Ссылки для упрощенного доступа

Отсутствие надежной проверенной информации о состоянии здоровья Арафата порождает домыслы и всевозможные слухи


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Семен Мирский, Виктория Мунблит и Ян Рунов.

Андрей Шароградский: Резко ухудшилось состояние здоровья Ясира Арафата. Арафат сейчас находится в клинике, расположенной неподалеку от Парижа. На линии прямого эфира корреспондент Радио Свобода во Франции Семен Мирский.

Семен, со вчерашнего дня поступают крайне противоречивые сообщения о состоянии здоровья Арафата - поступают сообщения о том, что Арафат находится в состоянии клинической смерти, затем эти сообщения опровергаются. Какова последняя подтвержденная информация по этому поводу?

Семен Мирский: Вы знаете, Андрей, отсутствие надежной проверенной информации всегда порождает домыслы и всевозможные слухи. Состояние здоровья Арафата не является исключением из этого правила, ибо французские военные врачи, в руках которых находится сейчас лидер Палестинской автономии, очень скупятся на медицинские коммюнике. Так что единственной информацией, достойной возможного внимания, которой мы располагаем в настоящий момент, является заявление, сделанное сегодня генеральным представителем Палестинской автономии в Париже Лайлой Шахид, сказавшей, что "президент Арафат находится между жизнью и смертью, но состояние комы, в которую он погружен, не является необратимым, и что Арафат еще может прийти в сознание". Заявление Лайлы Шахид находится в резком противоречии с той информацией, которую вы, Андрей, цитировали из неофициального коммюнике французских медицинских источников, сообщивших, что кома, в которой находится Арафат, принадлежит к так называемой 4-й категории, то есть кома необратимая, означающая клиническую смерть пациента.

Президент Франции Ширак, сделавший сегодня в Брюсселе заявление о своем визите в госпиталь, в котором лежит Арафат, тут же предупредил прессу, что он ни слова не скажет о состоянии больного, ибо, как сказал о себе Жак Ширак: «Я в этой области абсолютно некомпетентен и скажу лишь, что я пожал руку председателя Палестинской автономии», что «он находится в руках самых лучших врачей".

Итак, обобщая всю имеющуюся у нас сейчас информацию, можно сказать, что жизнь Арафата висит на тонкой ниточке, которая может оборваться в любой момент, и что его кончина, скорее всего, усугубит и без того хаотическую ситуацию на Западном берегу Иордана и в Секторе Газа.

Андрей Шароградский: Согласно многим неофициальным предположениям, смерть Арафата не объявлена официально, потому что не решен вопрос о его преемнике, прежде всего, не решен вопрос о том, кто будет контролировать средства, принадлежащие Палестинской автономии. До сегодняшнего дня эти средства контролировал сам Арафат, однако палестинские источники утверждают, что завещание Арафата существует и в нем названо имя преемника палестинского лидера - это Фарук Кадуми. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Израиле Виктория Мунблит.

Виктория Мунблит: Как утверждают компетентные палестинские источники, лидер Палестинской автономии Ясир Арафат оставил завещание, в котором назвал имя своего преемника - Фарука Кадуми. Кадуми, по образованию инженер, стал членом исполкома Организации освобождения Палестины еще в 1969 году. В 70-х годах отвечал за установление отношений между ООП и США и добился признания Америкой ООП как единственного представителя палестинского народа.

Разногласия между Кадуми и Арафатом начались из-за норвежских соглашений, против которых, как и против переговоров с Израилем, активно выступал Кадуми. С тех пор он не посещал Палестинскую автономию, не желая бывать в образовании, созданном в результате соглашений с Израилем. Отношения Арафата и Кадуми вновь потеплели после разрыва Арафата с Махмудом Абасом. За несколько дней до госпитализации Арафат пожелал видеть Кадуми, и тот прибыл в резиденцию палестинского лидера в Рамалле.

Кадуми всегда был сторонником террора как метода борьбы с Израилем. Если информация о завещании Арафата подтвердится, это будет означать конец политической карьеры Махмуда Абаса. Что же до нынешнего премьер-министра Ахмеда Кури, то без его помощи Кадуми не справится, как личность малоизвестная широким палестинским массам.

Андрей Шароградский: Итак, как уход Арафата отразится на общей ближневосточной ситуации и, в частности, на перспективах палестино-израильского диалога. Об этом с американским экспертом беседует нью-йоркский корреспондент Радио Свобода Ян Рунов.

Ян Рунов: В Вашингтоне у Арафата при республиканском правительстве Буша и при республиканском большинстве в сенате и Конгрессе друзей почти не осталось. Отношение американских верхов к нему выразил бывший посол США в Марокко Марк Гинсберг.

Марк Гинсберг: Ясир Арафат был никого не щадившим террористом и коррумпированным лидером. Ничего не позволялось делать в Палестинской автономии без его разрешения. Десятки и сотни миллионов долларов, которые поступали в помощь палестинцам от разных государств, в том числе и США, и от международных организаций, исчезали в глубоких карманах Арафата, оседали в парижских банках на счетах его жены и других членов его семьи.

Ян Рунов: Уход Арафата с политической сцены откроет новые возможности для установления мира между Израилем и Палестиной? Вот мнение об этом политолога из Вашингтонского фонда "Heritage" Джеймса Филипса.

Джеймс Филипс: Я ожидаю, что в ближайшее время после Арафата в Палестинской автономии наступит анархия. Обострится борьба за власть между разными фракциями. И в этой борьбе пока не определится явный лидер, обладающий каким-то авторитетом и реальной властью, вести мирные переговоры будет не с кем. Но в более далекой перспективе уход Арафата расчистит путь для реальных переговоров о мире, потому что сам Арафат превратился в одно из главных препятствий на пути к миру. Не случайно не только израильтяне, но и администрация Буша прекратила с ним всякие отношения. Переговоры с ним потеряли смысл, потому что он продолжал поддерживать терроризм. Если к власти в Палестине придет более прагматичный лидер, то у палестинцев появится больше шансов получить собственное государство.

Ян Рунов: Когда вы говорите о более прагматичном лидере, значит ли это, что у Соединенных Штатов есть вполне конкретные предпочтения?

Джеймс Филипс: Я не думаю, что Соединенные Штаты могут и имеют право выбирать лидера палестинцев. Вряд ли кто-то кроме самих палестинцев может сделать за них выбор, но из всех политических фигур для Соединенных Штатов предпочтительнее было бы видеть во главе Палестинской автономии, скажем, Абу Мазана, бывшего премьер-министра, которого снял Арафат. Абу Мазан, как компромиссная фигура, приемлемая для Соединенных Штатов и для Израиля, мог бы, будучи в составе коллективного руководства Палестиной, вновь появиться на поверхности сразу после хаоса.

Ян Рунов: Не можете ли вы сказать более определенно как скоро, по-вашему, иссякнут силы у интифады? Отразится ли уход Арафата на мировой террористической активности?

Джеймс Филипс: Я думаю, что пока все будет продолжаться, и теракты будут происходить в Израиле и за его пределами, хотя в целом количество терактов несколько уменьшилось в последние месяцы. Надеюсь, что многие палестинцы все больше разочаровываются в террористических методах, которые ничего им не дали, наоборот, ситуация в Палестине из-за активности террористов становится только хуже. Так что со временем, как я ожидаю, палестинцы откажутся от такой стратегии Арафата, как интифада.

XS
SM
MD
LG