Ссылки для упрощенного доступа

30-летие Войны Судного дня


Виктория Мунблит, Тель-Авив: "Граждане Израиля, сегодня около двух часов пополудни египетские и сирийские вооруженные силы начали наступление на Израиль. Враги рассчитывали застать израильтян врасплох в Судный день. Но им это не удалось, разведслужбам было известно о готовящемся нападении армий Египта и Сирии", – это отрывок из обращения к нации в день начала Войны Судного дня премьер-министра Голды Меир.

В этом отрывке почти все неправда. Израильское политическое и военное руководство не было готово к войне. И Египту, и Сирии удалось застать израильтян врасплох. Это израильские разведслужбы игнорировали все явные признаки того, что война уже на пороге, и буквально за день до ее начала сделали заявление о том, что существует, "бесконечно малая вероятность начала военных действий со стороны Египта и Сирии". Это они объявили стягивание сирийских и египетских войск к израильской границе всего-навсего маневрами. Да и сама Голда проигнорировала даже тайное сообщение иорданского короля Хусейна о готовящейся войне и отбыла с рабочим визитом в Австрию.

В результате этой поразительной неготовности израильская армия в первые три дня войны несла огромные потери. Ситуация была настолько сложной, что Моше Даян то намеревался обратиться к нации, чтобы сказать страшную правду, то настаивал на применении неконвенционального оружия. Однако, как первое, так и второе категорически запретила Голда Меир. И Голда оказалась права. На пятый день войны началось мощное контрнаступление израильских войск. Израильские танки остановились в 40 километрах от Дамаска. Только на Голанских высотах сирийцы потеряли около 900 танков. Еще через 4 дня десантные части дивизии генерала Ариэля Шарона формировали Суэцкий канал и отрезали от тыла 3-ю египетскую армию.

Победа Израиля была блистательной, однако, и счет за нее был велик: 2600 убитых солдат, 7 тысяч раненых, израильские ВВС не досчитались 100 самолетов, бронетанковые войска 800 танков. Не простившая себе эти потери премьер-министр Голда Меир через несколько месяцев после окончания войны ушла в отставку. Ее преемником стал Ицхак Рабин.

XS
SM
MD
LG