государств, переживших за последние 12 лет две разрушительные войны в Персидском заливе. Даже Кувейт, жертва иракской агрессии 1990-го года, заявляет, что не хочет войны.

Помимо колоссальных экономических потерь, а здесь уже посчитали, что только прямой ущерб арабских стран в случае войны в Ираке составит 30 миллиардов долларов, здесь опасаются гуманитарной катастрофы, массовой гибели гражданского населения и потоков беженцев, а также дестабилизации ситуации и угрозы безопасности всего региона. Арабские руководители осознают, что истинная цель возможной военной операции - вовсе не разоружение Ирака, а смена багдадского режима. Поэтому в арабских коридорах власти все чаще обсуждают вариант добровольного отказа Саддама Хусейна от президентства при условии предоставления ему определенных международных гарантий. Исполняющий обязанности главы кувейтского правительства шейх Саббах аль-Саббах, пожалуй, первым из арабских руководителей открыто заявил об этом: "Выезд Саддама Хусейна из Ирака, - подчеркнул он, - позволит покончить со всеми проблемами, и мир вздохнет с облегчением".

Андрей Шарый: В Брюсселе в понедельник открылось заседание Европейского Союза по иракской проблеме. Представители Германии на этой встрече пытаются выработать принципы единой позиции европейцев по отношению к этой проблеме на антивоенной основе. Такого рода усилия вызывают недовольство со стороны партнеров ФРГ в Европе и оппозиционных партий в самой Германии. С подробностями наш боннский корреспондент Евгений Бовкун:

Евгений Бовкун: Противоречия между ФРГ и ее западными союзниками, обострившиеся из-за иракского кризиса, вступили в новую фазу. На совещании министров иностранных дел ЕС в Брюсселе и во время серии блиц-переговоров, проведенных Йошкой Фишером в арабских странах, Германия вновь попыталась вернуть себе статус великой державы, добивающейся бескровного компромисса между Ираком и Западом. Но, между тем, ее отношения с союзниками становятся все напряженнее. Участники встречи в Давосе, где обсуждаются проблемы мировой экономики, пришли к выводу, что Германия изолировала себя, прежде всего, своими антиамериканскими демаршами в области внешней политики. Возмущенные демонстративным отсутствием в Давосе ключевых министров ФРГ - экономики и труда - западные дипломаты и менеджеры критиковали изоляционистскую политику Герхарда Шредера, при котором Германия лишилась доверия своего главного союзника - Соединенных Штатов.

Несмотря на поспешную активизацию германо-французского сотрудничества и на относительно общую точку зрения министров иностранных дел ЕС о необходимости разоружения Ирака, ФРГ остается в одиночестве со своим превентивно отрицательным отношением к возможным военным санкциям против багдадского режима. Единственное требование Германии, которое сейчас разделяется большинством европейцев, состоит в том, чтобы дать больше времени инспекторам ООН, но это не позволяет решить вопрос, что делать с Ираком, если Саддам Хусейн в очередной раз обманет мировую общественность. По мнению либерально- консервативной оппозиции в Берлине, представители ФРГ в Совете Безопасности пытаются любыми средствами блокировать принятие второй резолюции по Ираку, для чего необходимо, чтобы основные договоренности министров иностранных дел в Брюсселе как можно меньше отвечали жестким требованиям США. На это и были направлены все усилия зарубежных поездок Йошки Фишера. Позиция германского правительства по Ираку вызывает растущую критику и в самой ФРГ. Председатель ХДС Ангела Меркель осудила новую попытку лидеров СДПГ опереться на пацифистов как предвыборный трюк. Председатель Центрального совет евреев в Германии Пауль Шпигель напомнил правительству по случаю дня памяти жертв Холокоста, что концлагеря освобождали после войны не пацифисты, а русские и американские солдаты, однако, канцлер пока не намерен отступать от своих новых пацифистских принципов.

XS
SM
MD
LG